Дмитровский cобор во Владимире

 

Дата: 1194-1197
   
Место: г.Владимир
   
Заказчик: князь Всеволод Большое Гнездо
   
Функция: Домовая церковь при великокняжеском дворце
   
Тип: крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый с пониженным подпружными арками,с хорами, крещатыми столбами.
   
Репрезентативный великокняжеский храм был придворной церковью резиденции Всеволода Большое Гнездо. в летописи нет упоминания о храме, его можно найти только в некрологе Всеволода. Относительная датировка строительства устанавливается по косвенным данным как 1194-97. Первоначальнохрам был окружен закрытыми галереями, доходившими до уровня аркатуры; перед западным фасадом находились две лестничные башни. Пропорции споскойны и величественны, в облике храма нет подчеркнутого вертикализма, свойственного Успенскому собору Андрея Боголюбского и церкви Покрова на Нерли. Фасады богато украшеныбелокаменными рельефами, сочетающими фигуративные изображения и растительные орнаменты. Вероятно участие в возведении собора русских мастеров; возможно, их участием объясняется усиление роли орнаментальных мотивов иплоскостная трактовкачасти рельефов. Колонки аркатурного пояса опираются наповисающие в воздухе консоли- мотив трактован менее рационально, чем этот же элемент на фасадах Успенского собора Андрея Боголюбского (где колонки зрительно опираются на уступ отлива). Сюжеты рельефов:скульптура сосредоточена в верхней части фасадов над аркатурным поясом. Между колонками аркатурного пояса - фигуры святых. В поясе западного прясла северного фасада - фигуры Бориса и Глеба. В центральном тимпане каждого из трех фасадов (западного, южного и северного) -изображение царя Давида - псалмопевца. В восточной закомаре южного фасада - Вознесение Александра Македонского (Александр - в корзине, которую тянут наверх два грифона, которые тянутся за приманкой - двумя львятами в руках императора). В восточной закомаре северного фасада - предп. изображение Всеволода с сыном Дмитрием на коленях и поклоняющихся ему сыновей (Воронин Н.Н.) В интерьере - изображения лежащих львов в импостах столбов под барабаном. Интерпретация сюжетов скульптуры Дмитровского собора (а также других владимирских памятников) остается спорной. Наиболее вероятна их связь с текстом псалма Давида "всякое дыхание да хвалит Господа" Другие трактовки: - изображение "собора всей твари" - иллюстрация "Голубиной книги" - или "Беседы трех святителей" - выражение репрезентативного начала, основная идея - прославление княжеской власти (фигуры львов - символов власти, включение композиции Вознесение Александра Македонского) Замененные в XIX в. рельефы: Большинство фигур в аркатурном поясе (их отличает плоскостность, грубоватая обработка) Крещение в западном тимпане южного фасада Повреждения, перестройки, изменения: XVI, XVIII - собор горел 1837-1839 - реставрирован по распоряжению Николая I. Ошибочно разобраны древние галереи и лестничные башни, заменена часть рельефов. Здание, потерявшее поддерживающие его объемы галерей и башен, начало разрушаться - лопнули паруса и подпружные арки, началось расслоение столбов. 1952 - реставрация А.В. Столетова, спасшая памятник от разрушения. Живопись: Роспись XII в. с изображением Страшного суда сохранилась на сводах хор. Раскрыта в 1918. В центральной части - фигуры двенадцати апостолов и ангелы, на юго-западном своде - Шествие праведников в рай; Богоматерь на троне и праотцы в раю. Живопись южной части центрального свода хор, вероятно, принадлежит кисти греческого мастера; напротив, в северной части - русского. Репрезентативный великокняжеский храм был придворной церковью резиденции Всеволода Большое Гнездо. в летописи нет упоминания о храме, его можно найти только в некрологе Всеволода. Относительная датировка строительства устанавливается по косвенным данным как 1194-97. Первоначальнохрам был окружен закрытыми галереями, доходившими до уровня аркатуры; перед западным фасадом находились две лестничные башни. Пропорции споскойны и величественны, в облике храма нет подчеркнутого вертикализма, свойственного Успенскому собору Андрея Боголюбского и церкви Покрова на Нерли. Фасады богато украшеныбелокаменными рельефами, сочетающими фигуративные изображения и растительные орнаменты. Вероятно участие в возведении собора русских мастеров; возможно, их участием объясняется усиление роли орнаментальных мотивов иплоскостная трактовкачасти рельефов. Колонки аркатурного пояса опираются наповисающие в воздухе консоли- мотив трактован менее рационально, чем этот же элемент на фасадах Успенского собора Андрея Боголюбского (где колонки зрительно опираются на уступ отлива). Сюжеты рельефов:скульптура сосредоточена в верхней части фасадов над аркатурным поясом. Между колонками аркатурного пояса - фигуры святых. В поясе западного прясла северного фасада - фигуры Бориса и Глеба. В центральном тимпане каждого из трех фасадов (западного, южного и северного) -изображение царя Давида - псалмопевца. В восточной закомаре южного фасада - Вознесение Александра Македонского (Александр - в корзине, которую тянут наверх два грифона, которые тянутся за приманкой - двумя львятами в руках императора). В восточной закомаре северного фасада - предп. изображение Всеволода с сыном Дмитрием на коленях и поклоняющихся ему сыновей (Воронин Н.Н.) В интерьере - изображения лежащих львов в импостах столбов под барабаном. Интерпретация сюжетов скульптуры Дмитровского собора (а также других владимирских памятников) остается спорной. Наиболее вероятна их связь с текстом псалма Давида "всякое дыхание да хвалит Господа" Другие трактовки: - изображение "собора всей твари" - иллюстрация "Голубиной книги" - или "Беседы трех святителей" - выражение репрезентативного начала, основная идея - прославление княжеской власти (фигуры львов - символов власти, включение композиции Вознесение Александра Македонского) Замененные в XIX в. рельефы: Большинство фигур в аркатурном поясе (их отличает плоскостность, грубоватая обработка) Крещение в западном тимпане южного фасада Повреждения, перестройки, изменения: XVI, XVIII - собор горел 1837-1839 - реставрирован по распоряжению Николая I. Ошибочно разобраны древние галереи и лестничные башни, заменена часть рельефов. Здание, потерявшее поддерживающие его объемы галерей и башен, начало разрушаться - лопнули паруса и подпружные арки, началось расслоение столбов. 1952 - реставрация А.В. Столетова, спасшая памятник от разрушения. Живопись: Роспись XII в. с изображением Страшного суда сохранилась на сводах хор. Раскрыта в 1918. В центральной части - фигуры двенадцати апостолов и ангелы, на юго-западном своде - Шествие праведников в рай; Богоматерь на троне и праотцы в раю. Живопись южной части центрального свода хор, вероятно, принадлежит кисти греческого мастера; напротив, в северной части - русского.
   
   

Собор Преображения в Мирожском монастыре в Пскове

return false">ссылка скрыта