Упражнения

Задание 1. Найдите случаи неправильного использования многозначных слов. Объясните, в чем состоит речевая неудача автора. Сделайте стилистическую правку.

1.Дорога к славе распахнулась только одному финалисту Кубка. 2.Катерина считает своим долгом выкинуть Бориса из головы. 3.Такова корзина основных событий к этому часу. 4.Даже случайное знакомство может взорвать вас любовью. 5. Он – основоположник новой гитарной волны в российской музыке. 6. Воздушные змеи сочтены угрозой. 7.Защитник углубился в середину поля. 8.В любой момент на пути может встать проблема в виде машины. 9.Чем объяснить долгое молчание белорусских властей, когда они всячески оттирали прессу от расследования.

Задание 2. Исправьте ошибки, возникшие в результате неправильного употребления омонимов. Объясните причины возникновения двусмысленности и ненужных смысловых ассоциаций.

1.Когда он едет от Манилова к Собакевичу, то заблуждается и падает в грязь. 2. Мы прослушали почти все вопросы. 3. Нужно почитать уголовный кодекс. 4. В магазине были и финки тоже. 5. На все деньги он купил марки. 6. Вчера президент вернулся из поездки по ближнему зарубежью, и, судя по его расположению, поездка прошла успешно. 7. А на трибуне сплошь народные трибуны. 8. Независимое агентство провело опрос с целью выяснить, насколько жители России верят в силу своего голоса. 9. В Москве началась Неделя высокой мебели. 10. Перефразируя слова основателя Олимпийских игр «О спорт, ты мир!», можно сказать, что каков мир, таков и спорт.

Задание 3. Найдите случаи неправильного использования одного паронима вместо другого. Сделайте стилистическую правку.

1.Эти сведения были вычерпнуты из средств массовой информации. 2. Новый бизнес цветет. 3. Эти деньги можно было затратить и по-другому. 4. Бальзам для натирания в кожу. 5. Между нами есть глубинная разница. 6. Эти болезненные бактерии могу оказаться где угодно. 7. Жизнь этих людей была сильно разграничена сложившимися традициями. 8. На занятиях эти люди развивают свою прирожденную грамотность. 9. Не важно, что она сделала в своей жизни, а важно, какой она задала тонус для общества. 10. Список подобных методов коррекции фигуры можно было бы продлить.

Задание 4. Укажите, чем синонимы, приведенные в предложениях, отличаются друг от друга. Определите их стилистические функции.

1.Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 3. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.). 4. Среди журнальных работников он был очень нелишним…У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.). 5. Он не ел, а вкушал (Ч.). 6. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья (Зв.). 7. «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее», - думал Левин, вышедши от Щербатских (Л.Т.).

Задание 5. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов.

1.Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места. 2. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 3. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой. 4. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти. 5. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается. 6. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению своего сына. 7. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 8. В письме Татьяны присутствует все: и отсутствие жизненного опыта, и смелость.

Задание 6. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологических оборотов, определите, в чем они состоят. Сделайте стилистическую правку предложений.

1.Я поймал себя на одной особенности этой избирательной кампании. 2. Ученые знают почти каждого зубра в лицо. 3. Узы крови не играют никакого значения, когда дело идет о мировом господстве. 4. Этот вопрос всегда был местом раздора для партии. 5. Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки. 6. А если у кого-нибудь зубы чешутся наябедничать, то пожалуйста, никто мешать не будет. 7. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьезную медвежью услугу. 8. Он был скован за руки и за ноги. 9. Он сумел создать на ровном месте прекрасную команду. 10. Защитник сорвал овацию.

Задание 7. Найдите случаи нарушения смысловой сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.

1. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в России». 2. Он преступил все доступные нормы. 3. Победа в конкурсе чревата вам главным призом. 4. Все делается для того, чтобы напомнить об этом привольно отдыхающим гражданам. 5. Мы сделали самые низкие цены. 6. Экскурсии полезны для повышения кругозора. 7. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их себестоимость. 8. Был слышен сдержанный рев трибун. 9. В произведении показана тыльная сторона театра. 10. Задержана большая группа фальшивых долларов.

Задание 8. Найдите случаи лексической недостаточности, сделайте необходимую правку.

1. Книги предлагают рецепты на все основные праздники. 2. Поэтому депутат находит язык почти со всеми жителями. 3. Замысел художника – создать ученого в обыкновенной домашней обстановке. 4. Эта проблема была решена голосованием палаты представителей в один голос. 5. В городском управлении внутренних дел создано новое подразделение – управление по организованной преступности. 6. Сдается квартира с ребенком. 7. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 8. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 9. В настоящее время в России сложился довольно мощный механизм саморегулирования. 10. Конечно, условия города отличаются от села. Да и психология человека не похожа на характер деревенского жителя.

Задание 9. Исправьте логические ошибки в предложениях, возникшие в результате речевой недостаточности.

1.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 2. На фабрику требуются два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 3. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 4. День рождения начнется в три часа. 5. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 6. Есть тут у нас один миллионер в долларах. 7. Меня до глубины волнует этот вопрос. 8. Рекламное агентство приглашает опытных рекламных агентов со своими объемами.

Задание 11. Исправьте предложения, устранив тавтологию.

1. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы. 2. Тогда вы сможете познакомиться со многими профессионалами, работающими по вашей профессии. 3. Это гигантские отрасли, где работает огромное количество работающих. 4. Мы все видим, как прекрасно спортсмен прыгает свой тройной прыжок. 5. Предсказать, какие планы на завтра он запланировал, крайне трудно. 6. Россия уже шагнула один шаг вперед, но этого мало.7. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы. 8. Купленные покупки не принимаются обратно. 9. Один из философов нашего времени решился наконец опубликовать свои философские размышления . 10. Появился новый роман новоявленного автора.

return false">ссылка скрыта

Задание 12. Определите, какая из двух ошибок – речевая избыточность или речевая недостаточность – допущена в предложениях. Отредактируйте предложения.

1. В нашу студию пришли весьма известные люди, которые у всех на устах. 2. Роман Толстого «Война и мир» - поистине гениальное произведение, вошедшее в число произведений мировой литературы. 3. Шолохов осознанно осмысливает то, что произошло с казачеством на Дону. 4. По рамкам масштабности я назвал бы эту проблему глобальной. 5. Следует иногда оглядываться назад, чтобы понять свои ошибки и не повторять их. 6. Во вторник и в среду у вас возможно появление дополнительной подработки. 7. Многие молодые люди в наше время настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует. 8. Жидкие гвозди склеивают поверхности прочно и надежно. 9. Меня до глубины волнует этот вопрос. 10. Это выступление – род конных ипподромных состязаний.

Задание 13. В следующих высказываниях определите значение и стилистическую окраску выделенных слов.

а) общеупотребительное; б) научное; в) разговорное; г) официально-деловое.

1. В свободное время я люблю выезжать в город. – Во время данной химической реакции выделяется свободный кислород.

2. Ночью прошел сильный дождь. – Данная группа глаголов характеризуется сильным управлением.

3. Все эти приборы надо отнести в кабинет физики. - Рассмотренные явления следует отнести к классу морфологических.

4. Маленькие глазки посмотрели на меня живо и с интересом. - Живо сбегай домой и оденься потеплее.

5. Я слышал, что на пороге кто-то топает и отряхивается. – Володька! Топай сюда!

6. Мы всегда доверяли житейскому опыту старого учителя. – Я, Иванова Маргарита Ивановна, доверяю получить мою зарплату за сентябрь 2012 года Петровой Марине Юрьевне.

7. На этой территории распространены ядовитые змеи. – Ты не человек, а самая настоящая змея! – И тогда из пустой черепной коробки прошлого выползает змея тоталитарного режима.

Задание 14. Найдите стилистические недочеты, связанные с использованием канцеляризмов. Сделайте стилистическую правку.

1. В марте прошлого года при аналогичных обстоятельствах пострадал работник метлы на улице Академика Королева. 2. У него был гараж для не имеющегося в наличии автомобиля. 3. Не собираетесь ли вы принимать какие-либо меры в связи с упомянутием этого факта? 4. Ряд вопросов удалось снять и помочь людям, другие взяты под контроль, и по ним будут приняты меры. 5. Наш читатель обратился в прокуратуру и подсказал им, что налицо вымогательство взятки. 6. Жена нашего сотрудника сказала, что он получил простудное заболевание вследствие пребывания в холодной воде в результате опрокидывания лодки. 7. К саженцам в обязательном порядке прилагается схема, и высаживать деревце разрешается строго по ней. 8. Уже сейчас по факту все «продвинутые» школы теневым способом финансируются больше, чем обычные. 9. Бауманский университет озаботился этой проблемой, ведь наукоемкие области обеспечивают жизнь страны. 10. Взяткодатие наказывается так же сильно, как и взяткобратие.

Задание 15. Укажите книжные слова, прокомментируйте уместность их употребления. Исправьте предложения, если это необхо­димо.

1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очи­стку льносемени на складе четвертой бригады Ф.С. Широков; ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 3. Област­ной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 6. Среди сподвижников Николая Артемьева его друзья - токарь Васильчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в его бригаде. 7. В.А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 8. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщайте нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки и время.

Задание 16. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жар­гонные). Исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадёжное. 2. В портфелях творческих объединений "Мосфильма" немало задумок, твор­ческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприя­тии систематически хромает учёт загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз под­нимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штраф­ной до ворот противника, техничных, настырных и напористых. 7. Среди тройников лучше прыгнул Петров. 8. Мелкотоварный откорм завсегда убыточен.

Задание 17. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов; исправьте предложения.

1. Реваншисты снова и снова повторяют тезис о том, что Европа не может быть спасена действиями даже целого сонма государственных деятелей, только сила оружия поможет ей. 2. Один из великих врачевателей древности так определил значение лечебных факторов: слово, трава, нож. 3. Полёт на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений. 4. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщиков. 5. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок. 6. Препровождаем при сем акт на списание сеялки. 7. По получении оного (письма) ма­териал будет немедленно отослан в ваше распоряжение. 8. Просим передать излишки оборудования, каковые, по дан­ным управления, числятся за вашим предприятием, в фонд объединения.

Задание 18. Найдите неудачно образованные слова (формы слов). Замените эти неологизмы, если возможно, общелитературными сло­вами

1. Лунологи уже думают о первой круглолунной экспедиции. 2. Метротрам - так назвали строящийся в Волгограде подземный скоростной трамвай. 3. Яне принадлежу к любителям фрейдятины. 4. У нас ведь так: либо Николай Кровавый, либо Николай Святой. Сейчас на смену лениниане приходит своего рода «николаиана»... 5. Ну тогда населению, видимо, ничего не остаётся, кроме как «долларизировать» свои сбережения. Вкладывать их в доллары. 6. Как проявляется эта «нянькомания»? Студенту разжёвывают даже то, что он должен усвоить сам. 7. Коммерческие банки всё чаще прибегают к купке денег на свободном рынке. 8. Традиционное природопользо­вание в Читинской области является истощительным. 9. Среди некоторых групп населения отмечается недопотребление продуктов питания. 10. Только в марте остановы производства зарегистрированы на 91 предприятии. 11. Концептуальности и доктринальности в Академии дефицит. 12. Киностудии страдают от малокартинья.

Задание 21. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления заимствованных слов. Замените ино­язычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотреби­тельными словами.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, ни­велировать оплату бригадам, работающим нередко в несопо­ставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифи­цировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 5. Депутаты должны быть вовремя информи­рованы о повестке дня и времени начала работы. 6. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригород­ной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 7. Самоходное шасси - в том или ином амплуа - может ра­ботать весь год.