Содержательный модуль №3. Философия искусства

РВУЗ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

 

Кафедра культурной антропологии и этнографического туризма

 

 

Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной работы

По учебной дисциплине

«Философия культуры и искусства»

 

 

подговка:Магистр

направление: 0201 «Культура»;0202 «Искусство»

специальность:

8.02010301 «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры»;

8.02010201 «Книговедение, библиотековедение и библиография»;

8.02020201«Хореография»;

8.02020101 «Театральное искусство»;

8.02020401 «Музыкальное искусство».

специализация:

«Режиссура драматического театра»,

«Режиссура эстрады и массовых праздников»,

«Эстрадное пение», «Оркестровые и народные инструменты»,

«Современная хореография», «Народная хореография».

Факультеты:

социокультурной деятельности и музыкального искусства; театрального искусства и хореографии.

 

 

Симферополь, 2014

Содержательный модуль №3. Философия искусства

Тема 5. Философия искусства как направление философской мысли

1. Определите предмет философии искусства.

 

2. Что исследует философия искусства?

а) процессы восприятия человеком произведений искусства;

б) конкретные произведения искусства;

в) социальные функции искусства;

г) искусство определенной эпохи;

д) искусство как выражение человеческой сущности;

е) сущность искусства как феномена культуры;

ж) стихийное и сознательное в искусстве;

з) прогресс и регресс искусства;

и) закономерности и тенденции развития искусства;

к) природу художественного творчества;

л) искусство как социальный институт.

 

3. Определите, какое понятие искусства соответствует нижеприведенным определениям:

Институциональному:

Философскому:

Эмпирическому:

Социологическому:

Функциональному:

 

а) Искусство – это социальный институт, представляющий собой определенную систему норм и организаций функционирования; направленный на создание художественных произведений, или художественное оформление явлений и предметов действительностис целью удовлетворения эстетических потребностей людей;

б) Искусство – это форма общественного сознания и вид социальной жизнедеятельности, сущностью которой является воплощение идеалов прекрасного;

в) Искусство – это разнообразные произведения архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, декора и т.п.;

г) Искусство – это социо-культурный феномен, который создается в процессе профессиональной и непрофессиональной деятельности отдельных людей и социальных групп (в частности – производителей и потребителей); направленной на эстетическое преобразование действительности;

д) Искусство – это чувственно-образная сфера культуры, главными функциями которой является формирование личности на основе идеалов красоты, прекрасного, возвышенного и т.п., и соответствующее преобразование действительности.

 

4. Как Вы думаете, должно ли произведение искусства всегда вызывать у человека чувство эстетического удовольствия, или нет? Всегда ли искусство связано с красотой? Аргументируйте свой ответ.

 

 

5. Назовите основные понятия философии искусства и дайте их определения.

 

 

6. Уточните, как соотносятся философия искусства и эстетика, в чем их сходство и различие. Допишите недостающее в таблице.

 

№ п/п Философия искусства Эстетика
1. Объект исследований: Объект исследований: чувственно- образное освоение человеком мира
2. Предмет исследований: Предмет исследований: искусство, художественное творчество и восприятие
3. Характер знаний: Характер знаний: описательно-оценочный
4. Статус: Статус: философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, природе и жизни; об искусстве как особой форме общественного сознания
5. Основные категории: Основные категории: · прекрасное – безобразное; · возвышенное – низменное; · трагическое – комическое и др.
6. Основные проблемы: Основные проблемы: · эстетический опыт; · эстетическое сознание; · эстетические чувства и взгляды; · эстетические идеалы; · эстетический вкус и т.п.

 

7. Согласны ли Вы с известным выражением И. Канта: «Все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, когда походит на природу»? Приведите примеры.

 

8. Согласны ли Вы с определениемэстетического А. Лосевым: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовляющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений».В чем отличие категорий «эстетическое» и «прекрасное», «эстетическое» и «художественное»?

 

 

9.Отметьте явления, прямо относящиеся к научному или художественному творчеству:

Научное:

 

Художественное:

 

а) субъективное; д) рациональное; к) единичное;

б) объективное; е) конкретно-чувственное; л) закономерное;

в) эмоциональное; ж) абстактно-логическое; м) особенное;

г) рациональное; з) случайное; н) всеобщее.

и) необходимое;

 

1. Определите, какие категории относятся к традиционной философии искусства (от античности до середины ХІХ ст.), а какие – к современной философии искусства (с середины ХІХст. до нашего времени):

Традиционная:

 

 

Современная:

 

 

1) искусство;

2) художественный стиль;

3) произведения искусства;

4) законы развития искусства;

5) тенденции развития искусства;

6) мимесис (подражание);

7) художественный вкус;

8) художественный образ;

9) художественное пространство;

10) художественное время;

11) игра;

12) абсурд;

13) прекрасное;

14) безобразное;

15) возвышенное;

16) низменное;

17) обыденное;

18) символ;

19) симулякр;

20) трагическое;

21) комическое;

22) шедевр;

23) эстетическое созерцание;

24) катарсис;

25) композиция;

26) деконструкция;

27) художественный жанр;

28) вид искусства;

29) эстетическое удовольствие;

30) эстетический эпатаж;

31) эволюция искусства;

32) художественная (эстетическая) ценность;

33) понимание;

34) жизненный мир.

 

2. Установите,с чем связаны следующие явления:

1) культура- а) с творческим, духовно-практическим

преобразованием действительности на

основе образно-чувственного,

эмоционального ее отображения и

осмысления;

2) природа- б) с созданием и восприятием произведений

искусства;

3) эстетическое- в) с естественной средой обитания человека;

4) искусство- г) с восприятием и преобразованием

действительности на основе принципов

красоты;

5) художественное- д) с искусственной средой обитания

человека.

 

3. Назовите художественные произведения, относящиеся к следующим видам искусства:

1) пространственным (пластическим):

 

2) временным (словесным и музыкальным):

 

3) пространственно-временным (синтетическим):

 

4. Что из нижеперечисленного в художественной культуре относится только к искусству? Подчеркните: театр, музей, концертный зал, музыкальный инструмент, филармония, искусствоведение, музыка, скрипка, картина, скульптура, художественная критика, художественная академия, трансляция, радио.

 

 

5. Известный немецкий философ XVIII ст. И. Г. Гердер в сочинении «Идеи к философии истории» выделил четыре основных элемента культуры:

1) язык;

2) государство;

3) семейные отношения;

4) религию, искусство, науку и т.п. (т.е. духовность).

Каким образом искусство связано с другими элементами культуры? Какие потребности формирования и развития человека оно удовлетворяет?

 

6. Каким образом чувства восторга, красоты или отвращения, удовольствия или неудовольствия, вызываемые произведениями искусства, связаны с художественной культурой и культурой в целом? Приведите примеры.

 

 

7. Кто является родоначальником истории искусств (труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», ХVIII в.)?

а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;

б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.

 

 

8. Кто является родоначальником использования понятия «культура» («Письма к полководцу Тускулану») применительно к духовной жизнедеятельности человека?

а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;

б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.

 

 

9. Кто является родоначальником использования понятия «эстетика»?

а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;

б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.

 

10. Кто является родоначальником понятия «теория искусства»?

 

11. Кто является родоначальником понятия «художественная критика»?

а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен;

б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.

12. Искусство – это форма образно-чувственного, творческого освоения мира, элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Определите, какие?

 

13. Что такое «эрзац - культура»? Какие культурные феномены, в том числе и искусства, можно к ней отнести?

 

 

14. Достаточно ли для того, чтобы быть культурным человеком, разбираться в искусстве? Что может быть критерием культурности и какое (и всегда ли) отношение это имеет к искусству?

 

15. Установите соответствие понятий и определений:

 

1) эстетическая культура- а) чувственно выраженное и воспринятое

совершенство чего-либо, доставляющее

человеку удовольствие и наслаждение отего

восприятия;

2) эстетический вкус- б) процесс преобразования и

переживания человеком мира и себя с

целью чувственного восприятия,

утверждения и реализации прекрасного;

3) красота- в) способность человека к различению

прекрасного и безобразного, ценностное

отношение к чему-либо, исходящее из

идеалов красоты;

4) художественная культура- г) способность человека к оценке и различению

художественных ценностей (во всей их

полноте, включая и неэстетические

элементы)и произведений

от тех, что не имеют

художественной ценности;

5) художественный вкус- д) процесс созидания, восприятия,

сохранения и передачи людьми

ценностей искусства.

 

16. В чем состоит ценность художественного произведения?

а) в способности конструктивно влиять на психофизиологическую природу воспринимающего субъекта и актуализировать его внутреннюю жизнь;

б) в способности реально отражать процессы жизнедеятельности человека и окружающий мир;

в) в денежном выражении его стоимости;

г) в количестве передаваемой информации;

д) в качестве передаваемой информации.

 

17. Л. Н. Толстой считал, что «… красота, не имеющая в основании своем добро, как, например, красота цветов, форм, женщины, не суть ни истина, ни добро, ни красота, но только подобие их», а «искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе». Могут ли совпадать красота и бесчеловечность? Приведите примеры.

 

 

18. Совместимы ли «гений и злодейство»? Эстетически культурный человек и зло? Что означают слова «добр до отвращения», как Вы думаете?

 

 

19. «Пейзажный парк, –пишет теоретик искусства Н. Певзнер, – был изобретен философами, писателями и знатоками искусств, а не архитекторами исадоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма… партия вигов – это первый источник пейзажного сада, философия рационализма –второй».

О какой особенности искусства идет речь?

 

 

20. Х. Ортега-и-Гассет отмечал: «Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт, драматург – его современники».Какая характерная особенность искусства отражена в этих словах?

 

 

21. О каком качестве эстетической оценки и эстетического вкуса идет речь в изречении Х. Ортеги-и-Гассета: «По лицу, которое я перед собой вижу, я хочу узнать, что такое красота. Каждая женская индивидуальность сулит мне совершенно новую, еще незнакомую красоту; мои глаза ведут себя подобно человеку, ожидающему открытия, внезапного откровения»?

 

22. Х. Ортега-и-Гассет писал о развитии искусства: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом – ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника, прежде всего, сосредоточилось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интросубъективное. Три названных этапа – три точки одной прямой». Определите временные рамки этих этапов их своеобразие и основных представителей.

 

23. О какой особенности культуры и искусства идет речь в стихотворении Г. Иванова?

«Меняется прическа и костюм

Но остается тем же наше тело, надежды, страсти, беспокойный ум,

Чья б воля изменить их не хотела.

Слепой Гомер и нынешний поэт,

Безвестный, обездоленный изгнаньем,

Хранят один – неугасимый – свет,

Владеют тем же драгоценным знаньем.

И черни, требующей новизны,

Он говорит: «Нет новизны. Есть мера,

А вы мне отвратительно смешны,

как варвар, критикующий Гомера».