Упражнения

Задание 1. К какому роду относятся данные слова? Подберите к ним прилагательные, правильно согласуя их в роде.

Толь, рояль, бандероль, атташе, шоссе, какаду, шимпанзе, эскимо, кольраби, пони, регби, табу, пенальти, маэстро, алое, эскимо, бра, эсперанто, купе, бюллетень, мозоль ,алиби, атташе, жюри, протеже, портье, день рождения.

Задание 2. Выберите правильный вариант.

Правый бакенбард - правая бакенбарда, болезненный заусенец - болезненная заусеница, стальной рельс - стальная рельса, новый туфель - новая туфля, вкусное повидло - вкусная повидла, мамин тапок - мамина тапка, желтковый шампунь - желтковая шампунь, левый манжет - левая манжета, дорогой плацкарт - дорогая плацкарта, старый банкнот - старая банкнота.

Задание 3.Как определяется род сложносокращённых слов? Выберите из скобок нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1) ЛДПР (выступил - выступила); 2) СНГ (направил - направило); 3) НИИ (рекомендовал - рекомендовало); 4) (наше - наша) ПВО; 5) (обновленный - обновленная) МКАД; 6) ООН (объявил - объявила - объявило); 7) роно (предложил - предложило); 8) вуз (подготовил - подготовило); 9) больному (назначен - назначена - назначено) УЗИ; 10) РАН (издал - издала); 11) НАТО (выступил - выступило).

Задание 4.Вставьте окончания, правильно согласуя прилагательное с существительным, выберите из скобок нужную форму сказуемого.

1. С приветственным словом (выступил - выступила) заслуженн... учитель Р.Т. Брусничкина. 2. Н.П. Николаева - опытн... детск... врач. 3. (О женщине) Редактор газеты (сообщил - сообщила) о результатах проверки. 4. У нас на связи (был - была) наш... корреспондент Елена Погорельцева. 5. Корректор С. Иванова (нашёл - нашла) в рукописи много пунктуационных ошибок. 6. С отчётом (выступил - выступила) колхозн... агроном А.В. Семёнова. 7. (О женщине) Инспектор роно (написал - написала) докладную записку о работе школ района.

Задание 5.Исправьте ошибки в употреблении собственныхимен существительных.

1. Нас познакомили со студентом Сашей Кох. 2. На вечере звучали произведения украинского композитора Григория Сковорода. 3. Сборная, возглавляемая Зеленовым и Соломкой, победила в соревнованиях. 4. Зрителям понравился лирический стиль сестры и брата Кауфманов. 5. В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах. 6. Оперетта И. Кальман «Цыганский барон» будет показана в октябре. 7. Роман Шарля де Костер переведен на многие языки.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Отметьте слова, имеющие варианты этой формы.

Бухгалтер, вексель, год, директор, инспектор, инженер, катер, китель, корпус, купол, отпуск, ордер, офицер, паспорт, порт, профессор, пропуск, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, трактор, шофер, якорь, ястреб.

Задание 7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

1) Англичане, буряты, грузины, калмыки, лезгины, туркмены, цыгане, якуты;

2) гусары, драгуны, партизаны, солдаты, уланы;

3) валенки, гольфы, носки, чулки, сапоги, туфли, погоны;

4) гектары, граммы, килограммы, микроны, рентгены;

5) абрикосы, апельсины, мандарины, баклажаны, помидоры, томаты, яблоки;

6) блюдца, вафли, заморозки, кочерги, оглобли, полотенца, простыни, рельсы, свечи, цапли, ясли.

Задание 8.Образуйте форму творительного падежа следующих имён собственных:

Демин, Калинин, Дарвин, город Кашин, село Бородино, Чаплин, Птицын, деревня Малинино, село Верховое.

Задание 9.Укажите случаи неправильного употребления полных или кратких форм прилагательных. Исправьте предложения.

1. Учитель был добрый к ученикам. 2. Темпы вывозки зерна на элеваторы сейчас явно замедленные. 3. Успех наших спортсменов был неожидан для многих. 4. Выступление главного агронома было немногословно, одно из самых продуманных. 5. Чем был характерным этот год для нашей промышленности? 6. Аня добра и очень внимательная к людям.

Задание 10. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Окончательный результат (тождествен, тождественен) предварительным расчетам. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Строй бойцов молчаливо (торжествен, торжественен). 4. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой, поистине (величествен, величественен). 5. Каждый гражданин (ответствен, ответственен) за соблюдение правил общежития.

Задание 11. Выделите прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и составную формы сравнительной степени.

Большой, бойкий, добренький, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

Задание 12.От данных прилагательных образуйте простую и составную формы превосходной степени сравнения, если это возможно.

Крупный, тонкий, гибкий, сухой, высокий, отличный, злой, драматический, искусный, ломкий, деловой, плавкий, хороший, плохой, горький.

Задание 13. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте предложения.

1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня еще красивше. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 4. Разработка морских нефтяных месторождений становится всё более интенсивнее. 5. Самых наивысших достижений в олимпиаде добились наши гимнасты. 6. Чем менее закалён организм ребёнка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 7. Работа следственных органов подверглась наиболее интенсивнейшей критике. 8. Ракетная техника дает самые безграничные возможности в изучении космического пространства. 9. У нас есть возможность послушать самые уникальные записи. 10. Мой брат намного молодее меня.

Задание 14.Отметьте прилагательные, которые характеризуются отсутствием полной формы:

Рад, должен, свободен, люб, тесен, короток, прав, горазд, виден.

Задание 15.Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. (Гаршин). 2. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферсман). 3. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перельман). 4. Мы совсем разучились склонять числительные... Редкий оратор рискнёт произнести даже трёхзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: "Двести восемьдесят трём человекам..." (газ

Задание 16. Раскройте скобки, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Библиотека ежемесячно пополняется 300 - 400 (книга). 2. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 3. К 15 (май)в хозяйстве вспахано более 1750 (гектары). 4. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом. 5. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 6. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 7. Для школьных мастерских куплено (тиски - 22, клещи - 33, кусачки - 44). 8. Сдано в ремонт (часы - 24).

Задание 17. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употребить собирательные числительные. Запишите их с количественным числительным три.

Фамилия,очки, каникулы, студент, студентка, маршал, солдат, мы (нас), профессор, ворота, сирота, город, девушка, знакомый, деревня, волк, козлёнок, медвежонок.

Задание 18. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек). 2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 3. Медалей удостоены (три, трое; российский спортсмен). 4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 5. (Обоим, обеим) нашим спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница). 7. Результат охоты - (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица). 8. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл.

Задание 19. Раскройте скобки, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда. 3. Было уничтожено до (полтора) (рота) противника. 4. Держите сосуд (оба - обе) (рука). 5. На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка.

Задание 20. Укажите ошибки в употреблении возвратных и притяжательных

1. Рабочие завода попросили журналиста рассказать в газете о своих проблемах. 2. Декан отдал распоряжение секретарю не допускать к себе посетителей раньше 10 часов. 3. В своём отчёте главный технолог говорил о недостатках производства. 4. Директор завода заявил мастеру, что это не входит в его обязанности. 5. Мать велела дочери налить себе воды. 6. Студенты-заочники вернулись к себе и приедут лишь на весеннюю сессию. 7. Отец попросил сына вынести свои лыжи из комнаты. 8. Директора завода мы застали в своём кабинете. 9. Докладчик заявил оппоненту, что в его основных положениях нет ничего нового. 10. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе! 12. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

Задание 21.Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате неправильного употребления местоимений.

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбёжки. 2. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: её не видно. 3. Сейчас доярки получают по 15 кг молока от каждой коровы, они убеждены, что их возможности не исчерпаны. 4. На нехватку строительных материалов любят ссылаться прорабы. Правда, некоторые из них дефицитны, но при желании и настойчивости их всё-таки можно найти. 5. Когда Ноздрёв насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел. 6. Ни о какой-либо помощи не приходится и думать. 7. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 8. Создаётся впечатление таково, что страхи этих политиков сегодня используются в определённых целях. 9. Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из них покончить.

Задание 22.Укажите ошибки в употреблении возвратных глаголов. Исправьте предложения.

1. Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 4. От пыли и грязи автомат защищается кожухом. 5. Устройство прикрепляется двумя болтами. 6.Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий.

Задание 23.Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий: обратите внимание на их залоговое значение (употребление действительного причастия вместо страдательного и наоборот), использование форм времени и вида и т.д.

1. Туристы, приедущие отдыхать на этот живописный курорт, будут довольны прекрасным обслуживанием. 2. Из-за проливного дождя участники этих могших бы быть интересными соревнований разошлись по домам. 3. Лицам, приобрёвшим путёвки и не выехавшим в срок, путёвки продлеваться не будут. 4. Горький - писатель, с детства проникнувшийся сочувствием к своему народу. 5. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из критиков проекта не предложил. 6. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежайших посёлков. 7. Раскрылись набухавшие на деревьях почки. 8. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу. 9. Мы видим её мужа постоянно нянчающим детей, хлопочущим по дому. 10. Не оставляйте топящие печи без присмотра.

Задание 24. Укажите и исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий.

1. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 2. Такие знатоки нередко высказывают «своё собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 3. Прождя напрасно два часа, мы вернулись в контору. 4. Лидировав на протяжении всего сезона, команда всё же уступила первенство. 5. При неосторожном обращении с огнём, находясь в нетрезвом состоянии, произошёл пожар. 6. Пиша фельетоны, он строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 7. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов полуострова Мореи, первая эскадра адмирала Спиридонова овладела городами Мизитра и Аркадия.

Задание 25. Укажите случаи неправильного употребления предлогов. Запишите предложения, ставя слова из скобок в нужном падеже.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Он поступил вопреки (желание) близких. 3. О выполненной работе необходимо отчитаткое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Он поступил вопреки (желание) близких. 3. О выполненной работе необходимо отчитаться по (возвращение) из командировки. 4. Благодаря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Согласно (приказ) ректора неуспевающие студенты отчислены. 6. Некоторые люди готовы действовать наперекор (мнение) большинства. 7. Несчастье предотвращено благодаря (мужество и самообладание) пожарных. 8. Этот вопрос необходимо решить по (приезд) из экспедиции.

Задание 26.Укажите случаи неправильного употребления союзов. Исправьте предложения.

1.В лицее мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам. 2. Колхоз производит гибридные семена не только для своих нужд, но и обеспечивает ими плантации соседних хозяйств. 3. Благодаря того что погода была хорошая, мы успели убрать урожай. 4. Известно благоприятное действие этого лекарства при лечении гриппа, а также как профилактического средства. 5. Поскольку провод и трубы должны быть уложены до начала штукатурных работ, поэтому отсутствие этих материалов задерживает строительство. 6. Благодаря тому что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

Рекомендуемая литература

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.,1997.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1998.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - 4-е изд. - М., 2000.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М., 1989.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

7. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М.,1996.