Порядок слов в предложении

В русском предложении порядок слов считается свободным. Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом.

Однако это не означает, что перестановка членов предложения не влечет за собой каких-либо изменений – смысловых либо экспрессивных. Сравните: Иван вчера приехал из Воронежа. – Иван приехал из Воронежа вчера. – Вчера из Воронежа приехал Иван.

Неоправданная инверсия (перестановка членов предложения), неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла высказывания. Необходимо помнить, что порядок слов в предложении определяется и его смысловой связью с предшествующим предложением в тексте.

Синтаксически и стилистически оправданной инверсией считается изменение порядка слов в художественных произведениях. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло».

 

Строй простого предложения

1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Вместо исправления ошибки ученик настаивал на своем мнении»; «Утром помимо кофе он обычно работал в библиотеке». Второе предложение можно исправить так: Утром он обычно пил кофе, а затем работал в библиотеке.

2. Не следует усложнять конструкцию, заменяя глагол-сказуемое сочетанием существительного того же корня с полузнаменательным глаголом: вместо снижаются ценыидет снижение цен; вместо растет успеваемостьпроисходит рост успеваемости. Вторые варианты носят канцелярский характер.

3. Ошибочно построение предложения, в котором конец дается в ином синтаксическом плане, чем начало: «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению – это вопрос об укреплении дисциплины». Следует сказать: Один из вопросов… – это вопрос… или Одним из вопросов… является вопрос

4. Следует избегать смешения разнородных понятий (язык и образ).

5. Именительный падеж существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная. Для указания на временный признак в этих случаях употребляется творительный падеж: Он был в то время студентом.

6. Полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого обозначают постоянный признак, вневременное состояние, а краткие прилагательные – временный признак, временное состояние: река спокойная (обычно) – река спокойна (в данное время).

Полные прилагательные обозначают также безотносительный признак, а краткие – признак по отношению к определенным условиям: потолки низкие (вообще) – потолки низки (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма имени прилагательного носит более отвлеченный, категорический характер, чем полная. Ср.: он смел – он смелый, она зла – она злая.

7. Неудачный порядок слов: не «широко готовятся отметить», а готовятся широко отметить.

Существенное значение для правильного построения предложения имеет порядок слов. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из его членов. Ср.:

а) Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель);

б) Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности);

в) Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).

Контрольные вопросы

1. Какого управления требуют обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с ?

2. Что такое расчлененное сказуемое? В каком стиле речи оно употребляется оправданно?

3. Какой признак обозначает именительный падеж существительного или прилагательного при связке был в составном именном сказуемом? Какую падежную форму существительного или прилагательного нужно употреблять при связке был для указания на временный признак?

4.Опишите, какое значение имеют полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого в отличие от кратких? Почему в роли сказуемого предпочтительнее формы кратких прилагательных?

5. Что вы знаете о порядке слов в предложении? Что такое объективный и субъективный порядок слов? Что называется инверсией? Когда она оправдана?

 

Согласование сказуемого с подлежащим

1. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

2. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим - собирательным существительным: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади них щелкнули два выстрела, просвистели две пули; Тридцать два человека дышали одним духом.

4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет так прошло.

7. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча.

Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое.

8. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе; в прошедшем времени – в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось. Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

9. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую; Публики сегодня приходило целая бездна; Поток машин с грохотом катился по мосту.

10. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц лежало в ветвях; Сколько разных чувств проходит во мне.

11. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе ученика. При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.

12. При подлежащем, выраженном группой слов (название литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене городского театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А.С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и др.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л.Н. Толстым.

13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет: кафе-столовая отремонтирована; автомат-закусочная открыта; витрина-стенд помещена в вестибюле; плащ-палатка лежала в свернутом виде и т. п.

14. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.

15. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: собкор закончил сбор информации; вуз объявил набор студентов.

При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).

16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:

а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Здание театра и прилегающий к нему сквер нуждаются в реконструкции;

б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики;

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным.

17. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в поликлинику.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членами бригады взялся отремонтировать станок.

Контрольные вопросы

1. Чем регулируется употребление сказуемого в единственном или множественном числе при подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа?

2. Расскажите, как координируется сказуемое, если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа?

3. В какой форме употребляется сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именными сочетаниями, типа два бойца, четыре книги?

4. Какой формы сказуемого требует подлежащее, выраженное составным числительным, оканчивающимся на один (сто сорок один)?

5. Какой формы сказуемого требует подлежащее, выраженное счетными существительными тысяча, миллион, миллиард?

6. Какой формы сказуемого требует подлежащее, выраженное сочетаниями существительных лет, месяцев, дней, часов с количественными числительными, типа восемь дней?

7. В форме какого числа ставится сказуемое, если при счетном обороте в функции подлежащего имеются слова все, эти? Какой формы сказуемого требует подлежащее, если в его составе есть слова всего, только, лишь?

8. Какой формы сказуемого требует подлежащее, выраженное сложным существительным, первой частью которого является числительное пол- (полгода)? Что меняется, если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа (полгода, проведенные в деревне)?

9. Какой формы сказуемого требует подлежащее, если в его состав входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.)?

10. В форме какого числа обычно ставится сказуемое при словах много, мало, немного, немало, сколько?

11. Какой формы сказуемого требует подлежащее, выраженное именем существительным мужского рода, обозначающим профессию, должность, звание и т. д.? Почему? Как согласуется сказуемое с подлежащим при наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений: Агроном Сергеева?

12.Как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным группой слов (название литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже: «Герой нашего времени», «Волки и овцы», «Руслан и Людмила»?

13. С каким словом при сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода (кафе-столовая), согласуется сказуемое?

14. Влияет ли на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.?

15. Каковы правила согласования сказуемого и подлежащего – сложносокращенного слова (аббревиатуры), имеющего грамматическую форму (склоняющегося) и не имеющего грамматической формы?

16. Назовите формы согласования, если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза:

а) в какой форме ставится сказуемое, стоящее после однородных подлежащих?

б) с каким словом обычно согласуется сказуемое, предшествующее однородным подлежащим?

в) в какой форме ставится сказуемое, если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы?

17.Какие условия регулируют использование сказуемого в единственном или во множественном числе при сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой? Формы какого числа сказуемого требует наличие в подлежащем слов вместе, совместно?

 

Согласование определений и приложений

1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:

а) при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в родительном падеже множественного числа: два больших дома;

б) при словах женского рода определение ставится в именительном падеже множественного числа: две большие комнаты.

Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительных: первые два года; последние две недели; верхние два окна.

2. Если при имени существительном имеются два или несколько определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное может стоять как в единственном, так и во множественном числе, а именно:

а) единственное число подчеркивает связь определяемых предметов, их терминологическую близость: головной и спинной мозг, сыпной и брюшной тиф, существительные женского, мужского и среднего рода и др.; обычно единственное число употребляется, если определения выражены порядковыми числительными или местоимениями-прилагательными: дипломы первой и второй степени, между пятым и шестым ребром и т. д.

б) множественное число подчеркивает наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области; Западный и Северный округа.

Если определяемое существительное стоит впереди определений, то оно ставится в во множественном числе: языки немецкий и французский.

При наличии между определениями разделительного или противительного союза существительное ставится в форме единственного числа: технический или гуманитарный вуз.

3. Если определение относится к двум или нескольким существительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов, то оно может стоять как в единственном, так и во множественном числе:

а) единственное число употребляется в тех случаях, когда по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: классическая литература и искусство; российская армия и флот; написать свой адрес, имя и фамилию; Дикий гусь и утка прилетели первыми.

б) множественное число ставится в тех случаях, когда может возникнуть неясность относительно того, связано ли определение только с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов: новые роман и повесть, способные ученик и ученица;

При наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение ставится в единственном числе: опубликовать новый рассказ или очерк.

4. Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом названии), в одних случаях согласуются, а в других не согласуются в косвенных падежах с определяемым словом:

а) согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, на реке Волге. Эти названия могут сохраняться в начальной форме при родовых названиях в географической и специальной литературе: в городе Красная Поляна, Великие Луки – на несудоходной реке Ловать. Часто не согласуются названия населенных пунктов на –о (среднего рода), чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в поселке Коврово (в поселке Коврове указывало бы на поселок Ковров); ср.: в городе Коврове – город Ковров);

б) обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов: родился в селе Горюхине, в деревню Дюевку, за хутором Сестраковом. Названия на –о часто не согласуются: в селе Караманово, в селе Ново-Пиково; то же при названии другого грамматического рода или числа: говор села Катагощи, у деревни Парфенок;

в) остальные географические названия (названия озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов и т. д.) не согласуются с родовым наименованием: на озере Ильмень (но: на Ладожском озере – название имеет форму полного прилагательного), за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, у горы Эльбрус (но: у горы Магнитной – полное прилагательное), на станции Орел, в поселке Владыкино.

Контрольные вопросы

1. Какие формы согласования рекомендуются в случаях, если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре:

а) при словах мужского и среднего рода;

б) при словах женского рода;

в) если определение стоит перед числительным?

2.Назовите условия согласования, если при имени существительном имеются два или несколько определений, перечисляющих разновидности предметов.

3. Какие правила регулируют употребление определений в единственном или во множественном числе, если определение относится к двум или нескольким существительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов?

4. Каковы правила согласования/несогласования приложений – географических названий – при имени нарицательном (родовом названии):

а) как согласуются склоняемые названия городов и рек;

б) как обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов;

в) как согласуются остальные географические названия (названия озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов и т. д.) с родовым наименованием?

 

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой для выражения определенных смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, с предлогом или без него.

Варианты форм, связанных с управлением

1. Различие синонимичных беспредложных и предложных конструкций (идти лесом – идти по лесу) связано с оттенками значения. Сочетание идти по лесу означает движение в каком-либо месте, а идти лесом – непрерывность линейного движения.

Иногда отсутствие предлога создает смысловую неясность: письмо дочери – письмо адресовано дочери или написано ею? Целесообразно разграничить эти понятия, используя предлоги: письмо дочери (от дочери) – письмо к дочери.

Некоторые беспредложные конструкции, ранее использовавшиеся в профессионально-технической речи, в настоящее время получили широкое распространение: глубиной 15 метров – вместо: глубиной в 15 метров.

В сочетаниях типа ехать поездом – ехать на поезде в современном языке более употребительны предложные конструкции – ехать на поезде.

Практически не различаются в употреблении конструкции типа полезный всем – полезный для всех, понятный каждому – понятный для каждого, работать вечерами – работать по вечерам.

2. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций употребляются предложные сочетания: разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок).

3. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги – в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи.

4. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать вследствие прошедших дождей, а не ввиду прошедших дождей (явление относится к прошлому).

Не потерял своего лексического значения и предлог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: Понесены большие убытки благодаря пожарам.

5. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом имени.

6. Предлоги в – на и их антонимы из – с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде – на поезде, вернуться с кухни – из кухни.

Основное различие синонимичных предлогов в и на в их первичном значении заключается в том, что предлог в обозначает пребывание внутри чего-либо, а предлог на – пребывание на поверхности чего-либо. В ряде случаев это различие ослаблено или совсем не ощущается и выбор предлога определяется традицией.

Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-нибудь (с предложным падежом); предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение «изнутри», а предлог с – значение «с поверхности»: в столе, на столе, из стола, со стола.

Если речь идет о какой-нибудь территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле; если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на: находиться на поле. Ср.: во дворе (окруженное забором пространство) – на дворе (вне дома: на дворе сегодня холодно).

С названиями городов, районов, округов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог в: в Туле, в Северном округе, в Индии и др. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка и поддерживается выражением на окраине. Однако в последнее время под влиянием общей тенденции в языке закрепилось сочетание в Украине.

С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая горы и степное пространство). С названиями горных мест, имеющих форму множественного числа, употребляется предлог в: в Альпах, в Карпатах.

При названиях предприятий употребляется предлог на: на заводе, на фабрике.

При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в институте; при названиях частей учебного заведения – предлог на: на филологическом факультете (но: в аудитории – под влиянием представления о закрытом помещении для занятий).

При названиях зрелищных мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке, но: на концерте, на представлении. При названиях средств передвижения возможны варианты: в поезде – на поезде (более общее значение имеет предлог на). Все сказанное можно обобщить в таблице, имеющей мнемонический характер:

 

Предлог в употребляется Предлог на употребляется
1.С названиями административных единиц государств, областей, районов, сел и т.д.: В Москве, в России 1. С названиями улиц, площадей, бульваров, проспектов: На Цветном бульваре
2. С названиями переулков, проездов: В Кривоарбатском переулке 2. С названиями островов и полуостровов, если эти названия не представляют собой административную единицу: На Сахалине, на Крымском полуострове. Но: В Крыму
3. С названиями горных мест, имеющих форму множественного числа: В Карпатах 3. С названиями горных мест, имеющих форму единственного числа: На Эльбрусе, на Алтае
4. При обозначении нахождения внутри помещения: В театре 4. При обозначении происходящего в помещении: На концерте
5. При названиях учебных заведений: В университете 5. При названиях частей учебных заведений: На кафедре
6. При нахождении в транспортном средстве: В самолете 6. При названии транспортных средств: На поезде
  7. В традиционных формах: На почте, на заводе

В некоторых случаях смысловых различий в употреблении предлогов в и на не наблюдается (в кухне – на кухне, в тарелке – на тарелке, в огороде – на огороде). Иногда различие предлогов связано с разными значениями конструкций: на селе (в сельской местности) – в селе (в определенном населенном пункте).

Предлоги в и на образуют антонимичные пары с предлогами с и из. Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на – предлог с: поехал на Сахалин – вернулся с Сахалина, поехал в Казахстан – вернулся из Казахстана. Поэтому ошибочным является сочетание со школы (он пришел со школы), так как не соблюдён антонимический ряд в школу – из школы.

 

Варианты конструкций с различными предлогами

1. Варианты типа план чего – план по чему. В современном языке, главным образом в официально-деловой и газетной речи, широко распространены конструкции с предлогом по, выражающие самое общее значение: план производства мебели – план продажи мебели – план по мебели.

2. Варианты типа после окончания – по окончании. В соединении с предлогом по в значении «после» существительное должно стоять в форме предложного падежа: по окончании учебы, по прибытии в город, по предъявлении пропуска.

3. Варианты использования падежей местоимений с предлогом по. В современном русском языке все местоимения, кроме местоимений мы и вы, в конструкциях с предлогом по употребляются в дательном падеже: я – по мне, ты – по тебе, он – по нему, они – по ним.

Имеются колебания в использовании падежей в конструкциях с предлогом по местоимения мы и вы. Формы по нам, по вам нельзя считать литературной нормой, хотя они часто встречаются в печати и еще чаще в разговорной речи. В сочетаниях местоимений мы и вы с предлогом по при глаголах, выражающих эмоциональное состояние человека (горевать, скучать, плакать, скорбеть, тосковать, убиваться и т.д.), местоимения, как правило, должны выступать в форме предложного падежа (я соскучился по вас, он тоскует по нас). Наряду с предлогом по в конструкциях с перечисленными выше глаголами может выступать предлог о: я тоскую о вас.

4. Варианты употребления предлога по в причинном значении в сопоставлении с предлогом из-за.

– сочетания предлога по с существительными в дательном падеже употребляются в конструкциях, обозначающих качество (чаще негативное) или состояние названного лица, явившиеся причиной действия: по близорукости, по болезни, по жадности, по доброте, по забывчивости, по злобе, по легкомыслию, по недосмотру, по неопытности, по рассеянности.

– предлог из-за употребляется обычно для обозначения внешней причины действия лица или предмета: Мы не выходим из-за дождя.

– в конструкциях со значением основания действия используется предлог по: по приказу, по просьбе, по договору, по соглашению, по праву.

5. До настоящего времени нет четкого разделения конструкций с предлогами с и при, обозначающих средство совершения действия: с помощью чего – при помощи чего. Однако количественно в употреблении этих конструкций преобладает предлог с помощью: открыть дверь с помощью ключа.

6. Конструкции с предлогами в и по со значением «в отношении кого-либо – по отношению к кому-нибудь»

– в настоящее время наблюдается расширение объема значения конструкции в адрес, которая утратила стилистическую окраску разговорного стиля, приобрела права литературности и превосходит по частоте употребления синонимический вариант по адресу: в адрес профессора Карпатского было высказано много хороших слов. Однако в отрицательных конструкциях употребляется только предлог по: ваши упреки не по адресу, цветы доставлены не по адресу.

 

Конструкции с глаголами

1. Варианты конструкций с зависимым инфинитивом или существительным: приехал для ознакомления – приехал ознакомиться – приехал, чтобы ознакомиться.

– конструкции с зависимым инфинитивом более приемлемы в разговорной речи: я приехал посмотреть Москву.

– конструкции с зависимым существительным встречаются в деловой, устной и письменной, речи: направить для ознакомления с новыми тенденциями.

– конструкции, в которых инфинитив присоединяется союзом чтобы, подчеркивают целевое значение: я приехал, чтобы посмотреть Москву.

2. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги – не читал эту книгу.

Родительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

а) в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы ни или местоимением и наречием с этой частицей: не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; никогда никому не доверял своей тайны;

б) при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров, не знает дат;

в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и др.: не слышал крика, не чувствовал желания;

г) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не терять времени, не скрывает подозрений.

Винительный падеж употребляется обычно в следующих случаях:

а) для подчеркивания конкретности объекта: не прочитал книгу;

б) при одушевленных существительных, при собственных именах: не любит свою дочь Анну;

в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): эту книгу я не возьму;

г) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: не читал еще газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число);

д) при двойном отрицании: нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания – утверждение, а не отрицание);

е) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение;

ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу интересной;

з) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.

Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу.

Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при других словах: не часто слушаю музыку.

После глаголов с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполнить задание.

3. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков:

бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) – бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку);

жертвовать что (конкретные предметы: жертвовать деньги) - жертвовать чем (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать свободным временем);

завязать узел (на вещах) – завязать узлом (галстук);

знать что, говорить что, напомнить что, сообщить что (в полном объеме, по существу) – знать о чем, напомнить о чем, сообщить о чем (в общем виде, поверхностно);

лежать на постели (отдыхать) – лежать в постели (быть больным);

наблюдать что (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) – наблюдать за чем (иметь надзор: наблюдать за порядком);

удовлетворять что (исполнять чьи-либо задания, требования: удовлетворить просьбу) – удовлетворять чему (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь: работа удовлетворяет всем требованиям);

удостоить чего (признав достойным, наградить чем-нибудь: удостоить награды) – удостоить чем (сделать что-нибудь в знак внимания: удостоить ответом).

4. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого (что) чем значит «снабдить в необходимых размерах» (обеспечить школьников учебниками); обеспечить кому (чему) что значит «гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным» (обеспечить больному хороший уход, обеспечить гражданам право на референдум).

5. Разница между конструкциями выпить воду – выпить воды, купить книги – купить книг и др. заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть или количество его, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет.

6. Разница между конструкциями искать место – искать места, просить деньги – просить денег и др. заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный предмет (известное место, обусловленную сумму денег), а вторые имеют общее значение (какое-либо свободное место в аудитории, а также в переносном смысле – искать работы; неопределенное количество денег): требовать вознаграждения - требовать свою зарплату.

 

Конструкции со словами, близкими по значению

1. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но: тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может возникнуть из-за того, что оба глагола имеют значение «волноваться». Ошибка может быть порождена и общим корнем: уверенность в чем-либо – вера во что-либо.

ВОПЛОЩЕНИЕ во что-либо Воплощение в жизнь ПРЕТВОРЕНИЕ в чем-либо Претворение в практике
ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо Идентичный прежнему СХОДНЫЙ с чем-либо Сходный с прежним
ОБИДЕТЬСЯ на что-либо Обидеться на эти слова ОБИЖЕН чем-либо Обижен этими словами
ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо Обрадоваться возвращению ОБРАДОВАН чем-либо Обрадован возвращением
ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо Обращать внимание на каждого УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо Уделять внимание каждому
ОПИРАТЬСЯ на что-либо Опираться на помощь БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо Базироваться на результатах
ОСНОВЫВАТЬСЯ на чем-либо Основываться на эксперименте ОБОСНОВЫВАТЬ чем-либо Обосновывать экспериментами
ОТЗЫВ о чем-либо Отзыв о книге РЕЦЕНЗИЯ на что-либо Рецензия на книгу
ПОЛНЫЙ (исполненный, преисполненный) чего-либо Полный воды, исполненный ужаса НАПОЛНЕННЫЙ чем-либо Наполненный ароматами
ПОТЕРПЕТЬ ПОРАЖЕНИЕ от кого-либо Потерпеть поражение от чемпиона ПРОИГРАТЬ кому-либо Проиграть чемпиону
ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо Превосходство над старым ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо Преимущество перед старым
ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо Предостеречь от опасности ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо Предупредить об опасности
ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо Препятствовать развитию ТОРМОЗИТЬ что-либо Тормозить развитие
РАЗЛИЧАТЬ что и что Различать дело и безделье ОТЛИЧАТЬ что от чего Отличать плохое от хорошего
РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо Рассердиться на шутку РАССЕРЖЕН чем-либо Рассержен новостью
УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо Уверенность в успехе ВЕРА во что-либо Вера в успех
УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо Удивляться трудолюбию УДИВЛЕН чем-либо Удивлен трудолюбием
ЗАПЛАТИТЬ (уплатить) за что-либо Заплатить за проезд ОПЛАТИТЬ что-либо Оплатить проезд

 

2. Слово обязан в значении «должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-нибудь» обычно употребляется с двумя падежами: дательным, указывающим на адресат, и творительным, указывающим на объект признательности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам еще обязан.

3. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа: дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на –ение, -ание: Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Эти конструкции получили название «нанизывание падежей» и употребляются в официально-деловой речи. Исправить такие предложения можно, упростив их, в частности заменив отглагольное существительное какой-нибудь другой формой или оборотом: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций.

4. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта. Первый указывает на производителя действия (выступление докладчика), второй – на объект действия (чтение книги). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо Последовательное изложение ученика материала урока надо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока. В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений…; при втором: Чтение стихов Маяковского

5. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу и др. Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться спортом (любить что? увлекаться чем?).

Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.

Контрольные вопросы

1. Имеются ли стилистические ограничения в использовании простых (непроизводных) и производных предлогов? В чем их суть?

2. Какие оттенки значения имеют предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря?

3. Какие оттенки значения не позволяют заменять предлог вследствие предлогом ввиду?

4. В каких случаях употребляется предлог благодаря? В каких оборотах его употреблять нельзя?

5. С каким падежом имени употребляются предлоги благодаря, согласно и вопреки?

6. Употребляются ли предлоги в – на и их антонимы из – с в синонимическом значении? Приведите примеры.

7. В чем специфика употребления предлога в, употребляющегося с винительным падежом и с предложным падежом для выражения пространственных значений?

8. В чем состоит специфика употребления предлога на?

9. В чем состоит специфика употребления предлога из?

10. В чем состоит специфика употребления предлога с (со)?

11. Какие падежи имени употребляются после переходных глаголов с отрицанием? В каких случаях обычно употребляется родительный падеж? Назовите не менее четырех случаев.

12. В каких случаях обычно употребляется винительный падеж? Назовите не менее восьми случаев.

13. В каком падеже должно стоять дополнение после глаголов с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы?

14. Какие конструкции получили название «нанизывание падежей»? В каком стиле речи их употребление оправдано? Почему следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой? Как можно исправить такие предложения?

15. Каковы правила использования общего управляемого слова при двух или нескольких однородных членах, выраженных глаголами (любить и увлекаться)?

16. Можно ли сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта? Почему? Какой падежной формой заменяется при исправлении предложения родительный субъекта? Приведите примеры.

17. В чем заключается смысловая разница между конструкциями типа искать место – искать места, просить деньги – просить денег?

18. В чем состоят смысловые различия между конструкциями выпить воду – выпить воды, купить книги – купить книг?

 

Предложения с однородными членами

1. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно). Эта ошибка расценивается как «сопоставление несопоставимого».

2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни.

3. Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Так, нельзя сказать: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя внести замечания).

4. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц»).

5.Можно опускать одинаковые предлоги: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом. Но нельзя опускать разные предлоги: В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, переулках (перед последним словом нужен уже другой предлог).

6. В качестве однородных членов могут попарно соединяться слова, выражающие или близкие по значению, или контрастные понятия: Украсились весенними цветами скверы и бульвары, парки и сады; Горы и долины, леса и поля влекут к себе туристов. В этих случаях расположение однородных членов носит упорядоченный характер, таким образом, следует избегать случайных пар однородных членов.

7. Однородные члены могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола. Так, нельзя сказать: Я люблю футбол и плавать.

8. При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы (нельзя сказать: Я не только читаю газеты, но и журналы).

9. Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а также (вместо: не только – но и), как – а также (вместо: как – так) и др. Например, неправильно построено предложение: С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все отдельные участники спектакля.

10. Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом.

11. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. Так, нельзя сказать: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю.

12. Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.

Контрольные вопросы

1. Можно ли в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия? Как называется эта ошибка?

2. Слова с каким значением могут попарно соединяться в качестве однородных членов?

3. Допустимо ли опускать одинаковые предлоги в однородных рядах? Можно ли опускать разные предлоги?

4. Могут ли быть выражены однородные члены морфологически неодинаковыми словами? Какие части речи не сочетаются в качестве однородных членов?

5. Как должны располагаться однородные члены при двойных (сопоставительных) союзах, например, не только – но и…?

6. Имеют ли варианты сопоставительные союзы: не только – но и; как – так и др.?

7. Каковы правила употребления однородных членов при обобщающем слове?

8. Допустимо ли использовать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение? Почему?

 

Параллельные синтаксические конструкции

Некоторые синтаксические конструкции, близкие по смыслу, вступают в синонимические отношения. Это параллелизм между придаточным предложением и членами простого предложения, а именно: между определительным придаточным и причастным оборотом, между придаточными предложениями с различными обстоятельственными значениями и деепричастными оборотами. Между этими конструкциями имеется смысловое и стилистическое различие.

Смысловое различие выражается в том, что придаточные предложения обладают большей смысловой нагрузкой, нежели член простого предложения (обособленный оборот).

Стилистическое различие заключается в том, что придаточные предложения имеют межстилевой характер, а причастные и деепричастные конструкции употребляются чаще в книжной речи.

Причастные обороты

1. Нельзя допускать ошибки в употреблении формы времени причастия.

2. Причастия на –ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо сын, воспитывающийся отцом – сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что аффикс –ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо коровы, отправляющиеся на убой нужно …отправляемые на убой.

3. Ошибочные формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует (сделающий, вздумающий и т. п.).

4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют (выступление, вызвавшее бы возражения).

5. Не допускается неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом. Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).

6. Не допускается нагромождение причастий, создающее неблагозвучие.

7. Замена придаточного предложения причастным оборотом невозможна, если: а) в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то); б) сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени; в) союзное слово который стоит в косвенном (предложном) падеже; г) сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

8. При замене придаточного предложения причастным оборотом нужно соблюсти следующие требования:

– слово который опускается;

– глагол-сказуемое заменяется причастием соответствующего залога, времени и вида: Я вижу детей, которые играют на бульваре – Я вижу играющих на бульваре детей.

Контрольные вопросы

1. Какие грамматические значения глагола определяют возможность/невозможность образования причастий?

2. Почему следует избегать употребления причастия на –ся, например, сын, воспитывающийся отцом?

3. Почему от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени) нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?

4. Можно ли образовать причастие от глагола в сослагательном наклонении? Почему?

5. Какую позицию относительно определяемого существительного должен занимать причастный оборот?

6. Перечислите условия, которые не позволяют заменить придаточное предложение причастным оборотом. Назовите не менее четырех оснований.

Деепричастные обороты

Несомненное преимущество деепричастных оборотов, по сравнению с синонимичными им придаточными предложениями, – их краткость и динамичность. В то же время следует иметь в виду, что при использовании деепричастных оборотов вместо придаточных предложений теряются оттенки значений, присущие подчинительным союзам. Так, придаточные предложения: Когда он прочитал письмо – после того как он прочитал письмо – как только он прочитал письмо и т.д. – с различными временными оттенками заменяют одной синтаксической конструкцией – прочитав письмо.

В этих случаях восполнить потерю союза можно лексическими средствами, например: Прочитав письмо, он тотчас (сразу же, немедленно) начал собираться.

Учитывая, что деепричастия часто выступают в функции второстепенного сказуемого, можно говорить о параллелизме следующих конструкций:

– деепричастие – спрягаемая форма глагола: войдя в комнату, остановился – вошел в комнату и остановился;

– деепричастный оборот – придаточное предложение с обстоятельственным значением: видя опасность, все же шли вперед – хотя видели опасность, все же шли вперед;

– деепричастие – предложно-именное сочетание: надеясь на успех – в надежде на успех;

– деепричастный оборот – причастный оборот: пришел, хорошо подготовившись – пришел, хорошо подготовленный;

– деепричастный оборот – безличное предложение с инфинитивом: редактируя рукопись, нужно учитывать ее стилистические особенности.

1. Не допускаются ошибки в употреблении вида деепричастия.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. А.П. Чехов приводит пример такого абсурдного высказывания: Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: Подходя к лесу, мне стало холодно. Если в безличных предложениях нет инфинитива, употребление деепричастия невозможно. Так, предложение: Мне стало грустно, когда я прочитал его письмо – не может иметь синонимической конструкции с деепричастием.

4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары.

5. Не допускается нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.

6. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна, если: а) главное предложение – безличное, в котором нет инфинитива; б) в главном и в придаточном предложении разные подлежащие; в) деепричастие указывает на образ действия.

7. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободно, но зависит от его синтаксической функции и значения.

8. При образовании синонимических конструкций с деепричастиями, следует помнить, что некоторые глаголы не образуют деепричастия несовершенного вида с суффиксом –а(я)–: писать, бежать, беречь, бить, мазать, вязать, мочь, жать, петь, пить, тянуть, рвать и др.

Контрольные вопросы

1. При помощи каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида? Какие суффиксы используются для образования деепричастий совершенного вида?

2. Может ли быть употреблен в предложении деепричастный оборот, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам?

3. Может ли деепричастный оборот употребляться в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее? Почему?

4. Употребляются ли деепричастные обороты в предложениях, выраженных страдательной конструкцией? Почему?

5. В каких случаях замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна? Почему?

 

Сложное предложение

1. Ошибочна постановка рядом двух однозначных союзов (при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто или будто бы).

2. Неуместно повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения: Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему.

3. Не допускается неправильный порядок слов: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе. На этой почве может возникнуть неясность: Беседа с представительницей делегации, которая недавно приехала в Москву (кто приехал – представительница или делегация?).

4. Не допускается смешение прямой речи с косвенной.

5. Не допускается повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений (то же при одинаковых союзных словах).

6. Не должны выступать как однородные синтаксические элементы – член предложения и придаточное предложение.

Контрольные вопросы

1. Какой союз требуется в сложноподчиненном предложении при утверждении? Каким союзом можно ограничиться при предположении?

2. Сформулируйте правило употребления частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения.

3. Каким должен быть порядок слов в предложениях с союзным словом который?

4. Какими способами передается чужая речь? Можно ли для передачи чужой речи смешивать конструкции с прямой и косвенной речью?

5. Допускается ли повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений?

6. Можно ли в качестве однородных синтаксических элементов использовать члены предложения и придаточное предложение? Почему?