Активное слушание
Пошло от психолингвистики. Это искусство понимать. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все сказанное будет понято и принято.
Это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях. Еще две ситуации, крайне сложные: с коллегами и родителями, но это уже другая тема.
Функции слушания
- Регулятивная. Научиться делать что-то.
- Познавательная.
- Эстетическая, ценностная.
- Реагирующая, реактивная. Слушаю, чтобы отреагировать.
Способы
- НЕрефлексивное слушание
- Минимизация ответов, невмешательство
- Внимательное молчание. На первый план выходят невербальные средства.
- Рефлексивное. Искусство слушать, задавая вопросы, не переходя в беседу.
- Выяснение. Это обращение за уточнениями, отдельными фактами. ОШИБКИ: «Ты всегда говоришь запутано», «Вас невозможно понять».
- Перефразирование. Пытаетесь сформулировать полученную информацию своими словами и озвучиваете эти мысли. Резюмирование.
- Отражение чувств. Эмпатия.
Правила активного слушания
- Полностью концентрировать внимание на собеседнике
- Не давать советов и оценок
- Поза
- Взгляд
- Кивки
- Стимулировать собеседника к рассказу
Ошибки
- Упрек
- Отсутствие
- Поторапливание
- Всезнайка
- Советы
- Комментарии
- Оценка
- Интерпретация («А, понятно все!»)
- Пофигизм
- Паника, драматизация
Января 2012
Учебный диалог
бла