КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.

По типу зацепления:

- односторонние : тепловозы, МВС, электровозы ЧС;

- двухсторонние: все грузовые электровозы;

По способу посадки венца на центр зубчатого колеса:

 

- с упругой посадкой. Электровоз ВЛ22м, у которого между венцом и центром зубчатого колеса установлены пружинные пакеты (Рис.30, а);

- с жесткой посадкой венца. Электровоз ВЛ8: косозубый венец в горячем состоянии напрессован на центр зубчатого колеса (Рис.30, б). Элек-

тровоз ЧС2: венец зубчатого колеса призонными болтами закреплен на коническом приливе колесного центра (Рис.11,12).

С цельнокатаным зубчатым колесом: электровозы ВЛ10, ВЛ11 и ВЛ15.

По типу зуба. Косозубые: электровозы ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11 и

ВЛ15. Прямозубые: электровозы ВЛ22м и ЧС2.

При прямозубой двухсторонней передаче применяется упругая посадка. Выравнивание нагрузок по зубчатым передачам производится за счет упругости пакетов. При косозубой передаче применяется жесткая посадка венца или цельнокатаное зубчатое колесо.

Выравнивание нагрузок по зубчатым передачам производится за счет равномерного скоса зубьев, вызывающего осевое смещение вала якоря тягового двигателями и его центрирование.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗУБЧАТОЙ

ПЕРЕДАЧИ.

Начальные окружности: условные расчетные окружности, по которым происходит зацепление зубьев зубчатого колеса и шестерни. По ней рассчитывают и измеряют толщину зубьев.

Передаточное число: отношение диаметров начальных окружностей зубчатого колеса и шестерни или отношение их числа зубьев: 380 мм:230 мм =3,826 или 85:23=3,826.

Модуль: условная величина, равная числу миллиметров диаметра начальной окружности, приходящихся на один зуб. Модуль показатель размера зубьев. Модуль зубчатой передачи электровоза ВЛ11(ВЛ11м) равен 10. Толщина зуба 1,5 модуля, а высота 2,2 модуля, т.е. 15 и 22 мм.

Шаг зубчатой передачи: расстояние между двумя одинаковыми точками двух смежных зубьев по начальной окружности равен 3,14 модуля.

Угол зацепления: показатель формы зуба. В настоящее время применяется угол 20 градусов: чем больше угол, тем толще ножка зуба.

Межцентровое расстояние (централь): расстояние между центром оси колесной пары и центром вала якоря равно 617+/-0,5 мм- необходимо при монтаже колесно-моторного блока (КМБ).

УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ