Упражнения

Задание 1.Исправьте предложения, изменив порядок слов.

1. В это время года ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие писателя. 3. Обязать торговые сети снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожаров, согласно установленным нормам. 4. Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 5. Двери наружу должны иметь все помещения в корпусе. 6. Лань не догнала стая волков.7. Лето сменяет осень.

Задание 2.Исправьте предложения:

1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2. Эта река всегда спокойна. 3. Для этого класса новая доска слишком широкая. 4. Каждая из сторон имеет право прекратить действие. 5. Договора, уведомив не менее, чем за 20 рабочих дней, другую сторону в письменном виде. 6. Боясь грозы, ребенок спрятал голову под подушку и держал ее там до тех пор, пока она не кончилась. 7. В свою очередь подрядчик несет материальную ответственность за повреждение энергосистемы, находящейся в ведении заказчика в полном объеме.

Задание 3.Исправьте предложения:

1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам. 3. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 4. Несколько человек наказано плетьми. 5. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 6. Установлено три новых мировых рекорда. 7. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 8. В состязаниях участвовали 121 спортсменов. 9. Тысяча человек отправилось в турне. 10. Говорил он так, будто перед ним сидело миллион людей. 11. Прошли сто лет. 12. До экзаменов остались пять дней. 13. На экскурсию пошли всего десять школьников.

Задание 4.Найдите ошибки в согласовании некоторых сказуемых с подлежащими:

1. Операцию проводил молодой хирург Надежда Сергеевна, недавно защитившая диссертацию. 2. Шоссе-магистраль пересекала полотно железной дороги. 3. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 4. Его малодушие, вернее, его трусость поразило всех. 5. Печать, в частности стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы. 6. Большинство слушателей поддержали это предложение. 7. Из нашей группы 5 студентов отправилось путешествовать.

Задание 5.Раскройте скобки и выберите подходящий вариант:

1. Вероятно, я с братом (уеду – уедем) завтра. 2. Все, кто (знал – знали) его, сожалели о случившемся. 3. Вспоминаю с благодарностью тех, кто (был - были) моими друзьями в трудное для меня время. 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, наверное, медсестра (приблизилась – приблизились) к его постели. 5. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье и обувь. 6. В деревне (послышался – послышались) топот и крики. 7. Его спокойствие и простота обращения (удивили – удивила – удивило) всех нас.

Задание 6. Раскройте скобки, выберите форму определения:

1. Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части. 2. Дети просили рассказать о замечательной рыбе-ерше (известном – известной) им по сказкам. 3. Этот мальчик – (такой – такая) задира. 4. Три (огромные - огромных) здания были охвачены пламенем. 5. Город открыт для ветров с северной и восточной (сторон – стороны). 6. Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точки зрения – точек зрения). 7. Дожди шли (целых – целые) две недели. 8. Вам следует приобрести орфоэпический и орфографический (словарь – словари). 9. Много перемен произошло в нашей стране в конце ХХ и начале XXI (века – веков).

Задание 7. Раскройте скобки:

1. Я приехал из (Болшево). 2. Мы подъехали к реке (Воря). 3. Я живу в городе (Москва). 4. Я живу в городе (Пушкино). 5. Старая церковь находится в селе (Тайнинское). 6. Старое здание МГУ находится на улице (Моховая). 7. Мы говорили о будущем города (Мытищи). 8. Мы плыли по реке (Аргунь). 9. Как красиво на озере (Байкал). 10. Мне бы хотелось побывать в (Переславль-Залесский и Гусь-Хрустальный). 11. Мой дед родом из (Орехово-Зуево).

Задание 8.Согласуйте определения с определяемым словом, допишите окончания:

1. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери. 3. Реставрированн… музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков… краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя. 5. Наш… наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш… зале и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 8. Пушист… верба и черемуха встретили нас на краю деревни. 9. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат… 10. Упорные бои шли на реке Висл… 11. Родом он был из села Крюков… 12. Теплоход приближался к острову Кипр… 13. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… 14. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… 15. Поезд приближался к станции Тул… 16. Астрономы изучали движение планеты Марс… 17. Много рыболовецких судов было в порту Находк…

Задание 9. Раскройте скобки, выбрав нужный вариант.

1. Летайте (на самолетах – самолетами) Аэрофлота! 2. Когда я еду (на поезде – в поезде), я обычно сплю. 3. Эта деревня находится на расстоянии (пяти – пять – в пять) километрах от города. 4. К сожалению, женщинам приходиться много времени проводить (в кухне – на кухне). 5. Соответствующие организации должны осуществлять контроль (выполнения – над выполнением – за выполнением) принятых решений. 6. Дорога проходила между (домов – домами). 7. Я могу выполнить эту работу только (при помощи – с помощью) преподавателя.

Задание 10.Исправьте, где необходимо, ошибки.

1. Мы приближаемся к окончанию нашей работы. 2. По окончанию учебы мы разъедемся по разным городам. 3. Вход в университет должен быть по предъявлению пропуска. 4. Согласно приказа ректора курение в корпусах университета запрещено. 5. Я соскучился по своему брату и по вам. 6. Сегодня сын пришел со школы очень поздно. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразию, привлекает туристов. 8. Благодаря старания родителей сын получил прекрасное образование. 9. Артист был удостоен высокой наградой.

Задание 11.Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети 19 века отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. После издания приказа ректора наметились изменения к лучшему в деле нарушения дисциплины. 5. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 6. В воскресенье мы были в опере. 7. Помимо большого экономического эффекта, работы выполнены с высоким качеством. 8. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником много лет. 9. В медпункте будут проводиться прививки против гриппа, кроме освобожденных врачом.

Задание 12.Исправьте предложения, объясните ошибки.

return false">ссылка скрыта

1. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 2. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 3. Нельзя было смириться с недостатками. 4. Мы наблюдали за солнечным затмением. 5. Мальчик бросил камнем в воду. 6. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 7. Успокойтесь, выпейте воду! 8. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 9. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. 10. Кафедра организовала и руководит диалектологической практикой студентов. 11. Исключительное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости.

Задание 13.Проанализируйте выбор падежных форм при глаголе с отрицанием, укажите ошибки, исправьте их.

1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результатах эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Никакие журналы я не выписываю. 9. Мы не теряем время зря. 10. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 11. Я не часто получаю писем из дому. 12. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. 13. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

Задание 14.Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Больному давали фрукты, бульон, какао, апельсины. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 12. Работы по ремонту ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.

Задание 15.Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 3. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 4. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 5. Образована комиссия, которой поручено координировать и руководить всеми проектами. 7. В документе излагается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий граждан.

Задание 16.Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Скоро пройдет премьера спектакля, создающегося силами обновленной труппы театра. 4. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 6. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 7. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 8. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 9. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

Задание 17.Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую позже стали разрабатывать другие писатели-классики. 4. Море, о котором дети столько слышали и читали, теперь лежало перед ними. 5. Илья входил в избу с важным видом человека, который хорошо поработал. 6. Я читаю книгу, о которой мне так много говорили. 7. Артист драмтеатра, который приедет на гастроли, выступит с интересной программой. 8. От снега, который падает крупными хлопьями, на дорогах становится скользко. 9. Уже виден был город, который окутан легкой дымкой.

Задание 18. Исправьте предложения, объяснив ошибки.

1. В соревнования по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Повествование предельно коротко, учитывая время собравшихся. 4. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 5. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 6. Пользуясь калькулятором, расчет производиться быстро и легко. 7. Получив тяжелую травму, боец был спасен врачами. 8. Быстро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 9. Убежав из дома, ребенок вскоре был найден родителями. 10. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 11. Идея строительства тоннеля обсуждается дадома, ребенок вскоре был найден родителями. 10. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 11. Идея строительства тоннеля обсуждается давно, не приводя, однако, к конкретным результатам. 12. Спрыгнув с подножки трамвая, у меня упала сумка. 13. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка.

Задание 19.Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как студенты закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Старик лодочник дремал, наклоняясь над веслами. 6. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол. 7. Не восстановив здоровья, он не сможет серьезно заниматься спортом. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

Задание 20. Исправьте предложения, объяснив ошибки.

1. Докладчик попытался убедить слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным желанием, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 7. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 9. Обе стороны выразили желание, чтобы контакты между российскими и чешскими деятелями науки и культуры получили бы свое дальнейшее развитие. 10. На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения. 11. Не принимая критики в свой адрес, Иванов неизменно заявлял, что пусть бы другие лучше не вмешивались в его дела.

Рекомендуемая литература

1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н.; Под ред. Н.М. Шанского. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989.

2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.