Занятие 2. Учимся выявлять проблемы.
Цели:
- сформировать положительную мотивацию обучения;
- обучить навыкам проблематизации.
Задачи:
Обучающие:
- развитие коммуникативных умений учащихся для стимуляции творчества;
- развитие навыка проблематизации, рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем,.
Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса, расширению кругозора;
- ведение дискуссии;
- умение делать выводы и обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Диагностика потенциала каждого участника группы.
2. Работа проектной группы.
3. Рефлексия.
Методические рекомендации к занятию.
На начальном этапе необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Мотивация обеспечивается доступными, выбранными в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями обучающихся темой и проблемой учебного проекта.
В работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке целей и задач проекта, вытекающих из его проблемы. Приняв проблему как свою личную, обучающиеся приобретают личностную заинтересованность в ее решении. Это создает мотивацию личностного участия в работе.
Решение проблемы проекта необходимо не вообще, а для практической и (или) общественной пользы. Такое прикладное применение знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.
Для дальнейшей работы на первом этапе — «погружения в проект» — необходимо поработать с проблемой, т.е. и учителю, и учащимся понадобятся навыки проблематизации. Под проблематизацией мы понимаем рассмотрение проблемы и разбивку ее на ряд подпроблем, что можно сделать, если посмотреть на проблему под разными углами зрения, глазами различных участников рассматриваемого сюжета, ситуации или в зависимости от обстоятельств ее возникновения и т.д.
Ход занятия
1. Диагностика потенциала каждого участника группы и план ближайших перспектив для успешной реализации проекта.
Мой результат | |
Мой потенциал | Моё ближайшее будущее |
Я хочу… | Я выбираю… |
Я знаю… | Я научусь… |
Я умею… | Я достигну… |
Я могу… | Я могу научить других… |
В ходе беседы обсуждаются результаты диагностики. После завершения работы над проектом рекомендуется сравнить эти результаты с итоговой самооценкой.
2. Работа в группах.
Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения (краткого поименования) проблемного поля и/или его части. Затем формулируется проблема в самых общих чертах, задавая только вектор направления поиска проблемы или ряда проблем для последующего их решения.
Следующим шагом проблематизации может быть высказывание (обозначение, выделение) тех ракурсов, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. При наложении условия рассмотрения проблемы, т.е. рассмотрения ее не вообще, а под определенным углом зрения, происходят сужение, конкретизация, уточнение проблемы. Это приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемами исходной.
Из полученных таким образом множества формулировок проблемы (подпроблем) выбирается наиболее важная, или актуальная, или доступная для решения с первого взгляда. Возможно, что полученные формулировки не поддаются ранжированию, но выстраиваются в ряд по определенной логической закономерности в порядке очередности их решения.
Если полученная формулировка все еще слишком общая и недостаточно конкретна для немедленного ее решения, процесс уточнения проблемы можно повторить уже на новом уровне, т.е. проделать разбивку ее на ряд подпроблем с последующим ранжированием и выбором самой подходящей.
Поиск нужной формулировки проблемы заканчивается тогда, когда найденная формулировка всех устраивает. Кроме того, из формулировки проблемы уже ясно, как будет формулироваться цель поиска ее решения.
Сужение проблемы можно проводить, рассматривая ситуацию, в которой она находится, задавая себе каждый раз вопрос «почему?» и сужая и конкретизируя поле рассмотрения ситуации.
Проблема и ситуация В чем причина, почему так?
потому, что... В чем причина, почему так?
потому, что... В чем причина, почему так?
потому, что... Проблема и ее причина?
Теперь ясно, как ее устранить, т.е. виден желаемый результат.