Учение о душе и добродетелях человека.

Онтология, космология и теория познания в философской системе Платона носят подчиненный, вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого целостного миропонимания – этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть – основа добродетели мудрости, преодоления чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, при ведущей роли разума, дает начало добродетели справедливости.

"…Чем же питается душа? - Знаниями, разумеется"[5]. Душа человека содержит знания об идеях, т.к. душа до вселения в материальное человеческое тело обитала в мире идей и вбирала в себя знания о них. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

Поэтому суть процесса познания,по Платону,состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.Вещи человек познает, а идеи «припоминает». Душа может «припомнить» те истины, которые она получила до вселения в человеческое тело. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания.Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. Мир чувственных вещей постигается человеком, по мнению Платона, через ощущения, которые возникают при работе органов чувств. Мир идей человек может познать только через понятия, а не через ощущения. Система понятий проверяется логикой.

Представления Платона о процессе познания изложены в мифе «О пещере». Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере, спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними – это жалкие проекции людей и вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта – пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Задача философии, по его мнению, состоит в том, чтобы направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие.

В философии Платона впервые были рассмотрены вопросы об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Платон утверждает первичность идеального мира по отношению к миру чувственно-воспринимаемых вещей.

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства.В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы, которые должны стоять во главе государства и управлять им. Мужество – это добродетель стражей, задача которых защищать государство от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает значение благочестия – религиозности, почитания божества. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования.