Виды фискальной политики
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.
Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
• сокращение государственных закупок;
• увеличение налогов;
• снижение трансфертов.
Дискреционная и автоматическая фискальная политика
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политикаоснована на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:
• подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);
• косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
• пособия по безработице;
• пособия по бедности.
В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.
Подоходный налогдействует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это утечки из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов — утечки из экономики — сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
Пособие по безработице и пособие по бедностиявляются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.
Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».
Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.
Эффект вытеснения
Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснениячастных инвестиций.
Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.