ІІ. Сферы психодиагностики. Виды психодиагностической деятельности.

І. Понятие психодиагностики.

Психодиагностика – наука и практика постановки психологического диагноза.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на изучение индивидуально–психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния и прогноза дальнейшего развития.

Предмет(содержание) психологического диагноза – индивидуально–психологические особенности.

Основная задача психодиагностики – установление:

а) индивидуальной степени выраженности психологических особенностей;

б) их интраиндивидуальных взаимосвязей.

 

Психодиагностика возникла в конце 19 века. Выделению психодиагностики как науки способствовали два важных фактора:

  1. В ходе обработки результатов исследований в области экспериментальной психологии возникла идея измерения, а не просто описания психологических явлений (измерение предполагает сравнение полученных данных с данными других людей или возрастной нормой), что дает основание для количественной характеристики.

Собранная психологами информация требовала количественной обработки, что привело к применению методов математической статистики при анализе результатов исследований.

  1. Психологами были разработаны стандартизированные психодиагностические методики.

Стандартизация включает в себя:

а) четкую регламентацию процедуры обследования (понятная инструкция, неизмененная последовательность выполнения заданий обследуемым, временные рамки и т.д.);

б) выделение однозначных критериев оценки полученных результатов (сравнение с «ключом», возрастной нормой, требованиями к выполнению заданий).

 

Термин «психодиагностика» приобрел широкое распространение после выхода в 1921 году книги Германа Роршаха «Психодиагностика».

 

ІІ. Сферы психодиагностики. Виды психодиагностической деятельности.

 

Сферы психодиагностики:

  1. Теоретическая психодиагностика – область психологической науки, которая разрабатывает методы измерения индивидуально–психологических особенностей личности.
  2. Практическая психодиагностика – конкретная деятельность психолога по постановке психологического диагноза.

 

Виды психодиагностической деятельности:

  1. Научно-исследовательская: сбор психологической информации у широкого круга людей с целью установления обобщенных факторов, закономерностей психологического развития личности и построения теории объекта исследования. Такая деятельность называется «психодиагностическое исследование».
  2. Научно–практическая: деятельность психолога, ориентированная на конкретные задачи и на постановку психологического диагноза («психодиагностическое обследование»).

 

ІІІ. Основные подходы психодиагностических исследований:

  1. Объективный подход: психодиагностика осуществляется на основе определения степени успешности и особенностей выполнения деятельности обследуемым (оценивается процесс и результат деятельности).

Методы:

а) тесты интеллекта (общих способностей);

б) тесты специальных способностей;

в) тесты достижений – оценивается соответствие достигнутого уровня развития умений и навыков обследуемого определенным требованиям;

г) тесты личности:

· объективные тесты – оценивают успешность выполнения конкретных задач;

· ситуативные тесты – оценивают стиль поведения в экспериментально созданной ситуации (оценка честности ребенка при выполнении задания).

  1. Субъективный подход: психодиагностика осуществляется на основе представлений обследуемого о себе, раскрываемых в самоописании.

Методы: личностные опросники (черт личности, личностных типов, установок и т.д.)

  1. Проективный подход: психодиагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия личности с внешне нейтральным материалом, который в силу своей неопределенности становится для данной личности объектом проекции.

Методы: проективные методики.

 

IV. Возникновение и этапы развития психодиагностики.

 

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

1. Первым ее источником стала экспериментальная психология,поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Например, проводился эксперимент по установлению характера реакции человека на прикосновения предметов разной температуры; на световую вспышку; звуки разной громкости и т.д. Такой эксперимент позволил определить значения порогов чувствительности разных анализаторов (так, нижний порог слухового ощущения – это тот самый слабый звук, который способно услышать ухо).

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. По его теории, экспериментальному исследованию подлежит не сама душа (психика), а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. Например, исследовались особенности зрительных образов, получаемых человеком при взгляде на близкие и удаленные предметы, предметы разной формы, цвета и т.д.

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации («всплывание» в памяти образов и понятий при восприятии человеком тех или иных слов). В 1897 г. Вундт использовал ассоциативную методику в своей лаборатории. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Однако автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Герман Эббингауз (1850—1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов. В ходе эксперимента испытуемые должны были запоминать не имеющие смысла слоги. Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению механической памяти.

Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860—1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов.

Так на рубеже XX века в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

2. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий)стала еще одним источником психодиагностики.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном.

Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Под индивидуально-психологическими особенностями понимаются такие характеристики, по которым люди отличаются друг от друга, например, тип темперамента, черты характера, особенности запоминания, мышления и т.д. Именно попыткой выявить и измерить критерии сравнения людей между собой и было обусловлено возникновение тестирования.

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

ТЕСТИРОВАНИЕ - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.

Тестовые методыпринято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж.М. Кеттелл.Этот термин после статьи Кеттелла "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895—1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

Первоначально в качестве тестов использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределения во времени повторений и т.д.