Громкий плач и причитания о покойном.
01521 Постановление оплакивания умершего
http://www.youtube.com/watch?v=g3a_ikDhH74
01522 Можно ли плакать по умершему
http://www.youtube.com/watch?v=hx3JcJJ47Bk
Плач по умершему.
1. Анас ибн Малик рассказывал, что они вместе с Посланником Аллаха пришли к Абу Сейфу аль- Кейну, мужу кормилицы сына Пророка Мухаммада Ибрахима. Посланник Аллаха взял его на руки, поцеловал и понюхал. Затем к в комнату вошли и сподвижники. Тут они увидели, что Ибрахим умирает. Глаза Посланника Аллаха прослезились, и 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф сказал: "Ты тоже, о Посланник Аллаха?" Он ответил: "Это - милосердие, Ибн 'Ауф". Затем он добавил: "Глаза слезятся, и сердце грустит, но мы говорим только то, чем доволен наш Господь. О Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой".
(Этот хадис передал аль-Бухари (3/172- 173).)
2. Ибн 'Умар рассказывал, что, когда Са'д ибн 'Убада сильно заболел, Посланник Аллаха вместе с 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауфом, Са'дом ибн Абу Ваккасом и 'Абдуллахом ибн Мас'удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк спросил: "Он уже умер?" Они ответили: "Нет еще, о Посланник Аллаха". Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка плачущим, тоже заплакали. Он сказал: "Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит". Тут он показал на язык и продолжил: "Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его". (Этот хадис передал аль-Бухари (3/175) и Муслим (2/636).)
Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям.(См. "Фатх аль-Бари" (3/174).)
Что касается слов Пророка "Аллах наказывает вот за это или же милует", то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован. Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.
О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.п. (Этому мнению отдали предпочтение Ибн аль- Мурабит, Ибн Джарир ат-Табари, кадий 'Ийад и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. См. "Фатх аль- Бари" (3/155). ) Запрещается причитать над покойником с криками и воплем 1. Абу Малик аль-Аш'ари рассказывал, что Пророк сказал: "В моей общине останется четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами (т.е. с восходом или закатом звезд) и оплакивание покойников". Затем он добавил: "Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой".
(Этот хадис передали Муслим (2/644) и Ахмад (5/344). ) Человек, который станет громко рыдать, оплакивая умершего, в Судный день предстанет в одеянии из смолы, которая, как известно, легко воспламеняется. Его тело будет покрыто коростой и паршой, словно на него надет панцирь. Упаси нас Аллах от этого! 2. Умм 'Атийа аль-Ансарийа рассказывала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями.
(Этот хадис передали аль-Бухари (3/176) и Муслим (2/645). )
Усама Ибн Зейд сказал: «Мы были у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда одна из его дочерей прислала к нему (человека с) приглашением придти и сообщала, что её мальчик или её сын при смерти. И он сказал посыльному: „Вернись к ней и сообщи, что Аллаху принадлежит и то, что Он взял, и то, что Он дал, и для всего определил Он свой срок. Так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду от Аллаха“. Посыльный вернулся и сказал, что она заклинает его прийти к ней. Тогда Пророк, встал и вместе с ним встали Са‘д Ибн ‘Убада и Му‘аз Ибн Джабаль. Я тоже отправился вместе с ними. Он поднял к себе мальчика, который уже начал хрипеть подобно тому, как (воздух) силой выходит из бурдюка, и тогда из глаз пророка потекли слёзы. Са‘д сказал ему: „Что это, Посланник Аллаха? “ Он ответил: „Это — милость, которую Аллах устроил в сердцах рабов Его. Поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих“» (Хадис приводят аль-Бухари под № 1284 и Муслим под № 923).
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Са‘д подумал, что запретными являются все виды плача, что плач сам по себе является запретным. Он предположил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл об этом и напомнил ему. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему, что просто плач и слёзы не являются ни запретным, ни порицаемым действием. Напротив, это — проявление милосердия и добродетель. А запретным является причитание, оплакивание покойного и плач, сопровождающий их».
Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы.
Сказал Посланник Аллаха: «Воистину, мертвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари 1292, Муслим 927)
Сказала Умм Атыйя: «Когда мы клялись в верности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он взял с нас обещание не причитать по покойникам» (Бухари, 1306)
Ибн Мас'уд рассказывал, что Пророк сказал: "К нам не имеют отношения те, которые бьют себя по щекам, рвут на себе одежду и призывают, как это делали во времена невежества".
(Этот хадис передали аль-Бухари (3/ 163,166), (6/546) и Муслим (1/99 )
Это означает, что подобное поведение не имеет отношения к исламу и дороге Пророка, но ни коим образом не подразумевает, что все, кто совершают это, перестают быть мусульманами. Пророк выразил эту мысль такими словами, чтобы подчеркнуть, как важно остерегаться таких поступков. Это похоже на то, как отец, порицая сына за совершенный им проступок, говорит ему: "Ты не имеешь никакого отношения ко мне, а я не имею отношения к тебе". Это значит лишь то, что сын не пошел по стопам своего отца.
(См. "Фатх аль-Бари" (3/163). )
Такой оборот принят в арабском языке.
Абу Барда рассказывал, что его отец Абу Муса аль-Аш'ари испытывал сильные боли, и, наконец, потерял сознание. Его голова лежала на коленях одной из женщин его семьи, и он был не в силах что-либо возразить ей. Придя в себя, он сказал: "Я не имею ничего общего с теми, от кого отрекся Посланник Аллаха. А Посланник Аллаха отрекся от тех, которые ревут громким голосом и рвут на себе волосы и одежду".(Этот хадис передали аль-Бухари (3/165) и Муслим (1/100)
 GidComposite Start -->