Упражнения

Задание 1.Прочтите статью Р. В. Зелёной «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных для современной разговорной речи особенностях говорит известная актриса? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в речи современников.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почеркнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т. д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета». Объявля­ют: Обедненный (объединенный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимография (кинематография) и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

...Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо «вообще» говорить ваще и вместо «специальность» — спецальность? Идут в тятр, пошел кацу (к отцу), зашел в касу, выграл первые мачи (матчи). Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на арадром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [о] переходят почти всегда в редуцированные [а], но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдет об ударении... Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: дала, взяла, вы не правы, теперь прибавилось поняла, заняла и т. д.

...Как говорить: зеркало или зэркало! Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка, красивее, а теперь прибавилось танцэвать. До сих пор произносили просто: после [ц] в этом слове редуцированное [а]. А теперь слышим: «Он ушел на танцэвальную площадку танцэвать под танцэ-вальную музыку».

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом — дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты и торты.

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

Задание 2.Какая литературная норма в произношении безударных гласных отражается в приведенных словах?

1) мороз, окно, дорогой, золото, копоть;

2) медведь, лепесток, веду, летят, печальный.

Задание 3. М.В. Ломоносов писал: «Великая Москва в языке столь нежна, чтоА произносить за О велит она». Какое языковое явление имел в виду великий учёный? Отмечается ли оно в наше время?

Задание 4.Прочитайте слова, соблюдая норму произношения буквы я в безударных слогах. Какое фонетическое явление здесь отмечено?

1) пятно, рядовой, мясник, рябина, пятёрка, вязать, протяни, взялись;

2) ямщик, янтарь, яичница, Япония, Ярославль, январский, появился, уязвить.

Задание 5.Прочитайте слова, соблюдая норму произношения безударных гласных е/а после шипящих и ц.

1) часы, частица, чаёк, щавель, пощадить;

2) человек, четырёх, счетовод, щека, щебетать, щекотать;

3) жетон, жестокий, жевать, шестой, шершавый, лицевой, целебный, целовать.

Задание 6.Как произносятся сочетания ша/жа в приведённых словах? В каких словах сохранилась «старшая» произносительная норма?

Шалун, жакет, шагать, шаги, жасмин, лошадиный, жара, жаровня, жалеть, ржаной, шары, шампанское, к сожалению.

Задание 7.Известный фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы XX в. он со слуха воспринял фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее же оказалось, что она Жаркова. Почему это могло произойти?

Задание 8.Какой звук: [е] или [о] (ё) - нужно произносить под ударением в приведённых словах? Проверьте по орфоэпическому словарю, какой из вариантов является нормативным и как квалифицируется другой вариант.

Афера - афёра, желчь - жёлчь, белесый - белёсый, блекнуть - блёкнуть, гренадер - гренадёр, маневры - манёвры, недоуменный - недоумённый, никчемный - никчёмный, новорожденный - новорождённый, одноименный - одноимённый, опека - опёка, оседлый - осёдлый, трёхвёдерный - трёхведёрный.

Задание 9.Заполните таблицу, распределив слова по группам в соответствии с нормой произношения е/ё под ударением.

Безнадежный, береста, бытие (философский термин), валежник, включенный, желоб, желчный, жердочка, забытье, завороженный, заем, иноплеменный, киоскер, многоженец, многоженство, можжевеловый, незаконнорожденный, оброненный, острие, осужденный, платежеспособный, повлекший, повременный, пренебрегший, свекла, холеный, щелка, щелкать.

только Е только Ё Равноправные варианты Е=Ё

Задание 10.Как произносится буква г в следующих словах? Какое произношение г является нелитературным?

1) гул, гарантия, город, огонь, тогда, когда, сугроб, согну, благодарить;

2) снег, враг, флаг, налог, утюг;

3) бог, слава богу, господи;

4) ага, ого, о-го-го, эге, гоп, гоп-ля;

5) бухгалтер;

6) весёлого, первого, сегодня.

Задание 11.О каком произношении -ся/-сь свидетельствуют рифмы приводимых поэтических фрагментов? Какая норма произношения считается современной?

1. Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось. (С. Есенин) 2. Так вот она - настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая, Какая беда стряслась! (О. Мандельштам)

Задание 12.Проверьте по словарю, как произносится сочетание чн в данных словах. Распределите слова по группам, укажите имеющиеся варианты (равноправные, допустимые, устаревшие, архаичные и др.).

Булавочный, булочная, взяточник, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, девичник, конечно, копеечный, коричневый, лавочник, нарочно, очечник, подсвечник, полуночник, порядочный, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, шуточный, яичница.

Произносится [ч’н] Произносится [шн]

Задание 13.Проверьте по словарю, как произносится согласный перед буквой Е в данных заимствованных словах. Заполните таблицу, разделив слова на три груп­пы. Укажите, если есть, допустимые варианты.

return false">ссылка скрыта

Агрессия, артезианский, артерия, бактерии, бандероль, бассейн, бижутерия, бизнес, брюнет, бутерброд, гейзер,девальвация,деградация,деноминация,декада,декан,депо,депрессия,дефис, диспансер, кларнет, компетенция, компьютер, конгресс, консенсус, кратер, кредо, крекер, крем, купейный,менеджер, пресса, претензия, прогресс, продюсер,рейтинг,реле, свитер,сессия, сонет, стратегия,темп,тенденция,терапевт,термин,термос,террорист, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, шинель, шрапнель, экспресс, энергия, юриспруденция.

Согласная перед Е произносится твердо Согласная перед Епроизносится мягко Равноправныеварианты

Задание 14.Перепишите слова, исправив орфографические ошибки, отражающие неправильное произношение.

1 вариант

Конкурентноспособный, инциндент, клейкопластырь, надсмехаться, гребсти, мебелированные (комнаты), компосировать, скурпулезный, полуумный, фольклёр, колидор, скурпулезный, брансбойт, дермантин, рубель.

2 вариант

Прецендент, юристконсульт, взаимообразный, подскользнуться, (рука) сгинается, будующий, флюрография, дивиденты, комфорка, мукулатура, легулярный, друшлак, Азебаржан, вытеру, бонба.

3 вариант

Интригант, явства, экскалатор, подчерк, черезвычайный, жаждующий, протвень, легитивный, битон (молока), обожгёшь, (медицинский) полюс, нервопатолог, подскользнуться, грейфрукт, дикообраз.

Задание 15. Поставьте ударение в выделенных словах. Проверьте себя по словарю.

Броня танка — броня на номер в гостинице,

бронированная машина— бронированный номер,

бронировать автомобиль— бронировать билеты,

названный в честь деда — названый брат ("неродной, приёмный"),

языковая подготовка — языковая колбаса,

занятая аудитория — занятой человек,

рожки козлёнка — рожки("макаронные изделия"),

домовая книга — добрый домовой,

острота лезвия — новая острота лектора ("остроумное выражение").

Задание 16.Определите стилистическую окраску каждого из вариантов: нейтральный (нормативный), просторечный (неправильный), книжный (в поэтической и народно-поэтической речи), устаревший.

Атомный – атомный, апостроф - апостроф, дарит – дарит, девица – девица, звонит – звонит, кладбище – кладбище, молодец – молодец, ракурс – ракурс, свёкла – свекла, украинский – украинский, шёлковый – шелковый.

Задание 17. Поставьте ударение в существительных мужского рода, укажите имеющиеся варианты. В чем сходство между словами каждой группы?

1) Алфавит, алкоголь, дефис, диспансер, договор, документ, досуг, дояр, загиб, каталог, каучук, квартал, коклюш, кремень, маляр, накид, недуг, партер, процент, псевдоним, раструб, ре­вень, слепень, столяр, созыв, призыв, торец, фетиш, христианин, цемент, цыган, щавель, эксперт, судмедэксперт;

2) бармен, генезис, дискант, капор, менеджмент, овен, пасквиль, триптих, форзац, центнер;

3) арахис, завсегдатай, пуловер, феномен;

4) колледж, маркетинг, творог.

Задание 18 Выберите правильный вариант

Ара'хис Арахи'с
Догово'р До'говор
Фо'рзац Форза'ц
Коклю'ш Ко'клюш
Б'армен Барме'н
Па'сквиль Паскви'ль
Г'енезис Гене'зис
Фети'ш Фе'тиш
Кварта'л Ква'ртал

Задание 19.Поставьте ударение в грамматических формах имен существительных.

1) Столяр – столяра, столяру, столяром, о столяре;

2) щавель – щавеля, щавелю, щавелем, о щавеле;

3) ревень – ревеня, ревеню, ревенем, о ревене;

4) слепень – слепня, слепню, слепнем, о слепне;

слепни – слепней, слепням, слепнями, о слепнях.

Задание 20. На какой слог падает ударение в данных существительных женского рода? В каких существительных отмечено двоякое ударение?

Баржа, верба, ворожея, дешевизна, дороговизна, искра, камбала, кета, корысть, петля, пиала, пройма, ракушка, роженица, статуя, таможня, танцовщица, (малая) толика, туника, туфля, украинка, хвоя, цепочка.

Задание 21. Разделите слова на 3 группы: 1) имеющие ударение на предпоследнем слоге; 2) имеющие ударение на третьем от конца слоге; 3) имеющие акцентологические варианты.

Агрономия, асимметрия, бижутерия, бюрократия, ветеринария, гастрономия, диоптрия, индустрия, кулинария, логопедия, металлургия, наркомания, педиатрия, пиццерия, полиграфия, рефлексия, симметрия, стенография, флюорография, филантропия.

Задание 22. Выделите 2 группы имен существительных, имеющих одинаковое место ударения.

Дремота, зевота, ломота (в суставах), икота, немота, пахота (земель), перхота, тошнота.

Задание 23. Поставьте ударение в существительных среднего рода.

Бистро, бунгало, брюшко, вдовство, гражданство, грузило, жерло, коммюнике, лассо, мытарство, огниво, плато, приданое (невесты), сабо, табу, танго, ушко (иглы), факсимиле, шасси.

Задание 24.Поставьте ударение в глаголах и отглагольных существительных. Обра­тите внимание на соотнесённость ударения в этих словах.

Обеспечить-обеспечение упрочить-упрочение сосредоточить-сосредоточение соболезновать-соболезнование исповедаться-вероисповедание упорядочить-упорядочение намериться - намерение закупорить-закупорка ходатайствовать-ходатайство премировать-премирование пломбировать - пломбирование ржаветь-ржавление квасить-квашение красить - крашение изобрести-изобретение мыслить-мышление опошлить-опошление обморозить-обморожение обнаружить-обнаружение

Задание 25. Определите, на основу или окончание падает ударение в следующих словах.

1) аэропорты, банты, блюда, воры, гербы, жалюзи, иксы, кишки, клешни, краны, ломти, мозги, пиалы, порты, сваты, сироты, склады, средства, ступни, тефтели, торги, торты, хозяева, шарфы, шприцы;

2) бантов, бухгалтеров, гербов, конусов, кранов, портов, тортов, шарфов, шприцев;

3) ведомостей, госпиталей, должностей, местностей, мощностей, новостей, областей, отраслей, прибылей, степеней.

Задание 26. Поставьте ударение в грамматических формах имён существительных. Отметьте имеющиеся варианты.

1) Доска – нет доски, пилить доску, доской; много досок, досками, о досках;

2) туфля – нет туфли, снять туфлю, много туфель, доволен туфлями, о туфлях;

3) простыня – нет простыни, купили простыню, две простыни, простыней, о простыне; много простыней, простынями, о простынях;

4) сирота – они сироты, много сирот, сиротам, сиротами, о сиротах;

5) деньги – деньгам, с деньгами, о деньгах;

6) похороны – с похорон, к похоронам, на похоронах;

7) ясли – нет яслей, яслями, о яслях;

8) гренки: гренка – гренок, нет гренки – гренка, гренкой - гренком; много гренок – гренков, гренкам, гренками, о гренках;

9) по средам, на складах, много угля; полшага, два, три, четыре шага.

Задание 27.Поставьте ударение в именах прилагательных, укажите варианты.

Августовский, валовой, взрывчатый, гербовая (печать), гротесковый (приём), грунтовая (дорога), гусеничный (трактор), давнишний, договорные (цены), девичий, домовая (книга), заплесневелый, зубчатый (край), исковое (заявление), кедровые (орешки), кладовая, красивее, красивейший, кухонный, мизерный, микроволновая (печь), минусовая (температура), мозаичный, мускулистый, ненецкий, неуставные (отношения), одновременный, оптовый, подростковый, полуночный, правофланговый, пурпурный, свекольный, сливовый, суставные (заболевания), украинский, уставный (фонд), экспертный.

Задание 28. Определите закономерность постановки ударения в приведенных кратких формах имён прилагательных.

Горький – горек, горька, горько, горьки;

грязный – грязен, грязна, грязно, грязны;

длинный – длинен, длинна, длинно, длинны;

добрый – добр, добра, добро, добры;

правый – прав, права, право, правы.

Задание 29.Поставьте ударение в наречиях. Укажите имеющиеся варианты.

Без умолку, втридорога, добела, докрасна, дочерна, доверху, донизу, донельзя, досыта, донага, завидно, загодя, задешево, задолго, иначе, искони, мастерски, мельком, наискось, одновременно, памятуя, по­едом, поутру, тотчас, счастливо.

Задание 30. Поставьте ударение в глаголах. Укажите варианты.

Баловать, баловаться, бряцать (оружием), воспринять, домовничать, заиндеветь, заплесневеть, искриться, исчерпать, кашлянуть, кровоточить, намереваться, начаться, не преминуть, облегчить, ободрить, озлобить, опошлить, осведомиться, откупорить, перчить, плодоносить, предвосхитить, принудить, ржаветь, убыстрить, углубить, усугубить, упрочить, ходатайствовать, черпать, щелкать.

Задние 31.Поставьте ударение в глагольных формах настоящего/будущего времени, образованных от глаголов на -ить.

1) Звонит, позвонишь, дозвонятся, перезвоним, обзвонит. Куда вы звоните? Вы позвоните нам завтра? Ты мне перезвонишь?

2) Включит, исключат, переключишь, подключим;

3) вручишь, вручит, вручим, вручите, вручат;

4) углубишь, углубит, углубим, углубите, углубят;

5) сверлит, сверлишь, просверлит, просверлят;

6) сорит – насорит; доит – надоит; кренится – накренит;

7) наделит, облегчит, одолжит, окружит, щемит.

Задание 32.Поставьте ударение в глаголах на – ировать и в причастиях, от них образованных. Разделите слова на 2 группы: 1) с ударным -Ир-, 2) с ударным -Ать и -Ова-.

Блокировать – блокированный, гравировать – гравированный, гофрировать – гофрированный, дозировать – дозированный, маркировать – маркированный, национализировать – национализированный, нормировать – нормированный, пломбировать – пломбированный, премировать – премированный, приватизировать – приватизированный.

Задание 33.Поставьте ударение в глагольных формах.

1) Баловать – балую, балуешь, балует, балуем, балуете, балуют, не балуйся;

2) (за)пломбировать – пломбирую, пломбируешь, запломбирует, запломбируем, пломбируете, пломбируют;

3) премировать – премирую, премируешь, премирует, премируем, премируют.

Задание 34. Поставьте ударение в глаголах прошедшего времени. Какая часть слова является ударной в формах женского рода в большинстве случаев? Какие другие условия определяют постановку ударения в приведенных формах?

1) Брать – брал, брало, брали, брала;

ждать – ждал, ждало, ждали, ждала;

спать – спал, спало, спали, спала;

снять – снял, сняло, сняли, сняла;

класть – клал, клало, клали, клала;

красть – крал, крало, крали, крала.

2) Принять – принял, приняло, приняли, приняла;

занять – занял, заняло, заняли, заняла;

понять – понял, поняло, поняли, поняла;

прибыть – прибыл, прибыло, прибыли, прибыла;

начать – начал, начало, начали, начала;

создать – создал, создало, создали, создала;

Задание 35.Образуйте от данных причастий краткие формы, поставьте ударения.

Образец: нАчатый – нАчат, нАчато, нАчаты, начатА.

Взятый, снятый, занятый, понятый, поднятый, принятый.