Цепочка ценностей Майкла Портера

Цепочка ценности есть базовый инструмент диагностики конкурентного преимущества и поисков его создания и сохранения (Майкл Портер).

Фирма должна определить своё конкурентное преимущество с позиций 2-х видов деятельности:

  • Основных
  • Вспомогательных

Каждый из этих видов деятельности может повлиять на относительную стоимостную позицию фирмы и послужить основой для дифференцирования компании.

 

Если фирма не ориентирована на рынок, «подключить» не связанные с маркетингом виды деятельности к поиску устойчивого конкурентного преимущества непросто.

 

Опасность заключается в том, что основой конкурентного преимущества могут стать второстепенные отличия, не представляющие особой ценности для покупателя.

 

 

Основные виды деятельности:

  1. Закупки, входящая логистика:качество и надежность материалов и комплектующих;
  2. Производство: бездефектное производство, возможность производства по спецификациям заказчика; быстрое производство;
  3. Хранение и дистрибьюция: быстрая доставка, эффективная обработка заказов, достаточный для выполнения неожиданных заказов объем запасов;
  4. Маркетинг и продажи: большой объем и высокая креативность рекламы, широкий и качественный сбытовой охват, экстенсивное кредитование;
  5. Обслуживание: лучшее обучение покупателей, быстрый и надежный ремонт, наличие запасных частей, финансовая поддержка дилеров, хорошая подготовка дистрибьюторов, кредитование покупателей.

Вспомогательные виды деятельности:

  1. Инфраструктура:корпоративная репутация, восприимчивость к потребностям клиентов, сила торговых марок компании;
  2. Исследования, разработки, проектирование:уникальные особенности товара, быстрая разработка новых товаров, обеспечение надежности и т.д.;
  3. Управление человеческими ресурсами: лучшее обучение персонала, приверженность качественному обслуживанию, стабильная кадровая политика.

 

Цель – установить источники уникальности в каждом виде деятельности, т.е. переменные и действия, посредством которых фирма может стать уникальной, отличной от конкурентов, и представлять ценность для покупателя.

 

Приложение 2.