Стопорение резьбовых соединений
В крепежных резьбах угол трения значительно превышает угол подъема винтовой линии , т.е. в резьбе обеспечивается самоторможение ( > ).
Помимо этого самоотвинчиванию препятствуют силы сцепления между деталями и опорными поверхностями гайки и головки болта (винта). Таким образом, в резьбовых соединениях как бы имеется большой запас по самоторможению. Но самоторможение надежно реализуется только при статической нагрузке. При действии переменных (вибрационных и ударных) нагрузок, а также в результате температурных воздействий снижается коэффициент трения в резьбе и, следовательно, нарушается условие самоторможения, что приводит к самоотвинчиванию резьбовых соединений, которое может привести к разрушению соединений и даже вызвать аварию.
В технике применяют следующие способы стопорения резьбовых соединений:
а) стопорение с помощью пружинной шайбы
б) стопорение шайбой с лапкой
в)стопорение шплинтом
г) стопорение проволокой
Рисунок 6 – Способы стопорения резьбовых соединений
‑ создание дополнительных сил трения на торце гайки или головке болта. Преимуществом стопорения дополнительными силами трения является возможность фиксировать детали в любом положении;
‑ стопорение специальными элементами. Такое стопорение обеспечивает жесткое соединение, создает надежность.
При стопорении дополнительными силами трения широко применяются пружинные шайбы (рисунок 5, д), которые благодаря упругости и врезанию острых кромок в гайку и корпусную деталь, противодействуют самоотвинчиванию. Аналогичный принцип положен, в основу работы вырубных шайб с наружными зубьями (рисунок, 5, з).
Для стопорения специальными элементами применяют шайбы стопорные с лапкой (рисунок 5, ж) и (рисунок 6, б), шплинты (рисунок 6, в), проволоку (рисунок 6, г).
Рисунок 7 -Стопорение с помощью многолапчатой шайбы