Вопрос 3. Системный и ситуационный подходы в менеджменте.

 

Одним из наиболее сложных и детально проработанных способов анализа организаций и систем управления стал системный подход. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, эмигрировавшего в 1930-х гг. в США.

В рамках этого подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Принято выделять 2 основные категории теории систем:

  • Закрытые системы, имеющие жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися, самодостаточными и (относительно) не зависят от среды, окружающей систему.
  • Открытые системы,не имеющие жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой и, как правило, имеют механизмы адаптации к изменениям в окружении.

 

В наиболее общем плане модель организации как открытой системы состоит из 3 элементов:

  • Входы– все, что организация потребляет из внешней среды: материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы;
  • Преобразования – комплекс переработки входов, который непосредственно зависит от эффективности управления;
  • Выходы – результат переработки входов, который может выражаться в конечной продукции (услугах), прибыли, социальном взаимодействии, доле рынка, капитализации, росте и развитии компании, удовлетворенности сотрудников и т.п.

Солидную теоретическую конструкцию(1969) в рамках системного подхода разработали Эрик ТристиФред Эмери. Согласно их теории организация представляет собой открытую социотехническую систему, т.е. включает как технические (механические), так и социальные подсистемы, и функционирует в контексте своего окружения (внешней среды). Как любая системы, организация характеризуется определенной степенью энтропии. Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления ее отдельных элементов и подсистем.

 

Подсистемы– это крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию.

Интересную системную модель организации разработал профессор Дарденской школы бизнеса Джеймс Клоусон. Он выделяет шесть подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы:

  • Подсистема управления – орган, формулирующий цели, планы и средства контроля; отражает роль руководителей исполнительного уровня;
  • Подсистема адаптации – отслеживает экономическую обстановку и обеспечивает соответствие продуктов и услуг фирмы меняющейся ситуации на рынке, а следовательно, выживание. Информация, поступающая от маркетологов, агентов по обслуживанию потребителей и торговых агентов, делает компанию способной к адаптации;
  • Подсистема контроля поступлений в организацию отслеживает приток ресурсов – того, чем «питается» организация. К функциям этой подсистемы относятся подбор кадров, закупка исходных материалов и мобилизация денежных средств;
  • Подсистема производства преобразует то, что поступает в организацию, в товары и услуги. В производственной компании эту функцию выполняют производственные мощности;
  • Подсистема контроля оттоковиз организации связана с распределением средств, продуктов и отходов. Маркетинговая группа помогает компании в выпуске товаров и услуг, кадровая служба занимается освобождением организации от работников, которые не отвечают стандартам компании, отдел общественных связей отвечает за положительный имидж компании.
  • Подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в организации, координируя все осуществляемые действия. К средствам, используемым подсистемой поддержки, относятся стимулирование работников, информационные бюллетени компании и т.д.

Подсистемы организации по Дж.Клоусону:

Подсистема контроля поступлений в организацию Управляет входящими потоками ресурсов: материалов, людей, денег
Подсистема производства Перерабатывает ресурсы и производит конечный продукт
Подсистема контроля оттоков из организации Распределяет во внешней среде оттоки организации: продукты, людей, деньги
Подсистема управления Формулирует цели, планы, средства контроля
Подсистема адаптации Отслеживает изменения во внешней среде
Подсистема поддержки Поддерживает равновесие всех систем

 

Альтернативную модель 6 систем предлагают консультанты по организационным изменениям Синди Адамс и Билл Адамс.

Они выделяют следующие системы:

  1. система коммуникаций – обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией;
  2. система лидерства (стратегического управления) – создает и поддерживает условия процветания организации;
  3. система норм позволяет организации оценивать собственные достижения;
  4. система производства – регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;
  5. система ответственности – формирует среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации;
  6. система производительности труда – отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.

 

Следует, однако, помнить, что теория систем, будучи описательной моделью, лишь раскрывает взаимосвязи в организации, но не дает конкретных рекомендаций. Сущность системного подхода заключается в формировании системного мышления (взамен более привычного линейно-событийного), основной принцип которого в том, чтобы видеть:

    • взаимосвязи, а не линейные цепочки причинно-следственных связей;
    • процессы изменений, а не статичные состояния.

 

По словам ведущего теоретика и практика «пятой дисциплины» (т.е. системного мышления) Питера Сенге, оно «позволяет через изолированные события разглядеть более глубокие паттерны и взаимосвязи; тогда как событийное мышление является линейным, системное мышление полагается на постоянную обратную связь».

 

Важно помнить, что «эффективность всей системы определяется максимальной эффективностью самой слабой подсистемы: «караван идет со скоростью самого медленного верблюда».

В 1948 г. профессор Университета штата ОгайоРальф Стогдиллпровел детальное исследование характерных качеств лидеров и их профессиональных умений. Он пришел к выводу, что наличие тех или иных черт и навыков, присущих лидерам, по большей части было обусловлено конкретной ситуацией управления: внешним и внутренним контекстом работы топ-менеджера.

 

Эти исследования, подкрепленные фундаментальными социально-психологическими теориями Курта Левина, легли в основу ситуационного подхода в управлении организациями. В рамках этого подхода предпринята попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективным способом.

 

Сторонники ситуационного подхода пытаются осуществить синтез двух идей:

  • идеи уникальности («каждая ситуация в своем роде неповторима») и
  • идеи универсальности («существует одно наилучшее решение»).

 

Таким образом, ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:

  • организационные феномены укладываются в логические структуры;
  • в близких по характеру ситуациях менеджеры действуют схожим образом.

 

Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:

 

  1. Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

 

  1. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия использования каждой из них.

 

  1. Руководитель должен правильно определять, какие факторы будут наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

 

  1. Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызовут минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.

 

В качестве ситуационных переменных принято рассматривать 2 группы:

    • Внешние – конкуренты, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и т.д.
    • Внутренние – люди, цели, задачи, структура, технология и т.д.

 

Безусловно, описать все переменные, влияющие на организацию невозможно. На практике каждый менеджер сам определяет критерии отбора значимых переменных, сознательно отказываясь от второстепенных.

 

Задача общего менеджмента – дать наиболее универсальные и в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации).

 

Модели организации: модель Ларри Грейнера, теория жизненных циклов организации Ицхака Адизеса, «Алмаз Левитта», модель организации «7-S» томаса Питерса, Роберта Уотерман и Джульен Филлипс, модель шести ячеек Марвина Вайсброда.

 

Рассматривая систему точек зрения на менеджмент, можно увидеть, что ситуационный подход имеет преимущество как «синтезатор» существующих учений.