Этапы становления и особенности американской социологии.

Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX века США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии.

Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказал ряд факторов:

- довольно быстрая институционализация американской социологии;

- большой объем конкретных, эмпирических социологических исследований.

Эти основные факторы, в свою очередь, обусловлены целым рядом обстоятельств и состоят из более мелких, частных причин и факторов.

Эволюция молодого американского государства – вероятно, главная причина, определяющая изменение и развитие теории и проблем американской социологии. Проблемы обустройства границ и их закрытия, процессы урбанизации и индустриализации, крупномасштабная иммиграция, политическая демократизация и антидемократические движения, все более развивающая сфера образования, глубокое признание христианских доктрин, а также растущая бюрократизация во вех областях жизни общества – таковы социально-политические и экономические факторы развития американской социологии. Конечно, не последнюю роль в этом сыграли две мировые войны и Великая депрессия конца 20-х –начала 30-х годов XX века.

На американскую социологию конца XIX - начала XX века оказывала влияние и западноевропейская социологическая мысль:

многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р. Парк, У. Томас, Дж. Г. Мид и др.) или иммигрировали из нее в США (Ф. Знанецкий, П. Сорокин).;

серьезное влияние на дальнейшее развитие американской социологической мысли оказали прочитанные Зигмундом Фрейдом в 1909 г. лекции о происхождении и развитии его теорий, психологическом детерминизме.

Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно, разделить на четыре этапа:

1). институционализация, этап экстенсивного развития, поиска тем, формирования теоретических позиций – период с начала 90-х гг. XIX века до начала 20-х гг. XX века.

Именно тогда, в 1892 году, в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии (возглавляемый А. Смоллом), где работали почти все крупнейшие социологии того времени - Р. Парк, У. Томас, Дж. Г. Мид и др. в 1906 году было организовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию;

2). эмпирический этап, началом которого принято считать опубликование в 1918 г. пятитомного труда американского социолога У. Томаса и социолога польского происхождения Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». С этого момента на протяжении полутора-двух десятилетий в США безоговорочно господствовал эмпиризм – прикладная социология. В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, безудержно растет число эмпирических исследований (как правило лишенных какого-либо теоретического смысла).

3). формирование и широкое распространение структурно-функционального направления.

4). «критический», «радикальный» этап американской социологии (с начала 60-х годов). Его суть – осознание кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок, составляющих основу американской социологии. Считается что четвертый этап продолжается и в настоящее время.

Еще раз подчеркнем особенности развития американской социологии.

Во-первых, если в Европе социологи долго развивалась на инициативной основе (так О. Конт не имел постоянного заработка, а М. Вебер, Э. Дюркгейм были вынуждены работать вне университетской сферы), то в США социология сразу стала складываться как университетская дисциплина . Как уже упоминалось, в 1892 г. в Чикагском университете были открыты первая в мире кафедра социологии и факультет социологии. Уже в 1901 г. курс социологии преподавался в 169, а к концу 80-х – почти в 250 университетах и колледжах. Параллельно растет численность членов Американской ассоциации, насчитывавшей в конце 30-х гг. несколько сот человек, в середине 60х – около 10 000, а к середине 70-х – более 15 000 человек. В 80-х гг. в США ежегодно защищалось около 600 докторских диссертаций по социологии.

Во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая наука). Уже в 1910 г. в стране проведено более 3000 эмпирических исследований (большинство – на втором этапе истории американской социологии: 1918 – 30-е гг.). В настоящее время количество исследований достигает около 6000 в год.

Интересно, что в начале века эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом в официальных кругах. Так, в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении в Национальном научном фонде (NSF) организации, финансирующей научно-исследовательские программы отделения социальных наук. В этот период исследования в основном проводили частные фирмы, фонды и университеты. И лишь с 1955 года социологические исследования стали получать правительственные дотации, а после разработки президентской программы Л.Джонсона (1963) правительственные чиновники стали все чаще привлекать социологов для прогноза и оценки эффективности подобных программ.

В настоящее время на проведение социологических исследований в Соединенных Штатах Америки ассигнуется до 2 млрд. долл. Причем около половины этой суммы выделяется правительством, а остальная часть – частным бизнесом.

 

Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология.

В рамках теоретической социологии утверждается структурно-функциональный анализ американских исследователей Т. Парсонса (1902-1979) и Р. Мертона (1910).

Данные авторы, отказавшись от изживших себя натуралистических и психологических интерпретаций социальных явлений, стали использовать более совершенный научный аппарат, основанный на достижениях современной им математики, кибернетики, бионики и др. наук. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могли быть индивиды, группы, коллективы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливались структурные связи. Характер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, менялось и представление о предмете социологического познания, он полностью сводился к выявлению социальных связей. Слабость этого подхода, как отмечают многие критики, заключается в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, не раскрывает его генезиса и развития. Тем не менее эта концепция оказалась весьма популярной и до сих пор имеет много своих сторонников. Можно сказать, что она оказалась наиболее популярной социологической теорией XX века.

К классическим теориям социологии необходимо также отнести: теорию символического интеракционизма Д. Мида (1863-1931); теорию социального конфликта Р. Дарендорфа (1929); теорию социального обмена Д. Хоманса (1910) и П. Блау (1918).

Однако более существенным моментом для развития социологии XX века явилось то, что она стала обретать черты конкретно-научного знания. В ней стал складываться свой арсенал эмпирических приемов исследования с соответствующей теоретико-методологической обработкой его и, кроме того, начали четко обозначаться черты научного исследования, имеющего чисто прикладной характер. Иначе говоря, наряду с теоретической социологией, имеющей глубокие исторические корни, начинает формироваться слой прикладных социологических исследований, или в целом эмпирическая социология, развитие которой и обеспечило социологии ту популярность, которой она пользуется в наше время.

Здесь нет необходимости подробно останавливаться на истории эмпирической социологии, важно лишь отметить, что с ее появлением вновь обостряется проблема определения предмета социологии.

Проблематичность данного вопроса заключается в том, что социология как бы спускается с высот общего (философского) рассмотрения общества к анализу его конкретных структур (групп, коллективов, институтов, регионов и т.д.), т.е. переходит с макроуровня на микроуровень. Но такое приближение к объекту исследования начинает дробить его на части. Получается, что изучается уже не общество в целом, а его отдельные фрагменты. Но в рамках такого подхода утрачивается картина целого. Ведь изучая деятельность какого-либо коллектива или даже сотни коллективов, ничего нельзя сказать о функционировании общества в целом. Да и ученый, изучающий деятельность коллектив, просто не ставит перед собой такой задачи. Но тогда социология как наука об обществе утрачивает свой смысл, ибо она становится скорее наукой о проявлении социального в различных общественных структурах и явлениях, и всь методологический арсенал эмпирического социологического исследования лишь подтверждает подобную переориентацию. Складывается впечатление, что в социологии существует две самостоятельные дисциплины: теоретическая и эмпирическая (прикладная), каждая со своей предметной областью и своим методологическим обеспечением. При этом прикладная социология распадается на множество самостоятельных предметов. Именно поэтому каждая конкретная социологическая дисциплина начинается с определения своего собственного предмета исследования. Например, социология труда, социология спорта, социология культуры, социология политики, социология молодежи, социология семьи и т.д. – все имеют свой собственный предмет исследования. С методологической точки зрения встает задача дать не только общее определение социологии как науки об обществе, но и выявить логический инвариант предметной области всех конкретно-социологический исследований, ибо в противном случае они будут просто утрачивать единый статус социологической дисциплины. Однако этот вопрос требует особого рассмотрения.

Массу разнообразных оттенков в понимание предмета социологического познания внесли представители психологического направления в социологии. Если сторонники биологического редукционизма, хотя и подчеркивая высший уровень организации и развития социальной материи, так или иначе сводили его к биологическим аналогиям, то сторонники психологизма попытались преодолеть эти упрощенные аналогии, пытаясь найти специфику общественного бытия в психологических характеристиках. Но так как само психическое представляет собой весьма сложную структуру от отчетливо осознаваемых актов до подсознательных явлений, от индивидуальной психики до коллективных форм ее проявления, то здесь сформировалось несколько самостоятельных концепций и теоретических систем, которые по-своему трактовали предмет и задачи социологии, сближая ее с социальной психологией – наукой, возникшей на стыке психологии и социологии.

Кризис биолого-натуралистической теории в конце XIX века способствовал усилению психологической тенденции в социологии, имеющей самостоятельные направления: «психология народов», тесно связанная с этнографией; групповая психология и, наконец, интеракционизм (от лат. Interaction - взаимодействие), считающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Важнейшим положительным результатом отмеченных аналитических поисков было появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Наиболее яркие представители этой тенденции – Гюстав Лебон (1841-1931) и французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии Габриель Тард (1843-1904).

Оригинальную концепцию социологии и социологических законов предложил Тард. С точки зрения этого исследователя, наука стремится к тому, чтобы рассматривать все существующее с трех точек зрения: повторения, противопоставления и приспособления. На этой основе и строится общая теория законов природы и общества. Закон повторения применительно к обществу получил название закона подражания, по которому и стала определяться вся теория Тарда. Именно этот закон, с точки зрения Тарда, определяет отношение людей друг к другу, в процессе их общественной жизни, раскрывает диалектику традиций и инноваций. Тард полагал, что открытие им этого закона переводит социологию в ранг подлинной науки, иначе говоря, у исследователей все еще сохранялся скепсис в отношении социологии как науки, и каждое новое поколение исследователей по-прежнему стремилось предложить свой вариант ее сциентизации.

Свой вклад в развитие социально-психологических идей внес американский исследователь Ч.Х. Кули (1864-1929), автор теории «зеркального Я». Основным объектом исследования социологии, с точки зрения Кули, являются малые группы (семья, соседи, группы школьников, дворовые коллективы детей и т.д.), в недрах которых и разыгрываются основные социальные связи, человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок человека человеком. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Отсюда и предмет социологии видится не иначе как анализ функционирования малых групп через выяснение психологии взаимоотношений их членов. Эта идея была развита в теории интеракционизма Уильяма Мак-Дугала с одной стороны, а с другой – содействовала переходу американской социологии на рельсы сугубо эмпирических исследований, ибо изучение малых групп позволяло отойти от общего понятия «общество» в качестве предмета социологии и перейти к исследованию таких социальных объектов, изучение которых допускало использование количественных методов, что переводило социологию с рельсов абстрактных обобщений в ранг конкрето-научного исследования.

Психологический компонент при изучении общественных явлений присутствует и у представителей психологического эволюционизма. Американские исследователи Л. Уорд (1841-1913) и Ф. Гидденс (1855-1931) видели специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Гидденс, например, полагал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней заложена ясно осознанная цель – телезис, которая и является двигателем общественного прогресса. Эта цель проявляется как на уроне индивидуального, так и на уровне коллективного сознания. Социология, с точки зрения этого подхода должна выявлять разумно сформулированные цели как главный компонент общественного развития. При всей своей абстрактности эта теория также содействовала переходу социологии в ранг конкретной науки, т.к. основным объектом исследования оказывался индивид или группа людей.

Однако отнюдь не все сторонники психологического направления разделяли идею о четко осознанных актах человеческого поведения. В недрах этого направления постепенно складывается идея о таких актах психики, которые, оставаясь за порогом сознания, оказывают существенное влияние на поведение человека. Итальянский исследователь В. Парето (1848-1923), а за ним и инстинктивисты, опираясь на психологические модели социального поведения, стали утверждать, что история движется не благодаря актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым биоимпульсам (или реликтам), имеет скорее иррациональный, чем рациональный смысл. Логика, научная теория и идеология, с точки зрения Парето, лишь маскируют проявления инстинктов. Задача же социологии как раз-таки и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснить их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия. Эта идея получила вое развитие в психоаналитической концепции З. Фрейда (1856-1939).

Приложение же идеи бессознательного к коллективному поведению определило появление такой теории, которая ориентировалась на выявление иррационально-стихийных действий такой диффузной массы людей как толпа. Французский исследователь Г. Лебон (1841-1931), стремясь разобраться в диалектике стихийного и сознательного в историческом процессе, пришел к выводу, что носителем сознательного, организующего начала в истории является элита, а основная масса людей (толпа) является носителем не столько разумного, сколько эмоционального, инстинктивного, слепостихийного поведения. В толпе человек утрачивает свои личностные качества и становится частью стихийного произвола. Естественно, что социология (а вместе с ней и социальная психология) трактуется как наука, призванная предвидеть это стихийное проявление коллективных эмоций и действий, имеющих, по мнению автора, как правило, отрицательный смысл, и по возможности амортизировать их. Но так как это не всегда удается, то делается вывод о гибели цивилизации и наступлении эпохи массового общества, где все творческие грани отдельной личности полностью нивелируются, она растворяется в массовых интересах, сама культура приобретает откровенно массовый характер. Люди становятся и носителями, и потребителями такой культуры.

Если сторонниками рационалистического подхода было свойственно признание естественных прав человека и самовластия народа, его права на установление разумного общественного устройства, соответствующего природе человека, то приверженцы исторического подхода, напротив, подчеркивали важность традиционных норм и принципов человеческого общежития. Попытка соединения преимуществ рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир связана с именем немецкого социолога Фердинанда Теннис (1885-1936).

В 90-х гг. XIX века американский менеджер, ученый Фридерик Тейлор (1856-1915) провел комплексные исследования на предприятии, в результате которых сформулировал первую в мире систему научной организации труда (НОТ). Изучив социально-экономическую организацию предприятия, он пришел к выводу, что технические и организационные нововведения неэффективны без учета так называемого человеческого фактора, материального и морального стимулирования, искусство администрации управлять предприятием. Тейлор одним из первых объяснил феномен реструкционизма (в пер. с англ. - ограничение), т.е. «работы с прохладцей», сознательного ограничения рабочими нормы выработки.

Основу этого феномена составляет механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлению работодателю увеличить эти нормы выработки и тем самым снизить расценки за то же количество продукции. Выглядело это приблизительно так. Работнику, старающемуся постоянно перевыполнить трудовую норму, коллеги объясняли, что, выиграв, к примеру, в виде премиальных за несколько месяцев, он «подскажет» нанимателю возможность поднять норму выработки. При этом в проигрыше останется не только сам работник, но и весь коллектив.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения работников, плановое бюро, сбор социальной информации и т.д.

Спустя четверть века Элтон Мэйо (1880-1949) с коллегами в ходе хоторнских экспериментов, положивших начало доктрине «человеческих отношений», обнаружили тот же феномен неформальных связей и норм, что и Тейлор. В результате этого эксперимента исследователи открыли и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов. Суть ее – в наличии в каждой формальной (официальной) группе своих неформальных (неофициальных) лидеров, аутсайдеров, а также подгрупп, имеющих свои неформальные нормы. Последние регулируют отношения как в самой группе, так и отношения группы с руководством.

Методологической основой доктрины «человеческих отношений» являются следующие принципы:

- человек как социальное существо ориентирован на других людей и включен в контекст группового поведения;

- с природой человека не совместимы жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

- руководители предприятий должны ориентироваться в большей мере не на чисто технические факторы поднятия производительности труда, а на удовлетворение потребности людей;

- производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение подкрепляется групповым,,, коллективным, а экономические стимулы – социально-психологическими (благоприятным моральным климатом, удовлетворенностью от результатов труда, демократическим стилем руководства и т.д.)

На основе доктрины «человеческих отношений» Абрахам Маслоу разработал в 1943 г. иерархическую теорию потребностей, которые условно можно разделить на две группы: базисные (основные) и производные (мета-потребности). К первым относились потребности в пище, жилье одежде, безопасности, воспроизводстве и т.д., ко второй – потребности в справедливости, благополучии, порядке и т.д. Иерархичность расположения объяснялась значимостью каждой потребности и их обусловленностью. Так, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после удовлетворения предыдущих. Именно поэтому, по мнению ученого, физиологические потребности располагаются внизу, а духовные – вверху. В этом проявляется схожесть позиций Маслоу со взглядами классиков марксизма.

На основе идей Маслоу в 1957 г. Д.Макгрегор разработал интересную теорию о стилях управления:

- авторитарный стиль (жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном стимулировании);

- демократический стиль (использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.д.);

- смешаный стиль

(чередование элементов первого и второго стилей).

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести предварительное (диагностическое) исследование и определить уровень доверительности между подчиненными и руководством, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности, профессионализм работников и ряд других социально-психологических моментов.

Большое распространение в исследовании малых групп получило направление, называемое социометрией. Оно было создано в США в 1934 г. психиатром Дж.Морено. Представители этого направления концентрируют внимание на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом является характер межличностных отношений, т.е. отношений между членами группы. С помощью опроса участников группы (как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать) делалось графическое изображение структуры социально-психологических отношений. Это давало возможность изменить социальную организацию рабочей группы.

При социометрическом анализе используются социометрические тесты, социоматрица и различные социограммы.

Социометрический тест – это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают «коллективное самовыражение опрашиваемых» благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений.

Социоматрица или социограмма – это таблица или схема, в которых при помощи графических или числовых обозначений заносятся данные, характеризующие взаимоотношения людей в изучаемой группе.

Кроме того, в социометрии используются разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие количественно выразить характеристику изучаемого процесса.

Данные исследования позволили Морено сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации не только микро- но и макроструктуры, т.е. путем перегруппировки людей для того, чтобы в одной группе оказались люди, симпатизирующие друг другу.

Морено делает на этой основе один из утопических выводов о возможности улучшения человеческих отношений в рамках любой общественной системы. «Социометрическая революция», подчеркивает он, применима к любому типу общества прошлого и будущего и должна начаться с изменения психологии и сознания людей.

Одним из важнейших методов социометрии Морено является вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он наименовал «психодрамой».

Социология Морено дополняет возможности изучения социальных отношений, исследуемых ранее на основе бихевиористского и фрейдистского подходов. В первом случае основа – это лишь внешнее поведение людей, а во втором – внутренние, глубинные процессы человеческого сознания.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Он учился в университетах США (в том числе Гарвардском), затем продолжал учебу в Германии (Берлин, Страсбург, где прослушал курсы философии, а также курс социологии у Г. Зиммеля). По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона – известного негритянского общественного деятеля. Именно 7 лет работы в качестве секретаря дали ученому огромный социальный материал.

С 1914 г. Парк по приглашению У. Томаса читает лекции на факультете социологии Чикагского университета, создав в итоге Чикагскую школу социологии.

Работы Р. Парка посвящены двум главным темам: расовые отношения и городская среда. Весомым вкладом в науку являются его сочинения, посвященные проблемам социальной эволюции (конкуренция – конфликт – приспособление - ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции; культурным процессам и культурной адаптации и др.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы социологии – Эрнст Берджесс (1886-1966) – учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами являются: придание общеметодическим идеям Р. Парка конкретной формы; разработка оригинального прикладного варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др.

Свежую струю интеллектуализма в осмыслении эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет Гарвардского университета, еще в 1927 г. в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией.

Но наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь - эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упомянутое пятитомное исследование Ф. Знанецкого (1882-1958) и У. Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», в котором ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Принято считать, что в истории социологии труда или менеджмента США существовали три главные школы:

«классическая школа», или движение за «научный менеджмент» (1890-1920); ее ведущие представители – Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.

«человеческие отношения в промышленности», сформировавшиеся в конце 20-х гг. и существующие по настоящее время; представители – Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.

«эмпирическая» школа, связанная с именами П. Друкера, Д.Дэвиса, А. Слоуна, Г. Саймона и др.

Еще в рамках протестантской трудовой этики XIX века возникли предпосылки для гуманистического взгляда на человека. Уже тогда либерально настроенные управленцы воспринимали рабочего как партнера. Развитие же и техническое перевооружение промышленности, просветительские теории прогресса, разработка методологических проблем политэкономии -–все это способствовало возникновению научного подхода к проблемам организации труда и управления.

Предприниматели, инженеры и ученые движения «ранних научных менеджеров» (еще за десятки лет до Ф. Тейлора) занимались социально-психологическими вопросами: практиковали попечительский, заботливый стиль руководства, занимались укреплением морали рабочих, их социальным обеспечением (жильем, бытом и т.д.).


Вопрос о том, что такое социология, не может быть решен чисто логически, исходя только из ее современного состояния. Эта наука имеет разные формы своего проявления и глубокие исторические корни. Именно знание истории является необходимым условием определения ее сущности.

Изначально социология тесно смыкается с системой философского знания – нет ни одного философа, который бы не касался проблем человека и общества. В этом смысле можно сказать, что любая философская система включает в себя три составные части: онтологию, гносеологию и социологию.