Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.

Тема 2. Развитие взглядов на менеджмент.

 

Вопросы:

  1. Эволюция управленческой мысли: «одномерные» и «синтетические» учения об управлении.
  2. Процессный подход в менеджменте.
  3. Системный и ситуационный подходы в менеджменте.

Приложение 1.Цепочка ценности Майкла Портера.

Приложение 2. Системный подход

Вопрос 1. Эволюция управленческой мысли: «одномерные» и «синтетические» учения об управлении.

Хотя само управление старо как мир и мы можем встретить в древней истории множество примеров того, как люди стремились лучшим образом спланировать и организовать свою работу, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова.

 

Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.

 

Развитие управленческой мысли вращается вокруг 3 явлений:

  1. Задачи
  2. Человек
  3. Управленческая деятельность

 

На начальной стадии развития, когда закладывались основы современного представления об управлении был характерен упор на какое-то одно из этих явлений.

С углублением знаний об управлении и с изменением характера управления всё большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органическое целое.

Таким образом, выделяют:

  • «одномерные» учения об управлении
  • «синтетические» учения об управлении

 

Основные «прорывы» в управленческой мысли в ХХ веке:

 

  1. Теория бюрократического построения организации Макса Вебера (1864-1920)

Немецкий философ и социологМакс Вебер описал идеальную модель формальной организации – бюрократия(от франц. Bureau - канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила), основными чертами которой было наличие слоя официальных лиц, образующих некую иерархию, обладающих властью в рамках определенных им полномочий и четко выполняющих свои задачи.

 

Согласно М.Веберу, бюрократия, возникшая в начале ХIХ века, способствовала четкости в принятии решений в организациях и требовала от чиновников высокого профессионального мастерства.

 

Эффективная (идеальная) бюрократия имеет следующие характеристики:

  • специализация и разделение труда:активная деятельность организации разделена на процессы, которые в свою очередь, разделены на более мелкие процессы и т.д.; за каждым процессом закреплен определенный исполнитель, который несет всю ответственность за свою деятельность в рамках делегированных ему полномочий.
  • распределение позиций в иерархической системе: в организации существует четкое формальное разделение власти, которое известно каждому и не может быть оспорено в единичном порядке или заменено неформальным влиянием; внутри организации четко прослеживается жесткая и точная иерархическая система.
  • система абстрактных правил:основным механизмом регуляции деятельности членов организации является набор некоторых общих правил, которые применяются для решения конфликтов и определения ответственности в реальных ситуациях.
  • беспристрастные отношения:менеджеры всех уровней обязаны соблюдать принцип справедливости и максимальной объективности, стараясь относится к своим коллегам, подчиненным и клиентам максимально беспристрастно.
  • принцип продвижения по служебной лестнице:в идеальной бюрократии четко выстроена система продвижения по служебной лестнице, действует четкий набор одинаковых для всех универсальных критериев, которые определяют, будет ли служащий продвинут наверх, останется ли на прежнем месте или будет уволен из организации; ни увольнений, ни продвижения без учета этих критериев быть не должно.

М.Вебер, таким образом, разработал идеальный тип управления организациями. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

 

Питер Друкер, один из самых известных консультантов и теоретиков менеджмента, говорит об отрицательных чертах применения принципов идеальной бюрократии в реальных условиях:

1. Не стоит смешивать два принципиально разных понятия – процессуальные правила бюрократии и мораль. Процессуальные правила могут быть использованы для того, чтобы ускорить выполнение определенного вида работ, и по ним нельзя определить, какой вид работы в данной ситуации востребован и необходим, а какой нет;

2. Бюрократические принципы иногда ошибочно подменяются принципами, на которых менеджеры строят свои решения. Члены организации не должны рабски следовать строгим формам и принципам поведения в тех случаях, когда управленческое решение не принимается.

3. Последний и самый значительный недостаток применения бюрократии в реальной жизни – это система «наказательного, карающего» контроля сверху, которая принуждает менеджера следовать правилам, которые нередко не имеют отношения непосредственно к его работе.

 

В современном менеджменте выделяют ещё один минус бюрократии – это принципиальная возможность для любого работника свести свою производительность к требуемому минимуму. Если учесть, что многие ученые (Друкер, Мертон) рассматривают бюрократию как демотивирующую персонал организационную систему, то шанс, что работник не будет делать больше (и лучше) того, что от него требуют, очень невелик.

 

2. Школа научного управления или «Тейлоризм» (начало ХХ в.) – основана на предположении, что управлять можно «научно»; инженерную мысль перенесли на управленческий уровень. На базе использования стандартных приемов и оборудования шел поиск путей повышения эффективности работы. Ф.Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественно смотреть на управление как на машину. В начале ХХ века такой подход был всеобщим.

Скрупулезно изучались все движения рабочего, при этом лишние, непродуктивные движения устранялись. Фредерик Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочими только тогда, когда и их доход будет также расти (идеи справедливой оплаты, нормы выработки, дополнительного вознаграждения).Тейлор считал, что инженеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.

Система Тейлора дала большой выигрыш в производительности, однако Тейлор не занимался совершенствованием управления организацией в целом.

 

3. Отцом менеджмента всё же большинство специалистов считает французского инженера Анри Файоля.В 20-е гг. ХХ в. он руководил крупной компанией по добыче угля.

В каком-то смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность же учения Файоля состояла в том, что он исследовал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде никто до него не делал.

 

Анри Файолю принадлежит идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом. Роль администрирования в общем управлении предприятием была определена им следующим образом:

  • Предвидеть (preview, proactive)
  • Организовывать (organize)
  • Руководить (manage)
  • Координировать (coordinate)
  • Контролировать (control)

 

Он сформулировал 14 принципов управления предприятием, которые не устарели и по сей день.