Содержательный модуль №3. Философия искусства
РВУЗ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»
Кафедра культурной антропологии и этнографического туризма
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной работы
По учебной дисциплине
«Философия культуры и искусства»
подговка:Магистр
направление: 0201 «Культура»;0202 «Искусство»
специальность:
8.02010301 «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры»;
8.02010201 «Книговедение, библиотековедение и библиография»;
8.02020201«Хореография»;
8.02020101 «Театральное искусство»;
8.02020401 «Музыкальное искусство».
специализация:
«Режиссура драматического театра»,
«Режиссура эстрады и массовых праздников»,
«Эстрадное пение», «Оркестровые и народные инструменты»,
«Современная хореография», «Народная хореография».
Факультеты:
социокультурной деятельности и музыкального искусства; театрального искусства и хореографии.
Симферополь, 2014
Содержательный модуль №3. Философия искусства
Тема 5. Философия искусства как направление философской мысли
1. Определите предмет философии искусства.
2. Что исследует философия искусства?
а) процессы восприятия человеком произведений искусства;
б) конкретные произведения искусства;
в) социальные функции искусства;
г) искусство определенной эпохи;
д) искусство как выражение человеческой сущности;
е) сущность искусства как феномена культуры;
ж) стихийное и сознательное в искусстве;
з) прогресс и регресс искусства;
и) закономерности и тенденции развития искусства;
к) природу художественного творчества;
л) искусство как социальный институт.
3. Определите, какое понятие искусства соответствует нижеприведенным определениям:
Институциональному:
Философскому:
Эмпирическому:
Социологическому:
Функциональному:
а) Искусство – это социальный институт, представляющий собой определенную систему норм и организаций функционирования; направленный на создание художественных произведений, или художественное оформление явлений и предметов действительностис целью удовлетворения эстетических потребностей людей;
б) Искусство – это форма общественного сознания и вид социальной жизнедеятельности, сущностью которой является воплощение идеалов прекрасного;
в) Искусство – это разнообразные произведения архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, декора и т.п.;
г) Искусство – это социо-культурный феномен, который создается в процессе профессиональной и непрофессиональной деятельности отдельных людей и социальных групп (в частности – производителей и потребителей); направленной на эстетическое преобразование действительности;
д) Искусство – это чувственно-образная сфера культуры, главными функциями которой является формирование личности на основе идеалов красоты, прекрасного, возвышенного и т.п., и соответствующее преобразование действительности.
4. Как Вы думаете, должно ли произведение искусства всегда вызывать у человека чувство эстетического удовольствия, или нет? Всегда ли искусство связано с красотой? Аргументируйте свой ответ.
5. Назовите основные понятия философии искусства и дайте их определения.
6. Уточните, как соотносятся философия искусства и эстетика, в чем их сходство и различие. Допишите недостающее в таблице.
№ п/п | Философия искусства | Эстетика |
1. | Объект исследований: | Объект исследований: чувственно- образное освоение человеком мира |
2. | Предмет исследований: | Предмет исследований: искусство, художественное творчество и восприятие |
3. | Характер знаний: | Характер знаний: описательно-оценочный |
4. | Статус: | Статус: философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, природе и жизни; об искусстве как особой форме общественного сознания |
5. | Основные категории: | Основные категории: · прекрасное – безобразное; · возвышенное – низменное; · трагическое – комическое и др. |
6. | Основные проблемы: | Основные проблемы: · эстетический опыт; · эстетическое сознание; · эстетические чувства и взгляды; · эстетические идеалы; · эстетический вкус и т.п. |
7. Согласны ли Вы с известным выражением И. Канта: «Все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, когда походит на природу»? Приведите примеры.
8. Согласны ли Вы с определениемэстетического А. Лосевым: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовляющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений».В чем отличие категорий «эстетическое» и «прекрасное», «эстетическое» и «художественное»?
9.Отметьте явления, прямо относящиеся к научному или художественному творчеству:
Научное:
Художественное:
а) субъективное; д) рациональное; к) единичное;
б) объективное; е) конкретно-чувственное; л) закономерное;
в) эмоциональное; ж) абстактно-логическое; м) особенное;
г) рациональное; з) случайное; н) всеобщее.
и) необходимое;
1. Определите, какие категории относятся к традиционной философии искусства (от античности до середины ХІХ ст.), а какие – к современной философии искусства (с середины ХІХст. до нашего времени):
Традиционная:
Современная:
1) искусство;
2) художественный стиль;
3) произведения искусства;
4) законы развития искусства;
5) тенденции развития искусства;
6) мимесис (подражание);
7) художественный вкус;
8) художественный образ;
9) художественное пространство;
10) художественное время;
11) игра;
12) абсурд;
13) прекрасное;
14) безобразное;
15) возвышенное;
16) низменное;
17) обыденное;
18) символ;
19) симулякр;
20) трагическое;
21) комическое;
22) шедевр;
23) эстетическое созерцание;
24) катарсис;
25) композиция;
26) деконструкция;
27) художественный жанр;
28) вид искусства;
29) эстетическое удовольствие;
30) эстетический эпатаж;
31) эволюция искусства;
32) художественная (эстетическая) ценность;
33) понимание;
34) жизненный мир.
2. Установите,с чем связаны следующие явления:
1) культура- а) с творческим, духовно-практическим
преобразованием действительности на
основе образно-чувственного,
эмоционального ее отображения и
осмысления;
2) природа- б) с созданием и восприятием произведений
искусства;
3) эстетическое- в) с естественной средой обитания человека;
4) искусство- г) с восприятием и преобразованием
действительности на основе принципов
красоты;
5) художественное- д) с искусственной средой обитания
человека.
3. Назовите художественные произведения, относящиеся к следующим видам искусства:
1) пространственным (пластическим):
2) временным (словесным и музыкальным):
3) пространственно-временным (синтетическим):
4. Что из нижеперечисленного в художественной культуре относится только к искусству? Подчеркните: театр, музей, концертный зал, музыкальный инструмент, филармония, искусствоведение, музыка, скрипка, картина, скульптура, художественная критика, художественная академия, трансляция, радио.
5. Известный немецкий философ XVIII ст. И. Г. Гердер в сочинении «Идеи к философии истории» выделил четыре основных элемента культуры:
1) язык;
2) государство;
3) семейные отношения;
4) религию, искусство, науку и т.п. (т.е. духовность).
Каким образом искусство связано с другими элементами культуры? Какие потребности формирования и развития человека оно удовлетворяет?
6. Каким образом чувства восторга, красоты или отвращения, удовольствия или неудовольствия, вызываемые произведениями искусства, связаны с художественной культурой и культурой в целом? Приведите примеры.
7. Кто является родоначальником истории искусств (труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», ХVIII в.)?
а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;
б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
8. Кто является родоначальником использования понятия «культура» («Письма к полководцу Тускулану») применительно к духовной жизнедеятельности человека?
а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;
б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
9. Кто является родоначальником использования понятия «эстетика»?
а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;
б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
10. Кто является родоначальником понятия «теория искусства»?
11. Кто является родоначальником понятия «художественная критика»?
а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;
б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
12. Искусство – это форма образно-чувственного, творческого освоения мира, элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Определите, какие?
13. Что такое «эрзац - культура»? Какие культурные феномены, в том числе и искусства, можно к ней отнести?
14. Достаточно ли для того, чтобы быть культурным человеком, разбираться в искусстве? Что может быть критерием культурности и какое (и всегда ли) отношение это имеет к искусству?
15. Установите соответствие понятий и определений:
1) эстетическая культура- а) чувственно выраженное и воспринятое
совершенство чего-либо, доставляющее
человеку удовольствие и наслаждение отего
восприятия;
2) эстетический вкус- б) процесс преобразования и
переживания человеком мира и себя с
целью чувственного восприятия,
утверждения и реализации прекрасного;
3) красота- в) способность человека к различению
прекрасного и безобразного, ценностное
отношение к чему-либо, исходящее из
идеалов красоты;
4) художественная культура- г) способность человека к оценке и различению
художественных ценностей (во всей их
полноте, включая и неэстетические
элементы)и произведений
от тех, что не имеют
художественной ценности;
5) художественный вкус- д) процесс созидания, восприятия,
сохранения и передачи людьми
ценностей искусства.
16. В чем состоит ценность художественного произведения?
а) в способности конструктивно влиять на психофизиологическую природу воспринимающего субъекта и актуализировать его внутреннюю жизнь;
б) в способности реально отражать процессы жизнедеятельности человека и окружающий мир;
в) в денежном выражении его стоимости;
г) в количестве передаваемой информации;
д) в качестве передаваемой информации.
17. Л. Н. Толстой считал, что «… красота, не имеющая в основании своем добро, как, например, красота цветов, форм, женщины, не суть ни истина, ни добро, ни красота, но только подобие их», а «искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе». Могут ли совпадать красота и бесчеловечность? Приведите примеры.
18. Совместимы ли «гений и злодейство»? Эстетически культурный человек и зло? Что означают слова «добр до отвращения», как Вы думаете?
19. «Пейзажный парк, –пишет теоретик искусства Н. Певзнер, – был изобретен философами, писателями и знатоками искусств, а не архитекторами исадоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма… партия вигов – это первый источник пейзажного сада, философия рационализма –второй».
О какой особенности искусства идет речь?
20. Х. Ортега-и-Гассет отмечал: «Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт, драматург – его современники».Какая характерная особенность искусства отражена в этих словах?
21. О каком качестве эстетической оценки и эстетического вкуса идет речь в изречении Х. Ортеги-и-Гассета: «По лицу, которое я перед собой вижу, я хочу узнать, что такое красота. Каждая женская индивидуальность сулит мне совершенно новую, еще незнакомую красоту; мои глаза ведут себя подобно человеку, ожидающему открытия, внезапного откровения»?
22. Х. Ортега-и-Гассет писал о развитии искусства: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом – ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника, прежде всего, сосредоточилось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интросубъективное. Три названных этапа – три точки одной прямой». Определите временные рамки этих этапов их своеобразие и основных представителей.
23. О какой особенности культуры и искусства идет речь в стихотворении Г. Иванова?
«Меняется прическа и костюм
Но остается тем же наше тело, надежды, страсти, беспокойный ум,
Чья б воля изменить их не хотела.
Слепой Гомер и нынешний поэт,
Безвестный, обездоленный изгнаньем,
Хранят один – неугасимый – свет,
Владеют тем же драгоценным знаньем.
И черни, требующей новизны,
Он говорит: «Нет новизны. Есть мера,
А вы мне отвратительно смешны,
как варвар, критикующий Гомера».