Подвеска
Механическое оборудование
Применяемые подшипники:
Качения: - Шариковые радиальные
- Шариковые упорные
- Роликовые конические (для регулировки)
-Роликовые игольчатые
Скольжения: - Втулки и вкладыши
Типы передач:
- Шестеренчатая
- Червячная
- Фрикционная (за счет силы трения)
- Карданная (для передачи движения под углом)
- Шлицевое соединение
Технические данные машин:
ЗИУ - 9 | ЗИУ - 10 | ||
1. | Конструкционная скорость | 70 км/ч | 70 км/ч |
2. | Длина | 12м. | 18,125м.(17,236м.) |
3. | Ширина без выступающей части | 2.5 м. | 2,510м. |
4. | Высота по лире | 3.3м. | 3,310м. |
5. | Вместительность | 120 чел. | 164 чел. |
6. | Масса | 10.5 т. | 15,5т. 14,660т.(экипир.) 25,390т. (полная) |
7. | Передний свес | 2,358 м. | |
8. | Задний свес | 2,585м. | |
9. | База | 6,025м./6,341м. | |
10. | Задний свес тягача | 1,315м. | |
11. | Сочленение (гофр) | 1,100м. | |
12. | Диаметр поворотного круга | 1,600м. | |
13. | Колея | 2,006м. | |
14. | Колея по следу | 1,710м. | |
15. | Нагрузка: 1 ось | 7,540т. | |
Ведущий мост | 10,600т. | ||
Ось прицепа | 7,550т. | ||
16. | Скорость за 25с. | 35 км/ч. |
Кузов
Назначение: Для размещения пассажиров и обслуживающего персонала (водитель, кондуктор), а также электротягового и механического оборудования.
Устройство: (1. Левый и правый борта)
- Каркас (2. Задняя и передняя части)
- Обшивка (3. Крыша)
- Основание (4. Основание)
Все части кузова соединены болтами
- КАРКАС сварен из стальных труб прямоугольного сечения, покрытых антикоррозийной мастикой.
- НАРУЖНАЯ ОБШИВКА из стальных листов 0,9 мм., приварена к каркасу точечной сваркой, покрыта шумопоглащающей мастикой.
- ВНУТРЕННЯЯ ОБШИВКА из декор. фанеры, оргалита, пластика.
- ПОЛ из бакелит. фанеры, покрыт резиновым ковриком. Люки пола надежно уплотнены.
- БОРТА имеют крышки откидных люков
- ОКНА в резиновых уплотнителях с раздвижными верхними форточками.
- ПОРУЧНИ вертикальные, горизонтальные в изоляции.
- КРЫША имеет резиновую дорожку, вентиляционные люки, основания для токоприемников.
- ДВЕРИ ширмовые
Отопление
- крыльчатка вентилятора
- воздухозаборник
- ящик пускотормозных реостатов (ПТР)
- канал салона
- поперечный канал с заслонкой
- печи салона дополнительные
- печь кабины
- гибкие рукава
Работа: крыльчатка вентилятора засасывает воздух из салона через заборник и гонит его в ящик ПТР, где он нагревается. Затем, через поперечный канал с заслонкой в канал салона, где он выходит в салон через его отверстия
Для уменьшения теплопотерь, печи, поперечный канал, крышка ПТР оклеены асбестом и мешковиной.
Система отопления должна поддерживать на стоянке, при закрытых дверях пустого троллейбуса, перепад t t снаружи и внутри 20 С т равномерное действие по всему салону.
Эта же система летом при переключении заслонки в поперечном канале служит для принудительной вентиляции салона, реостатов с выбросом нагретого воздуха в атмосферу.
Вентиляция
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК САЛОНА: 1. крышка люка в сборе; 2. рычаги подъемные в сборе; 3. пружина; 4. винт М6х18; 5. гайка М6; 6,7. шплинты 6х40; 8. палец; 9. шплинт 2х14; 10. уплотнитель.
Это крышка, штампованная из специального листа. С внутренней стороны установлен механизм рычажного типа. В открытом положении крышку удерживает пружина, закрепленная одним концом на верхнем рычаге, другим на оси механизма.
При закрывании крышки, верхний конец пружины описывает ту же траекторию, что в обратном направлении и прижимает крышку.
Работа вентиляции: в летнее время воздух из салона отсасывается вентилятором через заслонку в атмосферу (см. отопление).
В результате в салоне образуется некоторое разряжение обеспечивающее приток воздуха через форточки, люки и двери. При скорости 15км/ч. Обеспечивается 70-80 кратный обмен воздуха за 1 час, или полный обмен за минуту. Зимний обмен воздуха, только при открывании дверей и кратность обмена снижается.
Шасси
Являются опорой кузова и представляют собой совокупность ходовых частей, агрегатов и оборудования с основанием кузова. Основной задачей, при конструкции шасси и расположения оборудования на нем, является равномерное распределение нагрузки на мосты.
пустой с пассажирами
Передний мост 46% 35%
Задний мост 54% 65%
Оборудование расположенное на шасси:
- Задний мост с подвеской
- Карданный вал
- ТЭД
- АКБ
- Компрессор с электродвигателем
- Генератор с электродвигателем
- ГРК
- Пускотормозные реостаты
- Шунтовые реостаты
- Передний мост с подвеской
- Рулевой привод
- Рулевой механизм
- Пусковая и тормозная педали
- Ручной тормоз с приводом
- Пневмооборудование
Передний мост
Назначение:
- Воспринимает приходящуюся на него массу кузова
- Обеспечивает изменение направления движения поворотом колес.
Устройство:
Передний мост ведомый, представляет собой стальную кованую балку двутаврового сечения. На балке – площадки для установки пневмоэлементов и рессор, а в середине кронштейн двуплечего рычага.
На балке расположены:
- Элементы подвески
- Рулевая трапеция
- Двуплечий рычаг
- Поворотные цапфы
- Ступицы
- Тормозные барабаны
- Колеса
Установка поворотной цапфы на кулак балки
С помощью шкворня 8, который заводится снизу в кулак в коническое отверстие и крепится сверху толcтой шайбой 9, тонкой шплинтовочной шайбой10 и гайкой 11. Края шплинтовочной шайбы загибаются на грани гайки.
В средней части шкворень имеет коническое сечение, за счет которого плотно сидит в конусе кулака, а цапфа свободно вращается в бронзовых втулках 12, которые смазываются через пресс-масленки солидолом (Литолом-24)
Между свободным ухом цапфы и кулаком балки установлен шар. Упорный подшипник 13, для компенсации веса кузова.
Рег. шайбы дают возможность регулировать зазор между кулаком балки и вилкой цапфы.
Регулировка подшипников ступицы
- Вывесить колесо (на домкраты)
- Отпустить все гайки и шайбы
- Повернуть колесо в обе стороны для правильной установки роликов в подшипниках
- Затянуть регулировочную гайку, пока колесо нельзя будет провернуть от руки и отпустить ее на 1/6 оборота
- Укрепить шайбы и контргайки
Регулировки в переднем мосту
При значительных скоростях движения, вследствие взаимодействия колес с дорогой, сопротивления встречного ветра, вертикальной нагрузки от веса кузова, плоскости вращения передних колес становятся непараллельными. При этом возникают боковые силы сопротивления и дополнительного трения скольжения между колесами и дорогой. Учитывая это, передние колеса заранее устанавливают под углом друг к другу в горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Углы установки передних колес
- РАЗВАЛ – угол наклона колеса к полотну дороги в вертикальной плоскости. Не регулируется, устанавливается на заводе при монтаже цапфы на кулак балки.
Развал - 1°
Поперечный наклон шкворня – 8°, обеспечивает возврат колес в исходное положение после поворота, снимает нагрузку с внутреннего подшипника ступицы, обеспечивает равномерный износ протектора
Продольный наклон шкворня - 15°
СХОЖДЕНИЕ – угол образован продольной осью троллейбуса и колесом в горизонтальной плоскости. Схождение впереди оси моста на 4-6 мм. уже, чем сзади.
Регулировка: перед регулировкой убедиться в отсутствии люфта в подшипниках ступиц, шаровых шарнирах, в нормальном давлении в шинах.
- Машина на траншее.
- Левое колесо строго по ходу прямо.
- Расшплинтовать и ослабить гайки наконечников правой и поперечной тяги.
- Вращением этой тяги установить расстояние между торцами тормозных барабанов спереди оси моста уже, чем сзади на 4-6мм.
- Замер производится через отверстия в суппортах.
- Гайки наконечников затянуть и зашплинтовать.
-МАКСИМАЛЬНЫЕ УГЛЫ ПОВОРОТА КОЛЕС
Внутреннего – 49°, наружного – 40° – обеспечиваются рулевой трапецией. Осуществляется ограничением хода двуплечего (г – образного) рычага двумя болтами
- ШИНА 320 – 508 Р
320 – ширина профиля; 508 – посадочный диаметр профиля; Р – радиальная.
Давление в передних колесах 7 +/- 0,2 атмосферы, задних 6,7 +/- 0,2 атмосферы определяется по трем зубцам протектора на дороге.
Для более длительной эксплуатации используется схема перестановки колес
Монтаж шин:
- Обод, съемный борт и замковое кольцо не должны иметь трещин и вмятин.
- Замковое кольцо без погнутых кромок и заусенцев
- Разрез замкового кольца после установки не больше 16мм. Если замковое кольцо неплотно примыкает к ободу, может произойти его выброс при накачке или движении.
Дефекты шин, при которых нужна их замена
- Неравномерный износ протектора (пятнами)
- Предельный износ рисунка протектора меньше 2мм.
- Разность в глубине рисунка протектора больше 3 мм.
- Повреждение борта покрышки
- Утечка воздуха из камеры
Неисправности:
- Износ средней части протектора – большое давление
- Износ внутри в виде среза – неотрегулированное схождение
- Пятнообразный износ – неотрегулированы подшипники ступицы
- Износ по краям – малое давление
Уход:
- Ежедневно, перед выездом проверять затяжку гаек, крепление колеса и надежность замк. кольца.
- Проверять перед выездом давление
- Тормозить плавно, без юза, не допуская повышенного износа протектора
- Не допускать попадания посторонних предметов между двухскатными колесами, во избежании повреждения резины покрышки
- не допускать трений и ударов о бордюр
- Избегать попадания масла на резину.
Подвеска
Назначение: для эластичной связи кузова с мостами.
Воспринимает вертикальные, продольные и боковые усилия.
Ослабляет удары и гасит колебания при наезде троллейбуса на неровности дороги.
Двухступенчатая, рессорно - пневматическая, зависимая.
- ПНЕВМОЭЛЕМЕНТЫ – воспринимают вертикальные нагрузки, уменьшают толчки и удары, поддерживают уровень пола в горизонтальном положении на одном уровне независимо от нагрузки.
- РЕССОРЫ – служат основной связью кузова с мостами, воспринимают вертикальные и угловые нагрузки.
- АМОРТИЗАТОРЫ – для гашения колебаний подвески.
- ОГРАНИЧИТЕЛИ – для ограничения вертикального хода кузова.
Содержат: Передний мост Задний мост
1. Пневмоэлементы 2 4
2. Рессоры 2 (х 7 листов) 2 (х 6 листов)
3. Амортизаторы 2 4
4. Ограничители 2 4
5. Подрамник --- 1
На переднем мосту рессоры средней частью крепятся к балке моста через стальную накладку стяжным болтом, а концами к основанию троллейбуса через кронштейны. Пневмоэлементы, амортизаторы нижней частью к балкам моста, верхней к основанию кузова.
На заднем мосту рессоры средней частью вместе с подрамником крепятся к балке моста стремянками, задним концом к кузову через кронштейн, передним через серьгу ( подробнее см.рессоры). Пневмоэлементы и амортизаторы нижней частью к подрамнику, верхней к основанию кузова.
Рессоры рессорная кремневая сталь
(Назначение: смотри выше)
Листовая, полуэлептическая, состоит из стальных, закаленных листов-1 разной длины, прямых или вогнутых, плотно прижатых друг к другу стяжными центральными
болтами-2, а по краям – хомутами-3. Верхний лист коренной, поддерживающий его – подкоренной, остальные разную, постепенно уменьшающуюся длину. Для уменьшения силы трения, концы их срезаны по трапеции, между листами заложена графитовая смазка. Сверху рессора покрыта битумным лаком.
Концы рессор крепятся к кузову: передние - через палец в проушине, задние – через резиновые подушки-4 к кронштейнам. Средняя часть центральным болтом к балке моста или подрамнику.
Состоит: передняя: 7 прямых листов, задняя 6 вогнутых листов. Сдвиг листов предотвращается двумя хомутами, стянутыми болтом, проходящим через распорную втулку.
Неисправности:
- Излом, просадка листов
- Обрыв креплений, разрыв подушек
- Излом центральных болтов и хомутов
Амортизатор
Назначение: Для гашения колебаний подвески, возникающих при движении по неровной дороге.
Гидравлический, телескопический, двухстороннего действия. Шток верхней головки через резиновую втулку с пальцем соединен с кронштейном кузова. Нижняя головка соединена с накладкой рессоры. Рабочий цилиндр – 2 заполнен амортизаторной жидкостью АЖ – 12Т или веретенкой объемом 850 мл.
Устройство: Корпус – 1, в котором установлен рабочий цилиндр – 2. В цилиндре перемещается шток с поршнем – 3. В поршне между корпусом и цилиндром установлены перепускные клапана – 7. В верхней части кожух, цилиндр закрыты резьбовыми крышками – 9,10. Под крышками установлены сальники – 11. В отверстие крышки, по которой движется шток, вставлена бронзовая втулка – 13. К нижней части корпуса и к штоку приварены головки -14, для крепления. Верхняя часть штока закрыта пылезащитным кожухом – 12.
Принцип действия: основан на создании сопротивления вследствие перемещения жидкости из одной плоскости в другую через отверстия с малым сечением, закрываемые клапанами. При движении поршня вверх (отдача), жидкость над поршнем испытывает сжатие. Под давлением жидкости перепускной клапан – 7 закрывается, а клапан отдачи – 8 открывается. Жидкость через отверстия перетекает под поршень. Пружина клапана отдачи при этом создает сопротивление перетеканию жидкости. Одновременно впускной клапан – 5 клапанной головки – 4 открывается и жидкость из плоскости между корпусом и цилиндром свободно проходит в нижнюю часть цилиндра. При движении поршня вниз жидкость под поршнем испытывает сжатие. Клапан отдачи – 8 закрывается давлением пружины и жидкости, а перепускной – 7 открывается. Жидкость под давлением перетекает через отверстия поршня вверх над поршнем. Одновременно часть жидкости вытесняется через отверстие клапана в полость между корпусом и цилиндром.
1-Корпус, 2- Раб. цилиндр, 3- Шток с поршнем , 4-Клапанная головка, 5-Впускной клапан, 6-Клапан сжатия, 7-Перепускной клапан, 8-Клапан отдачи, 9-Крышка цилиндра, 10-Гайка корпуса, 11-Сальник, 12-Кожух, 13-Втулка, 14-Ушко (головка)
Неисправности:
1. Засорение клапанов
2.Нарушена герметичность
3. износ поршня, колец
4. Обрыв креплений
5. Изгиб, обрыв штока