Цепочка ценностей Майкла Портера
Цепочка ценности есть базовый инструмент диагностики конкурентного преимущества и поисков его создания и сохранения (Майкл Портер).
Фирма должна определить своё конкурентное преимущество с позиций 2-х видов деятельности:
- Основных
- Вспомогательных
Каждый из этих видов деятельности может повлиять на относительную стоимостную позицию фирмы и послужить основой для дифференцирования компании.
Если фирма не ориентирована на рынок, «подключить» не связанные с маркетингом виды деятельности к поиску устойчивого конкурентного преимущества непросто.
Опасность заключается в том, что основой конкурентного преимущества могут стать второстепенные отличия, не представляющие особой ценности для покупателя.
Основные виды деятельности:
- Закупки, входящая логистика:качество и надежность материалов и комплектующих;
- Производство: бездефектное производство, возможность производства по спецификациям заказчика; быстрое производство;
- Хранение и дистрибьюция: быстрая доставка, эффективная обработка заказов, достаточный для выполнения неожиданных заказов объем запасов;
- Маркетинг и продажи: большой объем и высокая креативность рекламы, широкий и качественный сбытовой охват, экстенсивное кредитование;
- Обслуживание: лучшее обучение покупателей, быстрый и надежный ремонт, наличие запасных частей, финансовая поддержка дилеров, хорошая подготовка дистрибьюторов, кредитование покупателей.
Вспомогательные виды деятельности:
- Инфраструктура:корпоративная репутация, восприимчивость к потребностям клиентов, сила торговых марок компании;
- Исследования, разработки, проектирование:уникальные особенности товара, быстрая разработка новых товаров, обеспечение надежности и т.д.;
- Управление человеческими ресурсами: лучшее обучение персонала, приверженность качественному обслуживанию, стабильная кадровая политика.
Цель – установить источники уникальности в каждом виде деятельности, т.е. переменные и действия, посредством которых фирма может стать уникальной, отличной от конкурентов, и представлять ценность для покупателя.
Приложение 2.