Акцентологические нормы
Акцентологические нормы - это нормы постановки ударения. Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (например, в чешском языке), длительностью (например, в новогреческом), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках). Ударение в русском языке – это динамическое (силовое) выделение одного из слогов в слове, т. е. ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.
Русское ударение имеет ряд особенностей.
1. Оно разноместное(свободное), то есть не прикреплено к определенному слогу в слове: оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой). Оно не связано также с какой-либо морфемой слова, то есть может падать на корень, приставку, суффикс или окончание (вырезать – резать – вырезной).
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Ср. французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, дебют, Париж.
2. Ударение в русском языке подвижное, то есть при образовании разных грамматических форм слова оно может переноситься с одного слога на другой, с одной морфемы – на другую и даже выходить за пределы орфографического слова (падать на предлог): вода – воду – водой – по воду, дерево – деревья, низок – низка – нижайший, понять – понял – поняла.
Силовое ударение в русском языке не просто акустико-физиологическое явление, оно выполняет несколько важных функций:
1. Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию.
2. Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи, устраняя её монотонность.
3. Играет роль важного различительного средства:
а) с помощью места ударения можно различать значение слов (мука – мука, атлас – атлас, погруженный на платформу – погружённый в задумчивость);
б подвижность ударения позволяет разграничивать грамматические формы слов: анализ крови (род. п.) – обнаружено в крови (предл. п.), руки не подаст (род п. ед. ч.) – чистые руки (имен. п. мн. ч.);
в) подвижность ударения помогает отличать разные части речи: пропасть (сущ.) – пропасть (глагол), грузите (наст. вр. изъяв. накл.) – грузите (повел. накл.), пальто мало (прил.) – спал мало (наречие), молча (наречие) – молча (деепричастие);
г) с помощью ударения можно различать функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов: рапорт – рапорт (у моряков), лавровый лист – семейство лавровых (в бот.), по стенам (нейтр.) – по стенам (высок., устар.).
Постановка ударения исторически и морфологически обусловлена, подчиняется сложным правилам. В современном русском языке вариативность ударения распространена достаточно широко: сейчас имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксированы колебания в ударении.