В№4.МЕТОДЫ СОЦИИОЛОГИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЙ.

В социологии принято выделять качественные и количественные методы.

Количественные методы строятся на основе стандартизованных и формализованных процедур, результаты которых поддаются статистической и математической интерпретации. Такие методы особо полезны тогда, когда необходимо проанализировать большие массивы информации, например при массовом опросе, контент-анализе.

Качественные методы предполагают смысловой и содержательный анализ. Они менее формализованы и допускают широкую свободу исследователя, возможность «подстраивать» социологический инструментарий походу исследования. Если количественные методы позволяют получить широкий «охват» явлений, то качественные ориентированы на углубленное понимание изучаемого явления. Можно сказать, что при применении количественных методов исследователь получает преимущественно ответы на вопросы «кто?», «как?» и «сколько?», а при применении качественных — на вопросы «что?» и «почему?». К качественным методам относят неструктурированное наблюдение, метод фокус-групп, индивидуальное глубокое интервью и т.д.

Методы подразделяются также наобщие, как правило, представляющие теоретический уровень исследования, ичастные, представляющие эмпирический уровень. В зависимости от проблемы, объекта, целей и задач в исследовании применяются различные общетеоретические методы; например:

1. исторический, позволяющий провести анализ социального явления практически на всех этапах его развития, определить факторы, которые привели к возникновению данного явления, проанализировать условия, способствующие становлению и развитию исследуемых процессов. В качестве источника информации могут выступать документы, кинофильмы, мемуаристика и т.п. В исследовании истории социальных явлений важно не просто описать процесс изменения социального явления во времени, но вычленить основные закономерности, т.е. логику его развития, поэтому исторический метод всегда сопровождается логическим анализом;

2. сравнительный, предполагающий поиск и проведение сравнения социальных явлений и позволяющий из имеющихся эмпирических, статистических и других данных выделить в социальных явлениях постоянные и переменные элементы. Используя метод сравнения, социология использует три группы данных: 1) данные о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретной сферы деятельности общества; 2) социологические данные, а также свидетельства этнографов, историков, политологов; 3) данные официальной статистики об отдельных регионах, предприятиях, рабочих местах, деятельности социальных институтов общества;

3. системный, используемый при анализе социальных явлений и процессов, которые обладают определенной структурой и границами, внутренними связями и отношениями между элементами.

Частные методы — опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент и др. — служат основным средством получения эмпирической информации в социологии. В программе исследования наряду с общими методами должны быть указаны эти частные методы. Именно они служат основным средством получения эмпирической информации.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами).

Объект социологического исследования- общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики.
1. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Наблюдение (не включенное и включенное);
· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.

ОПРОС К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.

НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Существует ряд особенностей этого метода:1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения. 2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия. 3. Сложность повторного наблюдения.

ЭКСПЕРИМЕНТ Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах). Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.