Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей.

Следует отметить, что наряду с познавательными (гносеологическими), эстетическими, правовыми и нравственными ценностями неистребимы в душе человека ценности религиозные. Основное "рабство" человека, основная его несвобода, которую нельзя преодолеть ни через (по крайней мере, в обозримом будущем) науку, ни через искусство, ни через человеческую солидарность и взаимопомощь, связана с фактом неизбежности смерти. Слово, сказанное в Библии о человеке: «и прах ты, и в прах возвратишься», не имеет исключений среди людей. Неизбежность смерти - своей и своих близких, всех, кого так любишь и жалеешь, тяжелым камнем ложится на сердце человека. Человеческий разум, человеческая воля не могут с этим смириться. Где-то глубоко в душе каждого человека обретается чувство личного бессмертия, на уровне подсознания каждый человек верит, что его минет "чаша сия". Психоанализ считает, что так проявляет себя врожденная, фундаментальная иллюзия, присущая представителям рода человеческого. Другое же объяснение приводит нас к идее Бога.

Бог - это высшая религиозная ценность. Бог - это все то, что недостижимо для человека здесь, на земле. Бог - это предельное всемогущество. Бог - это полное всезнание. Бог - это Вечная Жизнь. Это сосредоточение Истины, Красоты и Добра. Это гарантия человеческого спасения, гарантия высшего смысла перед лицом смерти, делающей все земное таким бессмысленным. Идея Бога и, соответственно, религия неистребимы в человеческом обществе.

В религии предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными смыслами (ценностями): их множество. Наиболее общими являются: крест - символ христианства, чакра (колесо с восемью спицами) – символ буддизма, полумесяц - символ ислама и т.д. С религиозными представлениями связаны такие эмоциональные состояния человека, как страх, любовь, восхищение, благоговение, ожидание: «благоговение перед красотой сотворенной природы», «ожидание чуда», «умиление иконой Богоматери» и т.д. Религиозная лексика подразделяется на понятия, отражающие действительно существующие явления, но наделенные религиозным смыслом - «икона», «крест», «храм», «папа» и т.д. И понятия вымышленные - «Бог», «ангел», «ад», «рай» и т.д.

В целом религиозное сознание включает в себя два уровня - обыденный (обычаи, традиции, настроения) и концептуальный - специально разработанная, систематизированная сеть понятий, рассуждений, идей, учений о Боге, мире, природе, человеке, обществе. Если на обыденном уровне каждая религия допускает некоторое чудо, непостижимое разумом, играющее важную роль в обосновании веры и объяснении мира (в христианстве, например, идея Непорочного зачатия, Воскресения, Богоявления и т.д.), то на концептуальном уровне на протяжении веков выработалась стройная система рационального обоснования веры, что сильно уменьшало степень присутствия сверхъестественного начала в содержании религии.

Религия как деятельность включает в себя внекультовую и культовую деятельность. Внекультовая - это экономическая, политическая, художественная и др. деятельности религиозно окрашенные, то есть с присутствием религиозной веры. Культовая религиозная деятельность - это действия, совершаемые в соответствии с религиозными догматами (отправление религиозных обрядов - храмовые службы, молитвы, праздники и др.). В соответствии с этим и религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидарности, терпимости, конкуренции, конфликта, фанатизма.

Религиозные институты и организации призваны упорядочивать и направлять религиозную деятельность. Они включают в себя церковные советы, духовные учебные заведения, церковь, секту и т.д. История показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная.

Религия, как и другие элементы культуры, производила, накапливала и передавала способы и приемы человеческого существования в материальной и духовной областях. При всей сложности, неоднозначности и нелинейности взаимоотношений ценностей религии, искусства, морали, политики, науки они взаимно влияли друг на друга, образуя единство и целостность культуры.

Религия как система аксиологического характера выполняла и выполняет в обществе следующие функции:

1) мировоззренческая - реализация взглядов на человека, общество, природу и их ценность. Включает в себя миропонимание (объяснение мира), мирочувствование (эмоциональное приятие или отвержение), мироотношение (оценка). В силу того, что здесь соединяются нравственные, социальные, политические, экономические аспекты понимания жизни, данная функция религии является ценностно-значимым элементом духовной сферы общества;

2) регулятивная - управление деятельностью и отношениями через систему ценностных установок и норм, образцов, контроля, поощрения и наказания. Регулятивная функция может быть выражена как в интеграционном направлении - объединение людей, так и в дезинтеграционном, служащем разъединению людей;

3) компенсаторная - восполняет зависимость, бессилие людей в форме равенства в греховности и страданиях, свободы в духе, милосердии и т.д.;

4) трансляционная - передача накопленных религиозных ценностей от поколения к поколению.

С учетом историко-стадиальных этапов развития культуры выделяют родоплеменные, народно-национальные и мировые религии.

Родоплеменные сложились в эпоху первобытнообщинного строя в форме мифологического мировоззрения. Здесь широко применялись культовые действия: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Фетишизм - вера в наличие у реальных предметов им не свойственных (одухотворенных) свойств. Тотемизм - вера в существование родства между родом, племенем и растениями, животными. Магия - вера в наличие причинной связи между реальными действиями людей и нереальными образами, событиями. Анимизм - вера в единую одушевленную, безличную силу, управляющую природой. Народно-национальные религии являлись синтезом родоплеменных религий в эпоху становления и развития классового общества: индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм и т.д.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам, появляются в период великих исторических поворотов: буддизм - в VI в. до н.э. в период ослабления сословие - кастового строя; христианства – в I в. н.э. во времена кризиса рабовладельческого строя; ислам – в VII в. н.э. в период перехода от первобытного к классовому строю в Западной Аравии.

Буддизм, христианство, ислам формировались в условиях образования «мировых империй» необходимости поддерживания их с помощью идейно-духовных доктрин. Поэтому в мировых религиях находил отражение образ жизни больших регионов, наций, народностей.