Теория идей Платона.

Одно из важных положение платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Мир идей – это мир нематериальный. Он вне пространства и времени, он всегда есть и никогда не изменяется. Мир идей – вечный, несотворимый и неуничтожимый. Это мир сущностей вещей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Идеи – причина вещей и причина нашего материального мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека.

По учению Платона, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, предметы искусства создаются потому, что есть идея прекрасного. Существует идея красоты, которая является причиной появления всех красивых вещей, независимо от того, что это за вещи, люди или процессы.

Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям). Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира он вводит понятие материи.

Материя,по Платону, это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна , как бы только возможность, а не действительность. «Делает» из материи конкретную вещь – идея.

Внесенное Платоном новшество в понимание бытия как множества идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого. Единое выше всякого существования и всякой множественности, оно составляет условие возможности бытия, то есть идей. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, оно недоступно разуму.

Мир идей иерархизирован. Самая главная идея – это идея общего, высшего блага. Есть идеи человеческих ценностей (справедливости, мудрости, добра, зла и т.д.), идеи отношений (любви, ненависти, власти, государства и т.п.), идеи свойств вещей (твердости, крепости, жидкости, легкости и т.д.), идеи продуктов природы (снега, воды, огня и т.д.), идеи вещей (коня, меча, дерева и т.п.). При помощи теории идей Платон объясняет существование души человека и его способности к познанию. Идеи пребывают в душе человека.