Воздействие инструментов фискальнойполитики на совокупный спрос
Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.
Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn.
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственноевоздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное— через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домашних хозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.
Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.
Влияние государственныхзакупок
Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол., т.е. ΔG = 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход»[1]. Как известно, Кейнс ввел понятия предельной склонностью к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS).Их величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что MPC = 0,8, a MPS = 0,2.
Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 ´ 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 ´ 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам.
Общий прирост совокупного дохода (ΔY) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:
ΔY = ΔY1+ΔY2+ΔY3+ΔY4+... .
А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (MPC), то изменение совокупного дохода равно
ΔY = ΔG + ΔG´MPC + (ΔG´ MPC)´ MPC + (ΔG´ MPC2)´ MPC+ (ΔG ´ MPC3)´ MPC +... = ΔG(1+MPC+ MPC2+ MPC3+ MPC4 +...).
В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (по определению MPC < 1), сумма которой равна . В результате
ΔY = ΔG ´
Подставим численные значения:
ΔY = 100 + 80 + 64 + 51,2 + ... = 100´ = 100´5 = 500.
Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно. Величина называется мультипликатором автономных расходов MA (в данном случае государственных закупок — MG, но по этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских (MC) и автономных инвестиционных (mI) расходов):
MA = MG =
Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.
MA =
соответственно
mG =
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.