Популяции, биоценозы и экосистемы (Решение задач)
Цель:Изучить закономерности динамики численности популяций, количественные соотношения между компонентами биоценоза и процесс передачи энергии в экосистемах и параметры, определяющие продуктивность трофических уровней.
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Что такое популяция и какова ее структура?
2) Из каких элементов состоит биоценоз? Что их объединяет?
3) Какие существуют биотические связи в биоценозе?
4) Какие биотические факторы вносят наибольший вклад в регуляцию численности популяции на разных уровнях плотности?
5) Трофическая структура экосистемы (продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме).
6) Что такое продуктивность? Чем отличаются валовая, чистая, первичная и вторичная продуктивности?
Задание 1 Постройте схему всех пищевых цепей (пищевую сеть) для луговой экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте соответствующую пирамиду чисел.
Луговая экосистема
Растения, 3500 единиц;
улитки, 50 единиц - питаются растениями;
бабочки, 100 единиц - питаются растительной пищей;
мухи, 200 единиц - растительноядные;
стрекозы, 20 единиц - охотятся на бабочек и мух;
жабы,.5 единиц - поедают мух;
ящерицы 5 единиц - поедает стрекоз, улиток и мух;
барсук, 1 ед. - питается жабами и ящерицами, улитками.
Запишите правило пирамиды чисел, которое гласит: с повышением трофического уровня число особей на них убывает. Это правило хорошо соблюдается в пастбищных экосистемах, но не применимо в лесах, когда на одном дереве питаются тысячи гусениц. Но здесь можно применить правило пирамиды биомасс, гласящее, что биомасса в последовательности трофических уровней убывает.
Задание 2 Постройте пищевую сеть для арктической экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте пирамиду чисел. Ответьте на вопрос, соблюдается ли в данной экосистеме вышеприведенные правила (биомассу компонентов оцените на глаз).