Логико-речевое доказательство

Логико-речевое доказательство — рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена. В доказательстве различаются тезис и аргумент

Тезис– мысль или положение, которое нужно доказать в речи.

Требования, предъявляемые к тезису:

1.Тезис должен быть истинным. Поскольку в силу индивидуального восприятия мира человеком на уровне физиологических анализаторов (слух, зрение, обоняние, острота тактильных ощущений и т.д.) и пропозиции жизненного опыта (психологические особенности личности, социальный статус, образование и т.д.) абсолютная, онтологическая истина не дана ему как непосредственное знание, то в риторике под истинностью понимается достоверность – вера говорящего в истинность своего высказывания.

2. Тезис должен быть четко и точно сформулирован

а) для самого оратора, так как подобная процедура помогает ему хорошо вдуматься и понять тему своего выступления; в противном случае говорящий может допустить ряд ошибок, например «лоскутное одеяло, утопленный тезис и др. (см. об. этом в ниже), которые приведут к коммуникативной неудаче;

б) для говорящего. Необходимость данного положения диктуется, прежде всего, спецификой функционирования языка в речи, а именно: полисемия, терминология, употребление иноязычных слов могут создавать препятствия для понимания и интерпретации события, которое лежит в основе конкретной коммуникации. Поэтому при формулировке тезиса каждое слово должно обдуманно подбираться и при необходимости рязъясняться собеседнику.

3. Тезис должен быть единообразным на протяжении всего речевого изложения. Это означает, что на протяжении всей речи оратор не должен уклоняться от выбранной темы – сбиваться на доказательство смежного, смещенного или даже противоположного тезиса. В основе данного требования лежит закон формальной логики Аристотеля – закон тождества, согласно которому «каждая мысль которая приводится в речи должна иметь одно и тоже определенное, устойчивое содержание»[30], то есть в одну и туже мысль вкладывается одно и тоже содержание.

Символически закон записывается в виде любой из приведенных ниже формул:

А есть А; А тождественно А; А=А

В отрицательной форме: не-А есть не-А.

На законе тождества базируется построение силлогизма – в формальной логике - умозаключение, в котором из двух ранее установленных суждений, имеющих субъектно-предикатную форму (S есть P), получается новое суждение (заключение), имеющее также субъектно-предикатную форму.

Суждение – мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. Суждение состоит из субъекта (S) - подлежащего суждения, предмета, о котором что-либо утверждается или отрицается и предиката (Р) - того, что утверждается или отрицается о предмете суждения.

Заключениепредставляет собою новое суждение, содержащее новое знание.

Например:

1. Все адвокаты (S) есть юристы (Р).

2. Петров (S) есть адвокат (Р).

Петров (S) есть юрист (Р).

 

4.Тезис должен быть внутренне непротиворечив. Это требование базируется на двух законах формальной логики:

1.Законе противоречия, который гласит, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть оба истинными.

Символическая запись закона:

Неверно, что А и не-А.

2.Законе исключения третьего, который гласит, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Символическая запись закона:

А есть либо В, либо не-В.

Объединение двух законов приводят к важному положению в риторике: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, то есть третьего высказывания.

Нарушение вышеперечисленных требований приводят к речевым ошибкампри его построении:

1.Софизм(греч. sophisma — хитрая уловка, измышление) — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению: «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит»; «2 и 3 есть четное и нечетное число; 2 и 3 есть 5; Значит 5 есть четное и нечетное число». Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

Софизм строится на многозначности слов, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на том, что события вырываются из общей связи, на внешнем сходстве явлений, на подмене понятий, когда в одну и ту же мысль вкладывается разное содержание и т.д.

Софизм возникает при нарушении закона тождества и, следовательно, третьего требования, предъявляемого к тезису. По этой же причине появляется ошибка

2.Потеря тезиса. Тема оказалась слишком сложной или нежелательной для речевого оппонента, и он пытается сознательно или неосознанно уклониться от прямого, искреннего ответа и освещает более знакомый или простой вопрос.

3.Парадокс (греч. paradoxos — неожиданный, странный) — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Некоторые парадоксы были известны уже в древности. Евбулиду приписывается парадокс "Лжец", который можно изложить следующим образом: рассмотрим вопрос об истинности высказывания "я лгу". Если, сказав "я лгу", я сказал истину, то значит я при этом солгал (сказал неправду), что противоречиво, следовательно, произнося это высказывание, я сказал неправду, то есть солгал. Итак, доказано, что, произнося это высказывание, я солгал, а так как именно это я и утверждал, произнося это высказывание, то я, тем самым, сказал при этом истину, то есть доказано и то, что я (в том же случае) сказал истину. В этом противоречии и состоит парадокс.

Парадокс является следствием нарушения закона противоречия и четвертого требования, предъявляемого к тезису.

Следующие три ошибки нарушают второе требование, предъявляемое к тезису[31]

4.«Лоскутное одеяло». В одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов. При этом каждая проблема более или менее четко формулируется, но не аргументируется:

Что же больше всего тревожит советских людей? Одна из наиболее острых проблем - жилищная. Около 5 миллионов человек сегодня имеют ветхое, аварийное жилье или барачного типа. .. В один ряд с проблемой, где жить, депутаты от профсоюзов ставят проблему, на что жить. Около 40 миллионов людей .. находятся за чертой бедности. .. Особо следует сказать о наших женщинах. Много мы говорим красивых слов, но движения вперед пока нет. Речь идет об улучшении условий труда, об освобождении от ночных смен…»

5.«Утопленный тезис». У оратора есть единая, основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется в неумелых рассуждениях, либо воспринимается как два разных тезиса:

Вы, Борис Николаевич, уже говорили о том, что сегодня исполняется 70 лет со дня рождения А.Д. Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. .. Мне представляется безнравственным поведение Верховного Совета России, который, по сути, занял позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Армении и Азербайджана (из речи депутат С.Н. Юшенкова).

6.Ассоциативный тип построения речи. В этом случае у выступающего совсем нет тезиса. По мере высказывания первой мысли в его голове возникает вторая, из нее вытекает третья и т.д. В начале речи оратор не знает, где окажется в конце. Например, рассуждение ученика в сочинении на тему «Кого можно считать настоящим патриотом»:

Я думаю, что патриот – это тот, кто заботится о благе Родины. Вопрос о сущности патриотизма всегда стоял перед людьми. «Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Поэт адресует стихотворение Чаадаеву., но на самом деле он обращается к передовой дворянской молодежи с призывом служить Родине. Но в это время В России правил царь, и лучшие люди считали обязательным бороться с монархией во имя Отчизны. Но таких людей было мало. Основная часть дворянства казалась вполне довольной, посещала балы, предавалась веселью и праздности. Этих людей не интересовала жизнь народа, тяжелое положение крестьянства. А ведь именно крестьяне создавали все материальные ценности России.

7.Сужение или расширение тезиса. При этом в сложных случаях сужается свой тезис, тогда его проще доказать, а расширяется тезис оппонента, тогда его проще опровергнуть. Например, выдвигается тезис «Дети не любят и не читают Достоевского». Если это мой тезис, то в процессе обсуждения он сужается, и я делаю вид, что доказываю тезис «В нашей школе дети не любят и не читают Достоевского». Если это тезис оппонента, я расширяю его и делаю вид, что доказывается мысль «Люди не любят и не понимают Достоевского».

При данном виде ошибки нарушается 1 и 3 требования, предъявляемые к тезису.

8.Перевод вопроса на точку зрения вреда/пользы. Надо сказать, что мысль истинна или ложна, а доказывают, что она полезна или вредна. Ошибка возникает при нарушении 1 и 3 требований, предъявляемых к тезису.

 

Аргумент– положение, с помощью которого доказывается тезис.

Требования, предъявляемые к аргументу:

1.Аргумент должен быть истинным. Понимание этого требования совпадает с аналогичным требованием, предъявляемым к тезису, но в отличие от предыдущего веру в истинность приводимого в качестве аргумента положения должен разделять не только оратор, но и собеседник. Если этого не происходит, то приводимый такого рода аргумент сам становится промежуточным тезисом, который необходимо доказать в первую очередь, и лишь потом переходить к доказательству основного, исходного тезиса.

2. Аргумент должен быть достаточным для доказательства тезиса. В своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

Первые два требования базируются на законе достаточного основания, который утверждает, что любая мысль (тезис) должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли, т.е. она должна вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).

Символическая запись закона:

Если есть В, то есть как его основание - А.

Для риторики этот закон очень важен, поскольку требует, чтобы наши мысли в рассуждении были связаны, вытекали одна из другой. Фактически закон отражает наличие причинно-следственных отношений в действительности.

3. Автономное обоснование аргумента. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. Требования автономного обоснования аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы. При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису. Иначе может случиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы.

4. Психологический перенос аргумента, т.е. требование индивидуального подхода к аргументации. Из всего возможного репертуара аргументом выбираются только те, которые будут являться убедительными для собеседника. Причем в качестве заглавного будет выступать наиболее убедительный для собеседника аргумент. Все остальные располагаются в иерархическом порядке в зависимости от степени эффективности воздействия на оппонента.

Ошибки, возникающие при построении аргументации:

1.«Предвосхищение основания»: тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его. Ошибка возникает при нарушении первого требования.

2.«Не следует»: тезис не следует из приведенных аргументов, которые сами по себе являются верными, но недостаточны для доказательства истинности тезиса. Ошибка возникает при нарушении второго требования.

3.«От сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно»: положение являющееся истинным только при определенных условиях выдвигается как истинное при всех условиях. Ошибка возникает при нарушении второго требования.

4.«Порочный круг» (тавтология): тезис обосновывается аргументами, которые выводятся из самого тезиса. Ошибка возникает при нарушении третьего требования.

5.Замалчивание невыгодных фактов и событий. Ошибка возникает при нарушении первого требования.

6.«Чтение в сердцах»: вместо аргументов, доказывающих истинность выдвинутого тезиса, приводятся указания на тайные мотивы, которыми по мнению оратора, руководствуется оппонент. Ошибка возникает при нарушении первого требования.

7.Ложная дилемма: оппоненту предлагается выбор только между двумя крайними точками на шкале оценок, причем промежуточные позиции оратором исключаются. Ошибка возникает при нарушении первого требования.

8.Поспешное (ложное) обобщение: перенос качеств, характеристик отдельных явлений на весь класс, к которому они относятся. Если некоторые члены коллектива ведут себя, нарушая нормы делового общения, это не значит, что весь коллектив ведет себя неэтично. Ошибка возникает при нарушении второго и третьего требований.

9.Ложная аналогия:при обращении к аналогии берется малое число сходных для сравниваемых явлений признаков. Уподобление будет необоснованным, если оно опирается на 1-3 изолированных сходства. Например: киты и слоны - млекопитающие, следовательно, и те, и другие живут на суше. Ошибка возникает при нарушении третьего требования.

10.Ложный довод – антинаучная мысль, лежащая в основе доказательства. Ошибка возникает при нарушении первого требования.

11.Инсинуация (навешивание ярлыков). Оратор вместо того, чтобы доказывать истинность тезиса, дает нелестные оценки оппоненту. Ошибка возникает при нарушении первого требования.