А.Каргин
2--------------------------------- Раздел III. Лекция 18________________ |
ным вопросам практики самодеятельных коллективов, практике написания частушек, создания новых былин (новин), сказов и т.д Стали редкими публикации по вопросам истории дореволюционного любительского творчества, а если они и появлялись, то в них противопоставлялся "расцвет" народного творчества в советскую эпоху и его тяжелое прошлое в дореволюционное время.
Самодеятельность выпала и из поля внимания фольклористов.
Собственно она существовала как бы сама по себе. Фольклористы
не признавали за этой формой творчества права на серьезное на
учное изучение. Практики же шли "своим путем", все объявив
художественной самодеятельностью, самодеятельным искусством
Они тем более не вдавались в проблему их взаимодействия с тра
диционным фольклором, ограничив последний сценическими ва
риантами народного хора, народного оркестра, народного танца и
т.д. Эта тенденция в развитии "фольклорной" художественной са
модеятельности еще более увеличивала разрыв между подлинным
фольклором и самодеятельным искусством. '
Однако постепенно самоценность фольклора (пусть и выборочно) с конца 60-х годов стала общепризнанной. Эта позиция подкреплялась мнениями крупных авторитетов русской дореволюционной фольклористики, а затем уже и учеными советского периода. К художественной самодеятельности отношение фольклористов было настороженное, скептическое или даже негативное. Как художественное явление она долгое время не оценивалась фольклористикой и потому не включалась в предмет исследования. Этот вакуум стали заполнять с конца 60-х - начала 70-х годов появившиеся в большом числе работы по вопросам художественной самодеятельности .
Было опубликовано немало монографий, сборников статей, авторы которых высказывали иногда противоположные точки зрения на отношения фольклора и художественной самодеятельно»-сти. Некоторые ученые утверждали, что художественную самодеятельность (связанную естественно с жанрами народного искусства) нужно рассматривать как фольклоризированную форму творчества, как естественный процесс выхода фольклора на сцену, напоказ. В таком случае фольклор представлялся как своеобразная форма художественной самодеятельности. Другие считали, что фольклор и художественная самодеятельность совершенно разные формы творчества, имеющие принципиальные различия. Поэтому их взаимодействие антиисторично и антилогично, ибо по сути дела "модернизация" фольклора заходит столь далеко, что он пол-
Взаимосвязь фольклора и самодеятельности_________ 259
ностью перерождается, и говорить о нем как о фольклоре можно с большой долей условности1.
С середины 80-х годов нарастала как бы ответная реакция — непризнания за художественной самодеятельностью ее собственной ценности. Зазвучала мысль о необходимости возрождения фольклора, его изучении, сборе, сохранении и т.д. При этом стремление повернуть общественное сознание к пониманию фольклорных ценностей сопровождалось не всегда объективной," заслуженной критикой художественной самодеятельности. Ее нередко рассматривали как неконкурентоспособную с "подлинным" народным искусством и фольклором, а потому предлагали выводить за рамки народного творчества.
Искусствовед К.И.Рождественский считал, что "следует разграничить народное традиционное искусство и самодеятельное искусство. Их природа, а следовательно, методы и принципы развития различны"2. С мыслью автора о разграничении еще можно согласиться. Однако самодеятельному искусству он отказывает в праве на использование и развитие элементов, мотивов, образов, приемов традиционного творчества и предлагает иные принципы их эволюции, связанные с адаптацией профессионального искусства. Поэтому справедливо замечание украинских авторов, что искусствоведы, нередко желая обособить предмет народного искусства и выступая за чистоту традиционного искусства, впадают в крайность и считают таковым "только одно из его проявлений, одну из его частей, относя остальные к традициям либо профессионального, либо народного (крестьянского) искусства, либо вовсе отказывая ему в какой бы то ни было художественной значимости и самостоятельности"3. Происходило разделение и противопоставление любительского и традиционного направления в народном творчестве.
Теоретик народного искусства М.А.Некрасова убеждена, что нег оснований говорить о самодеятельном искусстве как о явлении культуры. По ее мнению, оно, как правило, лежит на поверхности культуры и не имеет в отличие от народного и индивидуально-профессионального сложной культурной структуры". Если народный примитив всегда оказывается на уровне искусства, то этого "нельзя сказать о творчестве самодеятельного художника, которое движимо подражанием или подобием чему-то, но вовсе не необходимостью, в первую очередь художественного высказывания"4
Противопоставление форм творчества — более или менее обоснованное — чаще всего зиждется на субъективно выстроенной шкале утверждаемых ими ценностей. М.А.Некрасова не может поставить знак равенства "между мастером, вырезающим из дерева
1 См. подробнее: Фольклор и художественная самодеятельность/Ред. Н.В.Новиков.
М.;Л., 1968; Руч И. Самодеятельность и фольклор//Современность и фольклор: Ста
тьи и материалы. М., 1977; С. 117-123.
2 Декоративное искусство в СССР. 1983. № 5. С. 2.
3 Социалистическая культура и художественная активность масс. Киев, 1984. С.
131.
4 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М,
1983. С. 98.
260____________________ Раздел III. Лекция 18
традиционную игрушку, и инженером, складывающим в свой досуг из спичек "кремлевскую башню1. Видимо, нужно оговориться, при каких условиях между ними есть общее, а при каких — отличия. При всей заостренности позиции, по нашему мнению, если и тот и другой занимаются этим как любители, в свободное время, они равны по отношению к творчеству, но, возможно, не к его результатам.
Иногда допускается неоправданное приписывание многих эстетически привлекательных черт всему традиционному, фольклорному творчеству, и известная недооценка того интересного, принципиально нового, что несет художественная самодеятельность. В народном творчестве прошлых эпох немало противоречивого, псевдонародного, лубочного (песен, картин, поделок и т.д.). Все это нередко не берется в расчет, и прошлое искусство рассматривается как эталон, образец для подражания.
В результате существующих теоретических споров взаимосвязь фольклора и художественной самодеятельности предстала в упрощенном виде. Художественная самодеятельность стала как бы формой социалистического фольклора, одной из его "ухудшенных" традиционных форм. На практике участились случаи оценки фольклора как художественной самодеятельности и наобо-' рот, что, естественно, несло много ошибочного, надуманного. Все это объяснялось недостаточной общей научной разработанностью проблемы. Превалирующий искусствоведческий и фольклористический подходы оказывались узкими, не позволяли увидеть общую картину, а философский, культурологический, социологический подходы еще только складывались. В начале 20-х годов А.В.Луначарский писал: "Без изучения искусства как явления социального его никогда нельзя изучить вообще". Этот подход "не обнимает собою целиком всего искусствоведения", но "является основным стержнем, без которого все остальные подходы, все остальные построения в области искусствоведения рассыпаются"2. Это касалось, конечно, в первую очередь профессионального искусства. Для обеспечения подлинно научного подхода важно было представлять целостную картину взаимодействия фольклора и художественной самодеятельности с учетом глобальных изменений в условиях бытования народного творчества после революции. Стало понятно, что фольклор развивается параллельно с художественной самодеятельностью. Фольклор не отмирает, не остается лишь в образцах и не превращается в художественную самодея-
1 Там же. С. 51.
2 Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971. С. 102.
_____________ Взаимосвязь фольклора и самодеятельности______ 261
тельность. Он продолжает свое историческое, социально обусловленное развитие по внутренним, ему присущим законам, отражая время своими специфическими средствами. Художественная самодеятельность предстает своеобразной, самобытной и оригинальной формой народного творчества, отражая в своем развитии духовно-эстетические изменения, произошедшие в стране.
Но Как всякое развивающееся явление, художественная самодеятельность в своем движении отошла от существующих ранее форм народного творчества, которые явились для нее первоисточником. В художественной самодеятельности наблюдается своеобразная трансформация — полная или частичная — эстетической, организационно-творческой, содержательной сторон любительских и фольклорных форм творчества.
В художественной самодеятельности отражаются новые веяния, запросы, диктуемые жизнью, социальной практикой масс. Причем преобладающее развитие получают эстетические начала в художественном творчестве. Такие черты фольклора, как синкретизм, органическая связь с социальной практикой, вариативность, уст-ность претерпели в художественной самодеятельности кардинальные изменения. Самодеятельное творчество выделилось и в известном смысле отдалилось от социальной и трудовой деятельности, приобрело новые функции. Эта примета на разных этапах развития художественной самодеятельности проявлялась по-разному. Существовали формы самодеятельности, в которых оставались весьма устойчивыми такие черты фольклора, как импрови-зационность, вариативность, вовлечение в действие слушателей и зрителей и т.п. Постепенно, однако, эти черты приобрели новую окраску, новые способы проявления. В художественном творчестве на первый план все более выдвигалось эстетическое начало, зачастую упрощенно понимаемое как подражание профессиональному исполнительству. Художественная самодеятельность все далее отходила от бытовых форм любительского творчества по своим формообразующим и творческим структурам, жанрам и видам. Она формировалась как форма народного творчества с явно выраженной ориентацией на профессиональные нормы исполнительства.
Тем не менее генетическая близость всех форм народного творчества привела к тому, что начиная с 80-х годов постепенно стали укрепляться связи художественной самодеятельности и фольклора, современного и традиционного искусства. Эти связи перешли из плоскости прямого, непосредственного взаимодействия в плоскость творческого преломления достижений, образцов,
262__________________________ Раздел III. Лекция 18
Взаимосвязь фольклора и самодеятельности____________ 263
выразительных средств и т.д. Художественная самодеятельность (н первую очередь народные хоры, ансамбли народного танца, народной музыки) с учетом своих специфических позиций многое заимствовала из фольклора. Коллективы активно расширяли свой репертуар за счет фольклорных произведений, способствовали их включению в духовную жизнь общества. Многое бралось из лексики искусства, выразительных средств и приемов образности, из самого духа народной культуры1.
Проблема использования фольклорных образцов в самодеятельных коллективах далеко не однозначная. Фольклорное произведение при этом не только отшлифовывается, приспосабливается к сценической демонстрации. Становясь . объектом "показа", фольклорное произведение утрачивает характерную для него непосредственную и неразрывную связь с бытом, с определенными жизненными ритуалами. Оно покидает естественную ауру своего бытования и превращается в произведение искусства, хотя и весьма, специфическое. Начало специальному показу фольклора зрителям положили В.Андреев, М.Пятницкий, АТородцов^ ряд других деятелей народного искусства в конце XIX в. Хотя известно, что и ранее, в XVIII в. народные исполнители "баловали" своим искусством дворян. На рубеже Х1Х-ХХ вв. произошел массовый "выход" фольклора на сцену. Одновременно актуализировались практически значимые вопросы. Во-первых, какие шаги, меры, усилия должны быть выработаны и приняты, чтобы фольклор на сцене не терял своего лица, характерных черт, того огромного заряда, который несут его аутентичные формы. Во-вторых, возможно ли считать новое явление вообще фольклором, ибо его представляют по принципиально другим критериям - критериям художественно-сценического порядка2.
Фольклорное творчество, развивающееся в естественных условиях своего бытования как неорганизованное, бытовое, повседневное творчество для "себя", не рассчитанное напоказ, существенно отличается от видимого со сцены, специально подготовленного для зрителей. Бытовой и сценический варианты фольклора — два разных способа включения одного и того же явления в духовную практику. Сценический вариант фольклора по сравнению
1 См.: Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебное пособие. М., 1986; Каргин А. С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М., 1984; и др.
* См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современного фольклоризма/УСовременность и фольклор: Статьи и материалы. М, 1977; Немцовский И.И. О современном фольклоризме. Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм): Сб. научных трудов. Л.,
с его естественным бытованием теряет многое в непосредственности, живости, несет много условного, искусственного, приведенного в соответствие с канонами концертной эстетики. В то же время он более зрелищен, техничен, предстает как специфически художественное явление.
Речь должна идти о выработке разных подходов к пониманию особенностей одного и того же художественного явления в разных условиях его существования, о введении специфических критериев оценки этого существования, которые ориентировали бы не на сравнительный анализ "лучше-хуже", а на выявление особых закономерностей включения разных форм творчества в сферу жизни.
Художественная самодеятельность фольклорного типа — фольклоризм — не только заимствует аутентичные образцы, но и применяет их для своих нужд. В ее недрах рождаются новые черты, традиции, а также новые носители этих традиций, которые не рассматривают фольклорное творчество как бытовое явление. Оно для многих из них форма художественной практики, сугубо эстетическое явление. Таким образом, многомиллионная армия участников фольклорной самодеятельности переносит то, что осваивается ими в процессе обучения, в бытовую сферу; они становятся зачинателями новых элементов в фольклорном бытовом творчестве.
Многие заимствования, вышедшие из активного обихода, продолжают существовать на уровне профессионального исполнительства (игра на гуслях, балалайке, колесной лире, некоторых других народных духовых инструментах). Они составляют значительное направление в искусстве, способствуя тем самым поддержанию бытового музицирования.
В последнее время художественная самодеятельность все шире пытается использовать не отдельные стороны или элементы фольклора, а всю системно-структурную его организацию. Искусственно восстанавливаются народные драматические представления ("Царь Максимилиан", "Лодка"), песенное творчество стилизуется с его этнографической атрибутикой.
Сегодня можно говорить и о взаимном процессе заимствования технико-исполнительских приемов, широко "кочующих" из фольклора в самодеятельность, и обратно. Безусловно, в самодеятельности характерные исполнительские проблемы не только получают новую жизнь, новую интерпретацию, но и значительно усложняются в техническом отношении. Это характерно для всех жанров народного танца, народного музицирования и пения, народного театра, изобразительного искусства.
264__________________________ РазделШ. Лекция 18
Мы являемся свидетелями весьма динамичных разновекторных процессов взаимодействия форм творчества. Конечно, в первую очередь взаимозаимствуют те черты, свойства, которые генетически близки данному виду творчества, могут естественным путем трансформироваться. При этом их переработка, включение происходят в рамках традиций того творчества, которое заимствует.
Художественная самодеятельность перерабатывает традиции фольклора, его образцы в духе своих эстетических норм ,и критериев, и наоборот, фольклор воспринимает лишь то, что близко ему.
Результатом постоянного и тотального взаимодействия фольклора и художественной самодеятельности стало, в частности, появление промежуточных форм фольклора, отличающихся в известном смысле неустойчивостью и тяготением одновременно к обеим формам творчества. Многие фольклорные коллективы, перманентно собирающиеся для выступления на сцене, в быту, остаются носителями аутентичной традиции, характерной для неорганизованного творчества.
Фактор проникновения традиционного творчества в художественную самодеятельность и в современное любительское творчество чаще всего, на наш взгляд, сбивает с толку специалистов, которые учитывают лишь "чистый" бытовой способ существования фольклора. Между тем в большинстве случаев мы имеем дело именно со "второй жизнью" образцов фольклора. Фольклор, по мысли И.Земцовского, оказывается на разных этапах основой, моделью и результатом постоянной фольклоризации. Более того, "сущность фольклора заключена в фольклоризации"1.
Признавая фольклоризм закономерной и естественно развивающейся формой аутентичного фольклора, необходимо признать, что она является одновременно и фактом художественной самодеятельности. Ибо это уже не фольклор, а его сценический вариант, законы функционирования которого ближе к художественной самодеятельности, чем к фольклору.
В свою очередь самодеятельный коллектив, осваивающий и развивающий фольклорные традиции, объективно тяготеет к иным эстетическим канонам в их показе. Чем правдивее, точнее передана самодеятельным коллективом или исполнителем фольклорная традиция, тем она имеет большее художественно-смысловое и эстетическое значение.
1 Земцовский И. Народная музыка и современность: К проблеме определения фольклора//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 62.
______ Взаимосвязь фольклора и самодеятельности_______ 265
В этой связи неправомерно ставить вопрос о противопоставлении фольклора и художественной самодеятельности или об "их идентификации. Это две самостоятельные формы народного творчества, существующие и развивающиеся в разных сферах бытования, разные по организационной структуре, способу подачи материала, выразительным средствам и т. д. Фольклор и художественную самодеятельность можно рассматривать как равноправные блоки современной народной художественной культуры, выполняющие инвариантные функции, но использующие различные способы организации и подачи материала. Развитие фольклора и художественной самодеятельности имеет тенденцию к постоянному укреплению их связи, так как они являются формами непрофессионального, любительского творчества.
Можно говорить о единстве принципов функционирования народного художественного творчества — демократизме, массовости, свободе творческого проявления, досуговом характере. Происходит и все большая интеграция форм народного художественного творчества, в известном смысле их диффузия. Каждая из форм обогащается в развитии, критически использует опыт, репертуар, традиции другой, преломляет их применительно к своим нуждам и на их основе формируются новые приметы: фольклорное творчество приобретает нередко четкую организационную оформлен-ность, обогащается его репертуар, художественно-выразительные средства за счет самодеятельности и т.д.
Богатство, многоплановость взаимодействия фольклора и худо^ жественной самодеятельности требуют конкретно-исторического подхода к проблеме, многообразия теоретических подходов к ее трактовке. Первоначальные попытки ее решения путем включения одной формы творчества в другую (фольклора в художественную самодеятельность), игнорирование бытового развития фольклора, запрет на сохранение им своих основополагающих, формообразующих свойств и характеристик и на этом основании исключение его из сферы науки не могут быть признаны научно оправданными и тем более социально перспективными. Подобная оценка может быть применима и в том случае, когда художественная самодеятельность считается фольклором или идентифицируется с ним. Такие попытки имеют свою историческую и эстетическую логику, свои исторические формы разрешения. Они были связаны, с одной стороны, с известной фетишизацией художественной самодеятельности, преувеличением ее роли в культуре, в жизни советского общества, с другой стороны, с длительной недооценкой, а порой и открытым игнорированием фольклора. Постепенно вое-
266___________________ Раздел III. Лекция 18
Диалектика фольклора и профессионального искусства____ 267
станавливаемый в общественном сознании интерес к фольклору, его активное включение в духовную практику масс рушит сложившееся упрощенное толкование проблемы его взаимодействия с другими формами народного творчества. Требуется более глубокое теоретическое осмысление и практические действия, направленные на укрепление взаимосвязи художественной самодеятельности и фольклора. В их интеграции — одно из условий их обогащения и полнокровного современного развития.
ЛЕКЦИЯ 19