УНИВЕРСАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Асинхронная машина, как и все электрические машины, обратима, т. е. в режиме двигателя она может преобразовывать электрическую энергию в механическую, а в режиме генератора — механическую в электрическую.
Чтобы перевести асинхронную машину из режима двигателя в режим генератора, необходимо с помощью внешней механической силы, приложенной к валу асинхронной машины, сообщить ротору частоту вращения, превышающую синхронную, т. е. нужно, чтобы выполнялось условие п > п1. Тогда ротор будет обгонять вращающееся магнитное поле, а его проводники будут пересекать линии магнитного поля в направлении, обратном направлению пересечения при вращении в режиме двигателя.
Рис.14.30
Вследствие этого ЭДС и токи в обмотке ротора изменят свое направление на противоположное. В результате сила взаимодействия вращающегося поля и токов ротора переменит свое направление и станет противодействовать вращению ротора. Для поддержания последнего требуется передача ротору механической энергии от внешнего источника. Однако намагничивающий ток останется неизменным, так как условия возбуждения вращающегося поля в асинхронном генераторе и двигателе одни и те же. Мощность, развиваемая машиной, в таких условиях отрицательна, т. е. машина не потребляет энергию, а отдает ее в сеть. При таком режиме машины скольжение
s = (n1-n)/n1<0.
Отрицательное скольжение— характерный признак режима Рис 1430 генератора асинхронной машины. С возрастанием по абсолютному значению этого скольжения индуктивное сопротивление обмотки ротора машины будет возрастать, из-за чего будет увеличиваться сдвиг фаз между ЭДС и током в обмотке ротора. С другой стороны, пропорционально скольжению растет ЭДС ротора, и так как тормозной момент асинхронного генератора выражается так же, как вращающий момент двигателя (14.27), т. е.
Мтор = const ФвI2 cos ф2,
то, следовательно, максимальное значение этого момента будет соответствовать скольжению (14.31):
Skp = -rB2/(x''рас1 + xрас2 ).
При дальнейшем увеличении отрицательного скольжения момент уменьшается. Таким образом, характеристика Мтор (s) генератора в общем напоминает такую же характеристику двигателя и является ее продолжением в третьем квадранте системы координат (рис. 14.30).
Асинхронный генератор потребляет из сети индуктивный реактивный (намагничивающий) ток, как и двигатель, и поэтому нуждается в источнике реактивной мощности. Следовательно, асинхронный генератор не может работать независимо. Подключенный к сети, асинхронный генератор своим реактивным током ухудшает общий коэффициент мощности системы.
Однако возможна и независимая (автономная) работа асинхронного генератора, так как необходимый реактивный ток могут давать включенные параллельно с ним конденсаторы. В этом случае при пуске асинхронного генератора в ход имеют место явления самовозбуждения от остаточного намагничивания магнитной цепи асинхронной машины.
Преимуществом асинхронного генератора является простота его устройства и обслуживания.
Если с помощью внешней механической силы вращать ротор против направления вращения магнитного поля машины, то в выражение скольжения (14.8) частота вращения ротора п войдет уже с отрицательным знаком, а в таких условиях это скольжение
s =(n1 + n)/ n1>l.
В этих условиях направление тока в обмотке ротора не изменится, а следовательно, ротор будет развивать момент, противодействующий тормозному моменту, приложенному к валу машины. Последняя будет потреблять механическую энергию, подводимую со стороны вала, и электрическую энергию из сети. Это будет режим электромагнитного тормоза. График зависимости М (s) при s > 1 является прямым продолжением характеристики двигателя и будет третьим участком универсальной характеристики М (s) асинхронной машины.
Режим тормоза применяется для быстрой остановки двигателя или в случае, когда целесообразно использовать асинхронную машину для торможения приводного механизма, например в крановых и подъемных устройствах при спуске грузов.
Для того чтобы перевести двигатель в режим тормоза, применяется противовключение, т. е. изменение порядка подключения к сети любых двух фаз статора (рис. 14.7, а), при этом направление вращения магнитного поля становится противоположным направлению вращения ротора. В этих условиях скольжение s = (n1+п)/п1 > 1 и ротор вращается против поля под действием внешней механической силы (например, тяжести опускающегося груза) или под действием силы инерции. Когда ротор остановится, необходимо отключить машину от сети, чтобы избежать перехода машины в режим двигателя.