Активное слушание

Пошло от психолингвистики. Это искусство понимать. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все сказанное будет понято и принято.

Это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях. Еще две ситуации, крайне сложные: с коллегами и родителями, но это уже другая тема.

 

 

Функции слушания

  • Регулятивная. Научиться делать что-то.
  • Познавательная.
  • Эстетическая, ценностная.
  • Реагирующая, реактивная. Слушаю, чтобы отреагировать.

 

Способы

  • НЕрефлексивное слушание
    • Минимизация ответов, невмешательство
    • Внимательное молчание. На первый план выходят невербальные средства.
  • Рефлексивное. Искусство слушать, задавая вопросы, не переходя в беседу.
    • Выяснение. Это обращение за уточнениями, отдельными фактами. ОШИБКИ: «Ты всегда говоришь запутано», «Вас невозможно понять».
    • Перефразирование. Пытаетесь сформулировать полученную информацию своими словами и озвучиваете эти мысли. Резюмирование.
    • Отражение чувств. Эмпатия.

 

Правила активного слушания

  • Полностью концентрировать внимание на собеседнике
  • Не давать советов и оценок
  • Поза
  • Взгляд
  • Кивки
  • Стимулировать собеседника к рассказу

 

Ошибки

  • Упрек
  • Отсутствие
  • Поторапливание
  • Всезнайка
  • Советы
  • Комментарии
  • Оценка
  • Интерпретация («А, понятно все!»)
  • Пофигизм
  • Паника, драматизация

 

 

Января 2012

Учебный диалог

бла