Экзамен

Типовые вопросы к экзамену

 

1. Понятие семейного права. Соотношение семейного права и гражданского права.

2. Способы регулирования семейных правоотношений.

3. Метод правового регулирования семейных отношений.

4. Ситуационное регулирование семейных правоотношений.

5. Частноправовые и публично-правовые начала регулирования семейных отношений.

6. Принципы семейного права.

7. Функции семейного права.

8. Семейное законодательство и источники семейного права.

9. Действие семейного законодательства во времени.

10. Субсидиарное применение к семейным отношениям норм гражданского права.

11. Понятие, состав, признаки семьи.

12. Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

13. Признаки семейных правоотношений.

14. Семейная правосубъектность.

15. Юридические акты, поступки как юридические факты в семейном праве.

16. Правовые состояния как юридические факты в семейном праве.

17. Сроки в семейном праве.

18. Способы защиты семейных прав.

19. Применение исковой давности в семейных правоотношениях.

20. Понятие, признаки, виды юридической ответственности в семейном праве.

21. Общая характеристика состава семейного правонарушения.

22. Понятие брака. Условия вступления в брак.

23. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

24. Порядок заключения брака.

25. Государственная регистрация заключения брака в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

26. Заключение и расторжение брака с лицом, находящимся в местах лишения свободы.

27. Основания прекращения брака.

28. Определение момента прекращения брака.

29. Основания и порядок расторжение брака в органах ЗАГСа.

30. Основания и порядок судебного расторжения брака.

31. Государственная регистрация расторжения брака в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

32. Основания и порядок признания брака недействительным.

33. Правовые последствия признания брака недействительным.

34. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

35. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.

36. Установление происхождения ребенка, рожденного в браке.

37. Порядок добровольного установления отцовства.

38. Установление происхождения ребенка при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

39. Установление отцовства в судебном порядке.

40. Установление факта признания отцовства.

41. Установление факта отцовства.

42. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве.

43. Государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

44. Личные неимущественные права детей.

45. Право ребенка на защиту.

46. Порядок изменения имени и фамилии ребенка.

47. Имущественные права ребенка.

48. Осуществление родительских прав.

49. Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями.

50. Осуществление родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка.

51. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

52. Ответственность родителей за воспитание детей.

53. Основания, порядок и последствия лишения родительских прав.

54. Основания, порядок и последствия ограничения родительских прав.

55. Отобрание ребенка без лишения родительских прав.

56. Осуществление родительских прав лицом, находящимся в местах лишения свободы.

57. Меры ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

58. Алиментное обязательство: понятие, признаки, содержание, основания возникновения и прекращения, юридическая природа.

59. Классификация алиментных обязательств.

60. Алиментные обязательства родителей и детей: основания возникновения, формы и размер алиментов.

61. Виды заработка (дохода), из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

62. Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей.

63. Выплата государственного пособия на детей в случае невозможности взыскания алиментов с родителей.

64. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

65. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

66. Алиментные обязательства супругов (бывших супругов): основания возникновения, формы и размер алиментов на супругов (бывших супругов).

67. Освобождение супругов (бывших супругов) от обязанности по содержанию другого супруга (бывшего супруга) или ограничение этой обязанности определенным сроком.

68. Алиментные обязательства других членов семьи: виды, основания возникновения, порядок уплаты, размер.

69. Сроки обращения за алиментами и порядок уплаты алиментов.

70. Основания и порядок обращения взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

71. Исковой и приказной порядки взыскания алиментов.

72. Задолженность по уплате алиментов, порядок ее погашения и основания частичного или полного освобождения плательщика алиментов от погашения задолженности по алиментам.

73. Особенности взыскания алиментов с лиц, отбывающих уголовное наказание с лишением свободы.

74. Удержание алиментов с лиц, злостно уклоняющихся от их уплаты. Розыск органами внутренних дел лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

75. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

76. Индексация алиментов. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты.

77. Алиментные обязательства членов семьи с участием иностранных граждан и порядок их реализации.

78. Выявление, учет и формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

79. Основные положения Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

80. Понятие, порядок и условия усыновления. Последствия усыновления.

81. Основания, порядок и последствия отмены усыновления.

82. Государственная регистрация усыновления (удочерения) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

83. Опека (попечительство) как одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

84. Органы опеки и попечительства и их правовой статус.

85. Порядок и условия учреждения опеки и попечительства над детьми.

86. Права и обязанности опекунов и попечителей. Надзор и контроль за их деятельностью.

87. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

88. Прекращение опеки и попечительства.

89. Понятие, сущность и черты приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Образование и правовой статус приемной семьи.

90. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью: понятие, стороны и правовая природа.

91. Права и обязанности сторон договора о передаче детей на воспитание в семью. Ответственность сторон за неисполнение своих обязанностей.

92. Правоотношения, складывающиеся между приемными родителями и принятыми на воспитание детьми.

93. Контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию приемных детей.

94. Изменение и прекращение договора о передаче детей на воспитание в приемную семью.

95. Детский дом семейного типа как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

96. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

97. Сущность и назначение коллизионного семейного права.

98. Регулирование заключения, расторжения, признания брака недействительным с иностранным гражданином или лицом без гражданства.

 

Критерии оценивания компетенций (результатов)

 

Знания, умения и навыки обучающихся при итоговом контроле определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Основой для определения оценки служит уровень усвоения обучающимися материала, предусмотренного данной рабочей программой.

 

  Оценка   Требования к знаниям  
«Отлично» Обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, последовательно и грамотно раскрыл теоретическое содержание вопросов билета, правильно сформулировал решение практического задания, не затруднялся с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, умеет самостоятельно обобщать и анализировать материал, не допуская ошибок.
«Хорошо» Обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
«Удовлетворительно» Обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
«Неудовлетворительно» Обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания или отказался отвечать.

 

Опрос

 

Типовые вопросы

 

1. Сформулируйте понятия юридических фактов в семейном праве.

2. Понятие исковой давности в семейном праве.

3. Основания расторжения брака в суде.

4. Правовые последствия признания брака недействительным.

5. Основания прекращения алиментного соглашения.

6. Отмена ограничения родительских прав.

7. Правовые последствия лишения родительских прав.

8. Перечень прилагаемых документов к заявлению об установлении усыновления ребенка.

9. Условия заключения брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ.

10. Защита прав и законных интересов детей-граждан РФ, усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства.

 

Критерии оценивания компетенций (результатов)

 

Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание заданного вопроса, не затруднялся с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно излагать материал, не допуская ошибок.

Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся показал знание по заданному вопросу, правильно, по существу и последовательно изложил содержание вопроса, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.

Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся содержание вопроса изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся при ответе на вопрос допустил существенные ошибки, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

 

Задачи

Типовые задачи

 

1. Андрей Силантьев перед вступлением в брак с Еленой Ануфриевой настоял на заключении брачного договора. В этом договоре они установили режим совместной собственности на все виды имущества, которое они приобретут при совместной жизни. Однако в брачный договор был включен пункт, согласно которому в случае расторжения брака супруг, по инициативе которого брак будет расторгнут, лишается всего нажитого ими имущества.

После государственной регистрации заключения брака супруги поселились в однокомнатной квартире, принадлежащей Елене. Через два года после этого Андрей заявил Елене, что он получил значительную сумму денег в наследство. На нее он хочет купить дом в престижном районе г. Москвы и оформить его на имя Елены. Елена согласилась с этим предложением мужа.

Через год после покупки дома Андрей Силантьев был арестован и осужден за совершение уголовного преступления к лишению свободы на срок 18 лет.

Елена подала заявление о разводе. Через год Елена вышла замуж во второй раз и написала об этом первому мужу в колонию.

1. С какого момента прекращается действие брачного договора, заключенного Еленой Ануфриевой с отбывающим наказание за совершенное преступление Андреем Силантьевым?

2. Будет ли действовать условие брачного договора о лишении Елены всего нажитого имущества как инициатора расторжения брака?

3. Вправе ли будет Андрей потребовать в судебном порядке от Елены выполнения условия брачного договора после своего освобождения из заключения?

4. Какие действия был бы вправе предпринять Андрей Силантьев по отношению к Елене Ануфриевой, если бы он был освобожден из заключения через три года после отбывания наказания?

 

2. Марина Зотова забеременела в 16-летнем возрасте. Ее возлюбленный 19-летний Виктор Надеждин настаивал на том, чтобы они поженились до рождения ребенка. Будучи единственной дочерью состоятельных родителей, Марина опасалась, что Виктор хочет жениться не столько из-за любви к ней, сколько по меркантильным соображениям. Чтобы проверить, как будет вести себя Виктор, Марина предложила ему заключить брачный договор до брака, разрешение на заключение которого ими было уже получено от органа местного самоуправления. Виктор согласился, однако заметил, что у них нет имущества, принадлежащего лично им. Марина же сказала, что они включат в брачный договор имущество родителей, которое должно перейти к ним после их смерти.

1. Вправе ли Марина Зотова, в сложившейся ситуации, заключить брачный договор без согласия родителей?

2. Может ли быть заключен брачный договор между Виктором Надеждиным и матерью Марины, но от имени Марины?

 

3. Житель г. Санкт-Петербурга Захар Лейкин, 30 лет, после заключения брака со своей ровесницей Ниной Клюшниковой предложил жене бросить работу и заняться только ведением домашнего хозяйства, мотивируя это тем, что у него хороший заработок. Нина согласилась. Через год у них родился сын Слава. Забот у Нины прибавилось. Растя сына, она забыла, что когда-то работала, находилась в коллективе. Когда Славе исполнилось десять лет, Захар заявил Нине, что влюблен в молодую женщину, 20 лет, и хочет на ней жениться. В связи с этим он предложил Нине развестись с ним.

К этому времени Захар Лейкин стал собственником дачи под г. Санкт-Петербургом, автомобиля «Ford» и приватизированной четырехкомнатной квартиры, в которой они жили. Квартира была обставлена всей необходимой бытовой техникой. Захар предложил Нине после развода переехать с сыном в двухкомнатную квартиру муниципального фонда, в которой жила женщина, на которой он хотел жениться. Нина отказалась и подала в суд заявление, в котором просила развести ее с Захаром Лейкиным и произвести раздел общего совместно нажитого имущества. На суде Захар заявил, что все имущество, приобретенное за время брака, куплено на его деньги. Жена же его в это имущество не вложила ни копейки, так как целыми днями сидела дома. Нина Клюшникова объяснила, что Захар Лейкин сам потребовал, чтобы она бросила работу и занималась только ведением домашнего хозяйства, кроме того, она растила и воспитывала их общего сына Славу.

1. Принадлежит ли право на общее имущество супругов Нине Клюшниковой?

2. На какую часть общего имущества супругов вправе рассчитывать Нина Клюшникова при его разделе?

3. Какое решение должен принять суд?

 

4. Супруги Щавлевы Галина и Федор в первые годы совместной жизни после регистрации брака уважительно, заботливо и чутко относились друг к другу. При этом обстоятельства их жизни никогда не выносились на обсуждение посторонних лиц. Через некоторое время Федор стал замечать, что Галина, разговаривая по телефону со своими приятельницами и родственниками, стала слишком много и подробно рассказывать им об обстоятельствах жизни своего мужа. Такие разговоры Галины не нравились Федору. Галина объясняла свое поведение тем, что ее волнуют его неудачи, потому что она любит его. При этом она заметила, что ее собеседницы также делятся с ней подробностями жизни своих семей и даже просят дать совет, как им поступить в той или иной жизненной ситуации. Однако доводы Галины Федора не убедили. И он сделал вывод о том, что жена его не уважает и при этом нарушает не только нормы нравственности, но и нормы Конституции РФ.

1. Вправе ли Федор запрещать жене обсуждать с посторонними лицами обстоятельства его жизни?

2. Правомерна ли ссылка Федора на правовые нормы Конституции РФ?

3. Относится ли понятие «уважение» к сфере права? Возможно ли обеспечить уважение супругов друг другом правовыми средствами?

 

Критерии оценивания компетенций (результатов)

 

Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся правильно решил задачу, дал полный аргументированный ответ с ссылками на нормативно-правовые акты, рассмотрел все возможные варианты решения и сделал выводы.

Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся правильно решил задачу, с небольшими неточностями и недостатками.

Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся правильно решил задачу, но с серьезными замечаниями, рассмотрел не все возможные варианты решения, слабо аргументируя выводы.

Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся не смог предоставить правильное решение практической ситуации или решил задачу не правильно, без аргументации выводов и без ссылки на нормативно-правовые акты.