Психолого-педагогические особенности педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половине 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Ими были разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения таких педагогов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, построенная на осознании ими общности целей в педагогическом процессе. Педагог и учащиеся в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Педагогика сотрудничества обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но в задачу педагога входит научить и таких учеников нельзя исключать из сферы педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя - постоянно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-воспитательную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность и высокая ответственность учащихся.

Основные положения педагогики сотрудничества:

отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, и др.), коллективная творческая воспитательная деятельность (методика Иванова), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию,, сотрудничество с родителями.

Исходя из выше сказанного можно отметить следующие педагогические методики: коллективно-творческое дело (И.П.Иванов),преспективно-опережающее обучение (С.Н.Лысенкова). опорные сигналы(В.Ф.Шаталов).

 

Основные методики педагогики сотрудничества И.П.Иванова:

Технология КТД (коллективно-творческое дело) реализуется в рамках теории коллективного творческого воспитания, разработанной И.П.Ивановым. Основные идеи: наличие привлекательных для детей идеалов; сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация обществено и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.

Преспективно-опережаюшее обучение С.Н.Лысенковой:

 
Предложенный Лысенковой С.Н. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп. Важнейший элемент методики Лысенковой С.Н. – опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе. Опережение, по Лысенковой, – это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще – до тупика. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям войти в новый материал. Для этого нужно 5–7 минут урока, а ещё лучше– 10. Исходя из своего многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах. Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным процессом. Сначала это был приём по включению каждого ребёнка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее – операции. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он “ведёт”. В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий. Так выдерживается высокий темп урока, развивается у ребят речь, логическое мышление. К четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное. Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, подсказана мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Реализация опережающего обучения имеет три этапа: 1 – предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний; 2 – уточнение новых понятий и их применение; 3 – открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Проанализировав эти педагогические методики, можно сделать вывод, что объединение этих методик позволяет использовать их при формировании здорового образа жизни школьников, а так же и в обучении предметов школьной программы.     Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова: 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует: ♦ снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3—4 раза разными словами; ♦ давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны». И достигает лучших результатов, ибо «именно дробление материала на 5 уроков, как это предусматривала программа тех лет, затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязанность»; ♦ передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. 2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить. 3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект.(См. прилохение.). Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей. 4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль. 5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся. 6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащих 7. Применять принцип поурочного балла, то есть, спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. 6. Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.     \   2.2 Педагогика сотрудничества как средство формирования здорового образа жизни обучающихся. Использование методики В.Ф.Шаталова при обучении навыкам здорового образа жизниучащихся. Из педагогической системы В.Ф.Шаталова целесообразно использовать идею опорных сигналов (см.приложение). Опорные сигналы (в виде наглядного пособия) позволяют педагогу преподать изучаемый материал более наглядно, что способствует наилучшему закреплению этого материала. Рис. 2 .Шаталовский опорный сигнал. Сначала педагог знакомит коллектив класса с опорными сигналами, объясняя что на них изображено. Ученики воспроизводят эти опорные сигналы. Следующим шагом будет задание учителя сделать опорный сигнал на определённую тему (домашнее задание). Ученики самостоятельно ищут информацию на заданную тему и выполняют опорный сигнал. Затем в классе они демонстрируют опорный сигнал коллективу класса, рассказывая что на нём изображено. Использование методики И.П. Иванова при обучении навыкам здорового образа жизниучащихся. При использовании этой методики педагог делит коллектив класса на группы, обязательно назначая старших в этих группах. Затем преподаватель даёт этим группам учеников различные темы ( польза от утренней гимнастики, значение режима дня школьника, влияние физической культуры и спорта для здоровья, какой вред здоровью несёт курение и употребление алкоголя). После того как ученики выбрали тему они выполняют опорные сигналы. Как правило, опорные сигналы выполняются на листах формата А4. Эти сигналы должны быть логически связаны между собой. После того как эти сигналы выполнены, группа учеников представляют их на уроке. Учитель комментирует выступление каждой группы учеников. После того как все группы учеников выступили со своими опорными сигналами учитель подводит итог урока (путём перекрёстного опроса учеников, задавая им вопросы не по тем темам, которые они готовили дома, а по темам их товарищей), делает общие выводы. Использование методики С.Н.Лысенковой при обучении навыкам здорового образа жизни учащихся. Педагог представляет родителям школьников образец опорного сигнала, чтобы они вместе со своими детьми дома выполнили его. При совместной деятельности родителей и ребёнка идёт повторение и закрепление изученного материала, причём каждое действие нужно комментировать.   Выводы. Использование педагогики сотрудничества позволяет превратить урок в увлекательное для учеников действие. Школьники сами активно участвуют в учебном процессе, что ведёт к прочному закреплению изученного материала (не ради оценки, а потому что им самим интересен процесс обучения). Особо стоит отметить влияние опорных сигналов на усвоение учебного материала. Грамотно выполненные опорные сигналы позволяют преподавателю более наглядно подать учебный материал, а ученикам легче запомнить его. Таким образом можно считать что педагогика сотрудничества позволяет заинтересовать обучающихся в самом предмете, а не в получении оценок, что очень важно при формировании навыков здорового образа жизни – ведь здоровье это самое дорогое что есть у человека. А здоровые дети – здоровая нация     Приложение
 

Данные по заболеваемости подростков 15-17 лет с диагнозом, установленным впервые, на 1000 населения соответствующего возраста. Россия, 1991-1998 представлены в виде таблицы.

return false">ссылка скрыта
Заболевания и их группы
Всего 577,7 608,6 670,4 668,4 717,5 691,4 799,5
в том числе:
Инфекционные и паразитарные болезни 21,2 23,4 30,7 37,3 41,3 40,3 40,7 42,7
Новообразования 0,67 0,87 1,04 1,19 1,31 1,48 1,67 1,93
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения иммунитета 5,2 7,6 8,4 11,6 13,5 16,5 20,5
Болезни крови и кроветворных органов 1,11 1,48 1,84 2,43 2,87 3,11 3,7 4,12
Из них анемии 0,77 1,02 1,35 1,92 2,3 2,48 3,45
Психические расстройства . . . . . . . . . . . . . . . 8,25 8,27 9,27
Болезни нервной системы и органов чувств 33,2 40,8 45,5 49,4 53,09 57,92 59,83 67,22
Болезни системы кровообращения 3,89 4,96 5,35 6,14 6,5 6,96 7,41 8,18
Из них гипертоническая болезнь 0,53 0,58 0,61 0,68 0,58 0,53 0,5 56,8
Болезни органов дыхания 331,7 353,9 320,3 312,3 356,9
Болезни органов пищеварения 29,2 36,4 38,5 43,2 43,1 42,39 40,23 43,65
Болезни мочеполовой системы 10,6 14,6 17,8 21,6 24,9 29,53 30,88 34,93
Болезни кожи и подкожной клетчатки 31,7 36,9 42,8 50,9 52,4 51,7 50,5 51,9
Болезни костно-мышечной системы 16,5 18,5 20,9 28,19 32,03
Травмы и отравления 85,7 89,9 94,5 91,9 90,8 90,3 92,97 97,75
Врожденные пороки развития 0,79 1,01 1,08 1,29 1,39 1,72 1,89 2,03