Местоимение

Трудности формообразования

1. В современном литературном языке в личных местоимениях 3 лица (он, она, они) появляется начальный н-, если местоимение стоит после любого простого (первообразного) предлога (без, в, для, до, за,из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, напротив, мимо, около, после и др.,употребляющихся с родительным падежом), например: для неё, к нему, вокруг них, после неё, впереди него. Исключение составляют предлоги внутри и вне, при которых местоимение употребляется без начального н-.

Однако есть случаи, когда н- не добавляется к местоимению:

а) если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; а также: благодаря ему;

б) если местоимение находится после предложно-падежных сочетаний, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, со стороны его, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, по причине её; а также: наподобие его, насчёт их;

в) если местоимение стоит после форм сравнительной степени прилагательных или наречий: старше его, быстрее её, лучше их;

Возникают определенные трудности при употреблении местоимений он, она, они в сочетании с предлогом и определительным местоимением весь (у всех их/них, ко всем им/ним), а также при отделении предлога от местоимения (между вами и ими - между вами и ними). В этих случаях допустимы обе формы, но предпочтительна форма местоимений с начальным н-.

2. Речевой ошибкой является прибавление падежного окончания имени прилагательного к притяжательным местоимениям его, её, их. Необходимо говорить: его сумка, её тетрадь, их решение (не евоный, еёный, ейный, ихний).

3. Нужно обратить внимание на употребление глаголов тосковать, скучать, грустить, стрелять и др. с личными местоимениями. Правило: 1) если данные глаголы сочетаются с местоимениями 1-2 лица мн. числа, то используются предлоги о или по, а местоимения употребляются в форме предложного падежа (о/по ком-чём): скучаю о/по вас, тоскуют о/по нас (не по нам, вам), стреляют по нас (не по нам); 2) если же глаголы сочетаются с существительными или с личными местоимениями 3 лица (ед. и мн. числа), то используется предлог по с дательным падежом (по кому-чему): грустить по дому, по брату, по детям; скучать по нему, грустить по ним.

Трудности употребления

1. При употреблении местоимений он, она, оно, они может возникнуть неясность, двоякое понимание смысла сказанного в тех случаях, когда местоимение соотнесено с разными предшествующими ему существительными. Например: Сестра поступила в артистическую труппу; она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает - сестра или труппа?).

2. Местоимения себя и свой могут одновременно относиться ко всем трём лицам, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных, с которыми потенциально может соотноситься местоимение себя или свой, нередко возникает неясность, например: Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире (в квартире сотрудников или в квартире подозреваемого?); Профессор попросил студента отнести книги к себе (к студенту или к профессору?). В подобных ситуациях надо помнить, что нельзя употреблять местоимения себя и свой, если речь идёт о двух равноправных участниках действия, события. В таких конструкциях местоимения себя и свой следует заменять личными (и притяжательными) местоимениями (ему, ей, мой, твой, его, её), например: Я застал помощника усебя в кабинете (у меня или у него?). Можно исправить так: а) Я застал помощника в моём кабинете или б) Я застал помощника в его кабинете.

3. После собирательных существительных типа молодёжь, студенчество, народ и др. нежелательно употребление личного местоимения 3 лица (он, она, оно, они): Крестьянство собралось на свой съезд, там оно решало насущные проблемы; В марше участвовало множество народа, они требовали прекращения войны. В таких случаях предпочтительнее использовать не собирательные, а конкретные существительные (крестьяне, люди), например: ...участвовало множество людей, они требовали...

4. Вопросительные местоимения кто? что? и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе: кто голосовал против? ...никто не возражал...

В конструкциях типа те, кто... и все, кто... также предпочтительнее употреблять глагол в единственном числе: Те, кто вошёл, оплатите проезд; Все, кто пришёл на праздник, остались довольны.

5. Стилистическое значение имеет употребление (или, наоборот, пропуск) личного местоимения при некоторых формах глаголов в текстах официально-делового стиля. Обороты типа предлагаю явиться, прошу уточнить, требую привлечь выражают категоричное требование; введение в них личного местоимения смягчает требование: Предлагаю Вам явиться...; Прошу Вас уточнить...

 

Контрольные вопросы

1.Категориально-грамматические признаки каких частей речи свойственны местоимениям?

2.В каких случаях к местоименным формам следует прибавить начальный н-?

3.В чем заключается особенность словоизменения возвратного местоимения себя?

4.В какой форме следует поставить глагол при местоимениях кто и что?

 

Глагол

Трудности формообразования и употребления некоторых глаголов

1. Параллельные формы прошедшего времени мужского рода некоторых глаголов различаются степенью употребительности: воздвиг - воздвигнул, достиг - достигнул, иссяк - иссякнул, прибег - прибегнул, гас - гаснул, сох - сохнул, мок - мокнул и др. В современном литературном языке более употребительны формы без суффикса -ну-: воздвиг, достиг, иссяк, прибег, гас, сох, мок (формы с -ну- постепенно выходят из употребления, имеют книжный, частично устарелый характер). В формах женского и среднего рода, а также множественного числа правильны только формы без суффикса -ну-: достигла, достигло, достигли; параллельные им формы с -ну- (достигнула, достигнуло, достигнули) являются нелитературными.

2. Различаются стилистической окраской глаголы ослабеть и ослабнуть. Формы глагола ослабеть свойственны книжно-письменным стилям: В последнее время несколько ослабела связь между предприятиями отрасли. Формы глагола ослабнуть присущи разговорной речи.

3. Различаются стилистической окраской параллельные формы глаголов видеть - видать, лазить - лазать, брезгать - брезговать, мерить - мерять, мучить - мучать, слышать - слыхать, поднимать - подымать (а также производные от них глаголы с приставками: измерить - измерять, измучить - измучать и др.). Первые варианты в парах: глаголы видеть, лазить, брезгать, мерить, мучить, слышать, поднимать - нейтральны по стилю; формы видать, лазать, брезговать, мерять, мучать, слыхать, подымать - разговорные.

Обратите внимание на спряжение глаголов мерить, мучить, лазить глодать, ездить:

мерить мучить лазить глодать ездить
мерю и меряю меришь и меряешь мерит и меряет мерим и меряем мерите и меряете мерят и меряют мучу и мучаю мучишь и мучаешь мучит и мучает мучим и мучаем мучите и мучаете мучат и мучают лажу лазишь лазит лазим лазите лазят гложу гложешь гложет гложем гложете гложут езжу ездишь ездит ездим ездите ездят
мерящий и меряющий мучащий и мучающий лазящий гложущий и глодающий ездящий
меря и меряя муча и мучая лазя - ездя

4. Некоторые глаголы, так называемые изобилующие, образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать - полоскает и полощет (с чередованием согласных), плескать - плескает и плещет, кудахтать - кудахтает и кудахчет, а также глаголы колыхать, махать, мурлыкать, рыскать, метаться и др. Первые формы: полоскает, плескает, кудахтает, колыхает, махает, мурлыкает, рыскает, метается и др. - свойственны разговорному стилю и просторечию. Вторые формы: полощет, плещет, кудахчет, колышет, машет, мурлычет, рыщет, мечется и др. - присущи общелитературному языку.

return false">ссылка скрыта

При спряжении глаголов колыхать, махать, мурлыкать предпочтительнее употреблять следующие формы:

колыхать махать мурлыкать
колышу колышешь колышет колышем колышете колышут машу машешь машет машем машете машут мурлычу мурлычешь мурлычет мурлычем мурлычете мурлычут
колышущий машущий мурлычущий
колыша маша мурлыча

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (правильно: кличет), мяучит (литературная форма - мяукает).

Просторечными же являются формы сыпет, щипет (вместо сыплет, щиплет - от сыпать, щипать). Следует отметить, что во всех формах от глаголов сыпать, трепать, щипатьприбавляется согласный :

сыпать трепать щипать
сыплю сыплешь сыплет сыплем сыплете сыплют треплю треплешь треплет треплем треплете треплют щиплю щиплешь щиплет щиплем щиплете щиплют
сыплющий треплющий щиплющий
сыпля трепля щипля

5. Параллельные формы некоторых изобилующих глаголов могут различаться смысловыми оттенками. Например, глагол двигает обычно употребляется в значении «перемещает, переставляет, шевелит» и выражает разнонаправленное движение: двигает мебель, двигает плечами, руками. Его вариантная форма движет наряду с этим же значением (паровоз движет вагоны, пружина движет механизм часов) имеет более отвлеченное, переносное значение - «заставлять действовать, побуждать, руководить»: им движет сострадание, чувство долга. Смешение этих форм нежелательно. Подобные расхождения в оттенках значений можно наблюдать у глаголов брызгает - брызжет1, капает - каплет2, метает - мечет3 и др.

6. Затруднения в речи часто вызывает спряжение глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь.Необходимо помнить, что эти глаголы изменяются по I cпряжению и перед их личным окончанием нужно прибавлять -е-:

выздороветь опостылеть опротиветь
выздоровею опостылею опротивею
выздоровеешь опостылеешь опротивеешь
выздоровеет опостылеет опротивеет
выздоровеем опостылеем опротивеем
выздоровеете опостылеете опротивеете
выздоровеют опостылеют опротивеют

Формы данных глаголов, образованные по типу II спряжения (выздоровлю, -ишь, -ит, -ят и т. д.), имеют устарелый или разговорный характер.

По этому же принципу изменяются непереходные глаголы с приставками обез-/ обес- и некоторые другие:

обезводеть - обезводеешь, обезводеет и т.п.;

обезволеть - обезволеешь, обезволеет и т.п.;

обезголосеть - обезголосеешь, обезголосеет и т.п.;

обеспамятеть - обеспамятеешь, обеспамятеет и т.п.;

ополоуметь - ополоумеешь, ополоумеет и т.п.;

плесневеть - плесневеешь, плесневеет и т.п.

7. В русском языке существует ряд так называемых нкедостаточных глаголов, которые не имеют форм 1 лица. К их числу относятся глаголы: победить, убедить, убедиться, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, басить, затмить, победить, шкодить, тузить, пылесосить, галдеть, преградить и др. Например, нельзя сказать: я победю, убедю, очутюсь (или очучусь), пылесосю (или пылесошу) и т. д. держу от держать) и др.

Следует, однако, заметить, что современные словари уже фиксируют форму пылесошу, но во всех случаях указывают на её несвободное употребление, рекомендуют избегать её в речи.

Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме (1 лицо), используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, чищу ковёр пылесосом и т. д.

8. Обратите внимание на трудности образования формы 1 лица единственного числа следующих глаголов:

взвесить - я взвешу (не взвесю) клеймить - я клеймлю
возбудить - я возбужу лебезить - я лебежу
выпрячь - я выпрягу (не выпряжу) метаться - я мечусь
вытереть - я вытру (не вытеру) обезопасить - я обезопашу
громоздить - я громозжу обокрасть - я обкраду (не обокраду)
избороздить - я изборозжу ощутить - я ощущу
испить - я изопью (не испью) рукоплескать - я рукоплещу
окаймить - я окаймлю форсить - я форшу
опоясать - я опояшу ютиться - я ючусь

Глаголы « класть» и «положить»

Достаточно много трудностей вызывает пара глаголов «класть»и «положить».Надо иметь в виду, что первый глагол в этой паре - класть- употребляется только без приставки, а второй (с корнем -лож-) - только с приставками (возложить, выложить, доложить, заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, предложить, предположить, приложить, разложить, расположить, сложить, уложить).

Особенности образования форм повелительного наклонения

В образовании форм повелительного наклонения некоторых глаголов есть особенности:

1. Глаголы доить, кроить, поить, утаить и некоторые другие (а также их приставочные образования) имеют в форме повелительного наклонения суффикс -и: дои (подои, подоите), пои (напои, напоите). Их формы на -й (напой, подой) - просторечные.

2. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклонения: высунь - высуни, выставь - выстави, выправь - выправи, высыпь - высыпи (устар. высыпли, высыплите). Предпочтительно употребление первых вариантов в каждой паре (на ), вторые варианты (на ) имеют устарелый или книжный характер.

3. Глаголы портить, почистить, корчить, морщить в форме единственного числа повелительного наклонения образуют параллельные формы: почисть - почисти, не порть - не порти, не корчь - не корчи, не морщь - не морщи. Чаще используется первая форма (на ). Однако формы множественного числа образуются только с помощью суффикса -и(те): не портите, почистите, не корчите, не морщите.

4. Без суффикса образуются формы повелительного наклонения единственного и множественного числа глаголов уведомить (уведомь, уведомьте), лакомиться (лакомься, лакомьтесь), закупорить (закупорь, закупорьте), откупорить (откупорь, откупорьте). Однако формы взглянь, выдь, не крадь, положь являются просторечными.

Просторечный же характер имеют формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними), езжай, ехай (вместо поезжай).

Обратите внимание:

глядеть - гляди, глядите;

ехать - только: поезжай, поезжайте (неправильно: едь, езжай, ехай, ехайте);

лазить - лазь, лазьте;

лезть - полезай и лезь, полезайте и лезьте;

лечь - ляг, лягте (не ляжь, ляжьте);

трогать - трогай, трогайте;

вытереть - вытри (не вытери).

 

Варианты видовых форм

1. Глаголам совершенного вида типа заготовить, накопить, ознакомить, подбодрить, узаконить могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять - заготавливать, накоплять - накапливать, ознакомлять - ознакамливать, подбодрять - подбадривать, узаконять - узаконивать. Формы с суффиксом -ива-/-ыва- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. Формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные: накоплять, подбодрять, узаконять и др. или же устарелые: присвоять, усвоять и др.

2. Глаголы заведовать, исповедовать, проповедовать образуются с помощью суффикса -ова. Формы этих глаголов с суффиксом -ыва- (заведываю, исповедываю) являются устарелыми.

3. Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ыва- от двувидовых глаголов (т. е. имеющих значение как совершенного, так и несовершенного вида) типа адресовать, использовать (формы адресовывать, использовывать - просторечные). Встречающиеся в языке военных формы атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионально-жаргонными.

4. Двувидовые глаголы могут иметь параллельные формы со сложными суффиксами -изова(ть) и -изирова(ть): колонизовать - колонизировать, популяризовать - популяризировать и др. Формы с суффиксом -изирова- более свойственны книжно-письменной речи.

5. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ыва- в одних случаях происходит чередование гласных о/а в корне, в других - корневой гласный о сохраняется.

Обратите внимание на корневую гласную в глаголах несовершенного вида в следующих видовых парах:

с корневой гласной -а- с корневой гласной -о-
сов. вид несов. вид сов. вид несов. вид
задобрить задабривать (устар. задобривать) наморщить наморщивать
заподозрить заподазривать (устар. заподозривать) пришпорить пришпоривать
затормозить затормаживать обезболить обезболивать
облагородить облагораживать опорочить опорочивать (устар. опорачивать)
опорожнить опоражнивать опозорить опозоривать
освоить осваивать приурочить приурочивать (! неправ. приурачивать)
оспорить оспаривать (устар. оспоривать) подытожить подытоживать
прострочить прострачивать просрочить просрочивать (! неправ. просрачивать)
сдобрить сдабривать переспорить переспоривать
удвоить удваивать узаконить узаконивать
удостоить удостаивать (устар. удостоивать) уполномочить уполномочивать (! неправ. уполномачивать)
усвоить усваивать упрочить упрочивать
условиться уславливаться (арх. условливаться)    

Запомните глаголы, имеющие равноправные варианты:

● обусловить - обусловливать и обуславливать,

● сосредоточить - сосредоточивать и сосредотачивать,

● унавозить - унавоживать и унаваживать.

При наличии подобных вариантов формы с а более свойственны разговорному употреблению, формы с о- книжно-письменным стилям (деловому, научному).

 

Употребление возвратных глаголов

1. Вариантные формы глаголов типа белеть - белеться, синеть - синеться, плескать - плескаться, грозить - грозиться, играть - играться, стучать - стучаться различаются стилистической окраской: невозвратные глаголы (без суффикса -ся) нейтральны по стилю, возвратные глаголы являются просторечными (ненормативными), ср.: дети играли во дворе - дети игрались во дворе.

2. При использовании глаголов на -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений: страдательного и возвратного, - чтть, заменяя причастный оборот определительной придаточной частью сложноподчиненного предложения (с союзным словом который), а неправильно образованные причастия - глаголами: Лицам, которые пожелают приобрести путевки, следует....

2. Надо помнить, что у причастий нет форм условного наклонения, поэтому сочетания типа «купивший бы, написавший бы», образованные прибавлением частицы «бы» к действительному причастию прошедшего времени, являются неправильными.

3. Разговорную окраску имеют причастия забрёвший, приобрёвший, приплёвший, зацвёвший и др.; в книжно-письменных стилях следует употреблять их параллельные формы: забредший, приобретший, приплетший, зацветший. Запомните также: обезопасенный (норма) - обезопашенный (устар.), обгрызенный (норма) - обгрызанный (разг.), спелёнатый (норма) - спелёнанный, спелёнутый (разг.).

4. При использовании причастий на -ся надо учитывать, как и в глаголах, возможность совпадения у них двух значений - страдательного и возвратного, что может породить двузначность или комический эффект. Так, курьёзно звучит сочетание «коровы, отправляющиеся на убой» (вместо: коровы, отправляемые на убой).

5. Следует различать причастия:

облачённый (облачённый в богатые одежды) облечённый (облечённый властью, доверием) обличённый (обличённый преступник)

 

Деепричастие

1. Деепричастие, как и глагол, имеет значение вида (совершенного и несовершенного). От глаголов несовершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а (-я), от глаголов совершенного вида - с помощью суффикса . Неправильны деепричастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -в, типа лидировав, проектировав.

2. Не соответствуют современной литературной норме некоторые деепричастия, использовавшиеся в прошлом: бежа (от бежать), бережа (от беречь), жгя (от жечь), ждя (от ждать), пиша, пляша, чеша и др.

3. В некоторых случаях вариантные формы деепричастий различаются стилистической окраской. Например, деепричастия решив, сказав, услышав нейтральны по стилю, а формы решивши, сказавши, услышавши - разговорные, иногда имеют устарелый характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Стилистически окрашенными под народную или старинную речь являются деепричастные формы на -учи (-ючи): глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п.

Контрольные вопросы

1.Какая форма в паре типа прибег-прибегнул является более употребительной в современном русском языке?

2.Какие глаголы не имеют форм 1 лица единственного числа?

3.Какие глаголы называются изобилующими?

4.По какому типу спряжения изменяются глаголы с приставкой обез?

5.Какие глаголы в повелительном наклонении в единственном числе не имеют суффикса –и?

6. Как образуются формы повелительного наклонения у глаголов ехать, лазить, вытереть?

7.Какому спряжению соответствует глагол выздороветь?

8.Какой формы времени нет у причастия?

9.Форма какого наклонения отсутствует у причастия?

10.С какими частями речи по своим признакам соотносимо причастие?

11. Какие суффиксы образуют формы деепричастия совершенного вида?

12.Какую стилистическую функцию несут на себе деепричастные формы на –учи?