Основные типы памятников в русской литературе. Характеристика ведущих жанров: летопись, агиография, воинская повесть, хожение, поучение, апокриф
Определило формирования жанров, характерных для Византии. Именно Болгария (Ю.Славяне) становится посредником между Русью и Византией (культурой). Все памятники написаны древне-болгарским языком.
863 год - создание КИРИЛИЦЫ Кирилом и Мефодием.
Церковно-славянский язык выполнил уникальную роль. На первых порах древнерусска култрура транскрибировала (неизменяли) памятники литературы.
Но первые русские грамотники начинают воносить изменения в жанр и текст.
Все типы памятников, все жанры, были восприняты Восточно-славянской письменностью извне и уже на превых поорах имели характер трансплантации или трансформации.
Существовал так называемый канон - это следование формальным признакам всякого жанра (установившимся в Византии). Каноно формировался на основе Цели произведения, предмета изображения, и на основе языка. Канон соотносится с литературным этикетом. Л.Этикет - это цели соответствующие изображению предмета соотнесенность этого предмета с задачами и с языком.
Например: Хагиография (биорафия святого), Летопись - писалась разным языком.это особый вид исторического повествования, разделенного по годам
Конгломеративные памятники - объединяющие разные типы повествовния, но выполняющие одну и туже фунцию.
Первые грамотники, книжники - создавали очень объемные списки, сборники, которые принято называть конгломиративными. Сборники. В одном сборнике могли быть разные жанры (проповеди, география, похвала). Сборники были самыми популярными памятниками литературы (11-12 вв).
Тип памятника Анфилады - когда нет определнной связи между произведениями входящими в сборник.
Пролог - сборник жилий святых Хагиаграфий. Которые систематизированы по хронологическому пр-пу. Пролог, Синаксарий (Виз.) - Не больше 70 слов. Записи о мучиничесвте, подвигах христианского благочестия. На католическом западе такиесборники тоже были (они назывались МАртирологами)
Характеристики жанров:
СЛОВО
Слово - восходит к ораторскому сткусству, античным Акафистам. С. - это жанр и религиодной и светской литературы. С- всегда оращено к слушателю, оно имеет доказательства, и эмоциональное воздействие.
Структура Слова:
- Состоит из трех частей (1. кратке введение в тему, 2. Рассуждение, 3. Краткое эмоциональное заключение)
- структура СЛова повторится в жанре Ода
Слово - выполняло раличную функцию: Богословский трактат и политический призыв
"Слово о полку Игореву" - синкретический
"Слово Дагила Заточника" - вбирает элементы автобиографии, поучения и Слова.
Слово - один из элементов Фиоософских рассуждений