Значение Здорового Образа Жизни для развития учащихся

1.1 Здоровый образ жизни в современном обществе

Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем граждан появились ещё в конце 20 века(См.приложение). По данным ежегодного статистического доклада ВОЗ, опубликованного 15 мая 2014 года, составила 69 лет, как и в 1990 году. Продолжительность жизни мужчин тоже не изменилась – 63 года, а вот женщины стали жить на год больше в 2012 году – 75 лет. Средняя продолжительность жизни в группе стран с высоким уровнем дохода, куда входит и Россия, составила 75,8 лет для мужчин и 82 года для женщин [8]

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).[7].

Повышенные требования, предъявляемые к человеку обществом, приводят к повышению психологической напряженности. Фактически человек пребывает в состоянии постоянного стресса, что требует от его организма предельного напряжения адаптационных механизмов.

Из самых значимых негативных факторов, влияющих на здоровье подрастающего поколения особо стоит отметить влияние курения и алкоголя.

. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно. Вполне возможно, что тут действует принцип "Запретный плод сладок"... Кроме того, на современных подростков слишком влияет массовая культура, которая навязывается глянцем, телевидением и интернетом. Вечеринка уже не считается полноценной, если нету алкоголя, парни не выглядят представительно без сигареты в руке, а девушки не чувствуют себя уверенно без двух-трех коктейлей.

Первое, что страдает от алкоголя, - это мозг. Этиловый спирт, содержащийся в любом алкогольном напитке замедляет некоторые процессы в головном мозгу, что крайне опасно, так как в подростковом возрасте мозг находится на этапе некоторых изменений и особенно подвержен вредному влиянию.

Опасным алкоголь является и для печени. Если он очень вредит печени взрослого человека, то влияние этилового спирта на подростковую печень еще больше: нарушает процесс синтеза витаминов и ферментов, затрудняет обмен углеводов и белков.

Сердечно-сосудистая система также подвержена негативному влиянию со стороны алкогольных напитков, так как появляется угроза тахикардии и аритмии (угрозы удваивается, если подросток не только выпивает, но и курит).

Помимо этого, страдает и психика ребенка - у него чаще возникают конфликтные ситуации в семье и школе, он замыкается в себе или же, наоборот, ведет себя слишком расковано.

Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи. Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

Рис.1.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе. Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся. На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

 

 

1.1.Значение здорового образа жизни учущихся

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка!

Проблема сохранения детского здоровья состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу). Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

К числу школьных факторов риска относится: стрессовая педагогическая тактика; ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет). Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться. Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение. К сожалению, микросимптоматика таких нарушений привлекает внимание педагогов, родителей, и врачей тогда, когда эти нарушения переходят в выраженную патологию.

Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний. За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

На фоне негативных последствий школьных факторов риска возрастает значение здорового образа жизни школьников.

Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

Это- режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни. Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни. Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

 

 

2.