Популяции, биоценозы и экосистемы (Решение задач)

Цель:Изучить закономерности динамики численности популяций, количественные соотношения между компонентами биоценоза и процесс передачи энергии в экосистемах и параметры, определяющие продуктивность трофических уровней.

Вопросы для самостоятельного изучения

1) Что такое популяция и какова ее структура?

2) Из каких элементов состоит биоценоз? Что их объединяет?

3) Какие существуют биотические связи в биоценозе?

4) Какие биотические факторы вносят наибольший вклад в регуляцию численности популяции на разных уровнях плотности?

5) Трофическая структура экосистемы (продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме).

6) Что такое продуктивность? Чем отличаются валовая, чистая, первичная и вторичная продуктивности?

Задание 1 Постройте схему всех пищевых цепей (пищевую сеть) для луговой экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте соответствующую пирамиду чисел.

Луговая экосистема

Растения, 3500 единиц;

улитки, 50 единиц - питаются растениями;

бабочки, 100 единиц - питаются растительной пищей;

мухи, 200 единиц - растительноядные;

стрекозы, 20 единиц - охотятся на бабочек и мух;

жабы,.5 единиц - поедают мух;

ящерицы 5 единиц - поедает стрекоз, улиток и мух;

барсук, 1 ед. - питается жабами и ящерицами, улитками.

Запишите правило пирамиды чисел, которое гласит: с повышением трофического уровня число особей на них убывает. Это правило хорошо соблюдается в пастбищных экосистемах, но не применимо в лесах, когда на одном дереве питаются тысячи гусениц. Но здесь можно применить правило пирамиды биомасс, гласящее, что биомасса в последовательности трофических уровней убывает.

Задание 2 Постройте пищевую сеть для арктической экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте пирамиду чисел. Ответьте на вопрос, соблюдается ли в данной экосистеме вышеприведенные правила (биомассу компонентов оцените на глаз).