Тема: Понятие алгоритма. Понятие системы программирования.

Знать: определение и свойства алгоритма; основные виды алгоритмов; способы описания алгоритмов; возможности ЭВМ при работе с величинами; методы отладки алгоритмов, классификацию языков программирования; понятие системы программирования;

Уметь:

составлять и записывать в виде блок-схем алгоритмы разного вида для решения конкретных задач; проводить тестирование и отладку алгоритма; оперировать величинами разных типов данных;

Цели: 1. Получить представление об алгоритме, его записи, виде данных в программировании и типах данных в Паскале.

2. Познакомить с основными операторами и структурой записи программы в Паскале.

Алгоритм – это последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Основные виды алгоритмов: линейные, разветвляющие, циклические.

Для записи алгоритмов для ЭВМ в программирование используют блок – схемы. Блок – схема состоит из отдельных блоков – геометрических фигур. Каждый блок – отдельное действие алгоритма. Все блоки должны быть связаны и пронумерованы. Алгоритм должен иметь начало и конец. Порядок выполнения действий указывается стрелками.

Вся информация, с которой работает ЭВМ, называется данными. Данные делятся на постоянные – константы и переменные, которые изменяют свои значения. Все данные имеют имена, записанные латинскими буквами, и значения.

Значения данных могут быть разного типа. В языке программирования Паскаль обязательно нужно указывать тип данных для того, чтобы распределить ячейки памяти компьютера и определить действия возможные с этими данными.

Все данные делятся на числовые и строковые.

Числовые типы: целые числа – Integer – 23, -345

Дробные числа – Real – 12.34, 1223.89 (дробная часть отделяется точкой)

Строковые типы: слова – тип String – «весна»

символ – тип Char – «+»

(данные строкового типа записываются в кавычках)

Логический тип: Boolean принимает два значения: истина – True, ложь –False

Все данные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания либо констант CONST, либо переменных VAR.

CONST

Pi= 3.1415;

Max= 12345;

VAR

M, N: integer;

A, B: real;

C: char;

SL: string [12];

Основные операторы языка программирования это – операторы присваивания, ввода, вывода, условный оператор, операторы цикла.

Оператор присваивания: Переменная: = Значение

С помощью этого оператора переменные получают свои значения. Каждой переменной отводится ячейка в памяти компьютера. В этой ячейке хранится одно последнее значение, присвоенное переменной (например): С:= 3, С:= С + 5 – в ячейке памяти с именем С хранится одно значение = 8.

В операторах присваивания используются арифметические действия и стандартные математические функции:

X2 – SQR(X) |X| - ABS(X) SIN(X) – SIN(X) COS(X) – COS(X)

√X – SQRT(X) Xn = en*Ln(x)=Exp(n*Ln(x))

Операторы Ввода/вывода:

Операторы ввода обеспечивают ввод необходимой информации с различных устройств в память ЭВМ;

ReadLN (A, B, C): - ввод с клавиатуры значений переменных A, B, C;

Операторы вывода обеспечивают вывод на экран или в файл текста и значений указанных переменных.

WriteLN («Сумма чисел», А, «и», В, «равна», А+В);

На экране будет следующее сообщение:

Сумма чисел 3 и 5 равна 8

Вывод дробных чисел с заданным количеством знаком после запятой:

Writeln(‘X=’,X:12:5); - где Х- переменная типа Real, 12-количество позиций на все число Х, 5 – длина дробной части числа Х. Х= 18.23426

Самая простая программа на Паскале имеет следующую структуру:

Program Name;

VAR (описание переменных);

Begin

Операторы программы;

End.

Каждое предложение программы заканчивается точкой с запятой.

В конце программы ставится точка.

П Р И М Е Р :

Program primer;

Var

A, b, c: Integer;

Begin

WriteLn(‘Введите первое слагаемое’);

ReadLn (A);

WriteLn(‘Введите второе слагаемое’);

ReadLn (b);

C: = A+b

WriteLn(‘Сумма слагаемых равна’,C)’

End.