Византийский гуманизм XIV - XV веков

Средоточием византийской гуманистической культуры была сто­лица империи - Константинополь. Этот город был своеобразным культурным пространством, в котором с конца XIII - начала XIV ве­ков концентрировались все лучшие научные силы провинции. Дея­тельность многих византийских ученых того времени - Феодора Ме­тохита, Никифора Григоры, Никифора Хумна, Георгия Гемиста Пли­фона и др. - носила гуманистический характер. Это были интеллек­туалы, упражняющиеся в ораторском искусстве. Занятые «литератур­ными играми», они соревновались друг с другом в изяществе слога и оставили после себя письма и философские трактаты. Однако, их ос­новное наследие - эпистолография.

Образом жизни, страстью к научному познанию, интересом к ан­тичному духовному наследию и любовью к книге византийские мыс­лители продемонстрировали свое родство с итальянскими гуманиста­ми. Их мировоззрению в целом был присущ тот уникальный ком­плекс идей, который соответствует гуманистическому мировоззре­нию. Они стремились к моральному «перевооружению» своих совре­менников, к удовлетворению нужд индивидуума в его поисках объек­тивного знания и личного счастья, к установлению прочных основ


государства и гражданских добродетелей. Они были основателями как литературных салонов, так и монастырей. Однако для большин­ства византийских гуманистов, также как и итальянских, было харак­терно критическое отношение к христианской церкви и религии в це­лом. Оставаясь в лоне церкви и не выработав последовательной анти­клерикальной позиции, они начали свободно размышлять о высочай­ших предметах и тем самым посягнули на святая святых теологии, вторглись в ее традиционную область.

Утрата Церковью монополии на священные сюжеты является од­ним из самых существенных признаков секуляризации культуры. В Византии особенно яркой фигурой в этом отношении был Плифоний. В своем трактате «Закон» он утверждает, что души людей родствен­ны богам и ниспосылаются на землю исключительно ради одной цели - гармонии во Вселенной. Целью жизни является прекрасное, свойст­венное богам и людям одновременно.

Византийский гуманизм вырабатывал свою концепцию личности, близкую к традициям западноевропейского Возрождения: человек в ней рассматривался как творческое создание, вместилище и носитель разума. Счастье как цель человеческой жизни; человечность, челове­чество и человек стали основными объектами научных, философских и литературных интересов византийских гуманистов. Гуманистиче­ская концепция человека - человека-гражданина, играющего актив­ную роль в жизни государства, - это новый идеал человека просве­щенного и всесторонне образованного, наделенного цивилизующей силой. Об этом говорит Никифор Григора устами своих литературных героев.

Гуманистический культ добродетели как активного блага, направ­ленного на пользу человека и общества, стремление сформировать основные принципы гуманистической этики особенно характерны для Шифона. По его мнению, роль человека в мире уникальна: он призван служить промежуточным звеном между смертной и бес­смертной частями мироздания. Эта установка является эквивалентом концепции человека как «скрепы мира» у Марсилио Фиччино, Пико делла Мирандола, Пьетро Помпонацци и др. Плифон не разделяет христианских догм о греховности человеческой природы. Он отверга­ет положение о том, что совершенствование высших свойств челове­ка требует жертв со стороны его низших свойств. Добродетель опре­деляется Плифоном как состояние, по которому мы «хороши». В рус­ле византийской культуры, мистичной по духу, Плифон утверждает, что мы «хорошие» не в силу каких-то свойств, внутренне нам прису-


34 35

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА


 


щих, а в силу причастности к божеству, в подражании ему. Однако главным в учении о добродетелях Плифона является отношение чело­века к телесным инстинктам. Ключевая добродетель человека - кон­троль над импульсами тела. Эта добродетель призвана обеспечить наилучшие условия для деятельности разума, для научного и фило­софского осмысления действительности, тогда как цель человеческой жизни есть постижение природы вещей.

Совершенства человек может достичь лишь в науке, а не в экстазе или мистике. Плифон не раз подчеркивает то громадное превосходст­во, которое имеет ученый человек над неученым. Первый рассматри­вает любую вещь, исходя из своего собственного разума, а второй - руководствуется догмой. Среди различных видов добродетелей, по Плифону, мужество составляет первую ступень нравственного со­вершенствования человека. Мужество, равно как и смирение, делает человека скромным и сдержанным. Мужественный человек - это че­ловек, знающий себе цену и не заботящийся о мнении толпы. Сле­дующими ступенями нравственного совершенствования человека яв­ляются щедрость и кротость. Это щедрость человека, свободного в средствах, способного пожертвовать частью своего состояния выс­шим потребностям духа и, в первую очередь, любви к прекрасному. Кротость, мягкость проявляется в отношении к другим людям. Она помогает переносить неприятности от близких, неизбежные в обще­нии, в том числе смиряться с различием взглядов и убеждений.

Тема судьбы, фаталистическая идея ненадежности и хрупкости че­ловеческого существования и слабости человеческой воли проникла в византийскую историографию в XV веке. Эта тема особенно сильно прозвучала в творчестве Феодора Метохита. Согласно мыслителю, жизнь - это всемирный театр, в котором царствует коварная и жесто­кая богиня Судьбы - Тиха. Действуя в силу своей внутренней необ­ходимости, для человека она олицетворяет слепую случайность. Лучшее, что могут сделать люди, - это быть готовыми к смене любой жизненной роли, предугадать которую невозможно. Эти идеи Мето­хита нашли отклик в среде византийских интеллектуалов. Ими пред­принимались первые попытки осмыслить трагические особенности человеческого бытия за рамками религиозной парадигмы, не прибегая к христианской идее греховности. Там, где раньше видели вину чело­века, увидели его беду.

Интеллектуальная общность между византийскими и европейски­ми гуманистически настроенными мыслителями и византийскими обусловлена общим источником, из которого они проистекали. Им


была греко-римская философия с ее идеалом целостного и завершен­ного человека, способного ощутить радость бытия.

 

6
1.7. Европейский гуманизм ХVII - XVIII веков

Эпоха Возрождения сменилась эпохой Реформации, радикально изменившей облик всей Европы. Антропоцентрические представле­ния были существенно подорваны, а науки о человеке, гуманистиче­ская книжная ученость были отодвинуты на второй план. Но интерес к идее человека, ее поиски не прекратились.

Открытия в области естественных наук и, прежде всего, в астро­номии породили мировоззренческий кризис. Сущность нового миро­ощущения гениально выразил французский мыслитель, философ-мистик и математик Блез Паскаль (19.06. 1623 - 19.08. 1662): «Начни человек с изучения самого себя, он понял бы, что ему не дано выйти за свои собственные пределы. Мыслимо ли, чтобы часть познала це­лое?». Паскаль - автор ряда выдающихся сочинений, среди которых «Сочинение о благодати», «Рассуждение о любовной страсти», «Об искусстве убеждать». Наибольшее значение в нашем контексте имеют его «Мысли» (1669), произведение, состоящее из более тысячи фраг­ментов, афоризмов и суждений.

Главной темой творчества Паскаля был человек. Величие человека он видел в его способности мыслить, и мыслить достойно. В своем стремлении объяснить феномен человека Паскаль проявил себя как тонкий психолог и моралист. По мнению мыслителя, отвлеченные науки не только бессильны раскрыть тайну мироздания, но даже ме­шают человеку понять его истинное место в мире. А между тем, при­рода человека, говорит Паскаль, состоит в том, чтобы все время идти вперед.

По убеждению мыслителя, человек не способен к всеобъемлюще­му знанию, так же как не может оставаться в полном неведении. Сто­ит ему приблизиться к объективной истине, как она начинает коле­баться и ускользать от него. Этому движению нет конца, вокруг нас нет ничего незыблемого. Удел человека - вечно бежать вдогонку за истиной, и этот удел «соприроден и вместе с тем противен нашим наклонностям». А значит, ценность мышления не в том, что оно мо­жет поведать человеку о сущности времени или пространства, а в том, что оно должно составить начало и основу нравственности. В век возрождавшегося рационализма и жажды объективного знания фран­цузский мыслитель, подобно дельфийскому оракулу, призывал: «По­знаем самих себя: пусть при этом мы не обретем истину, зато хотя бы


36 37

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

 


 


наведем порядок в собственной жизни, а для нас это дело насущное». Сосредоточив мышление на себе самом, а именно к этому должно стремиться, человек познает, что он «за диковинное создание, что за чудовище, что за клубок противоречий, что за чудо». Человек велик, даже осознавая свое ничтожество, хрупкость своей жизни. Это его величие, парадоксальным образом, просвечивает в самой его неспо­собности противостоять силам природы, его малости перед Вселен­ной. Претерпевая бесчисленные бедствия, человек утверждает свое достоинство тем, что продолжает мыслить и осознавать самого себя (характерно знаменитое сравнение человека с беззащитным перед ветрами и ломким тростником - это «тростник, но тростник мысля­щий»). Сознание - это несомненный и величайший дар, которым об­ладает человек.

Дальнейшее развитие идей гуманизма связано с общественной мыслью периода буржуазных революций. Идеологи нарождающейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, пыта­лись найти пути сочетания блага личности и общественных интере­сов. При этом они опирались на теорию «разумного эгоизма», пра­вильно понятого личного интереса. Французские просветители XVIII века - Я. Гольбах (1723 - 1789), К. Гельвеции (1715 - 1771), Д. Дидро (1713 - 1784) связали гуманизм с материализмом и атеизмом.

Поль Анри Гольбах стал основателем школы французского мате­риализма и свободомыслия. В понимании человека он стоял на пози­циях эволюционизма, считал, что человек - продукт суверенных за­конов развития природы, ступень в ее восходящем движении, полно­стью подчиняющаяся природным процессам. Сущность человека проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению жизненных потребностей.

Дени Дидро - глава французских энциклопедистов. В «Проспекте» к «Энциклопедии» он поставил грандиозную задачу «изобразить об­щую картину условий человеческого ума во всех областях знания во все времена». Дидро присущ мировоззренческий и познавательный оптимизм, основанный на вере в неограниченные возможности чув­ственного и рационального познания.

Согласно Клоду Гельвецию, человек - природное существо, наде­ленное чувствами, страстями, сознанием. Человек - основа общества, начало общественной жизни. Гуманность, для Гельвеция, - результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собствен­ному опыту, либо по опыту других людей. Гельвеции учил принимать людей такими, какими они являются на самом деле. Раздражаться на


их себялюбие, говорил он, то же, что жаловаться на летнюю жару и зимнюю стужу. Человеческое счастье, по его мнению, состоит в том, чтобы любить делать то, что ты должен делать. Среди причин несча­стий людей он видел следующие четыре: незнание того, как мало нужно для счастья; мнимые и потому безграничные потребности и желания; сознание неудачника, сдерживающего проявления своей натуры из-за страха быть иногда несчастным. Из всех способов сде­лать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с не­счастными, видеть себя в них. По сути, Клод Адриан Гельвеции был среди первых, кто описал одну из базовых моделей нравственного поведения людей,

Вольтер (настоящие имя и фамилия - Франсуа-Мари Аруэ) (21.11. 1694 - 30.05. 1778) - французский сатирик и драматург, уникальный мыслитель, обладавший исключительно живым и острым умом. Вольтер оставил после себя богатейшее литературное наследие: фи­лософские трактаты, письма, поэмы и повести («За и против», «Ме­тафизический трактат», «Основания философии Ньютона», «Задиг, или Судьба», «Сократ», «Кандид, или Оптимизм», «Карманный фи­лософский словарь», «Несведущий философ» и др.). Вольтер, как и многие другие просветители, полагал человека существом конечным, не способным судить об атрибутах Бога. Именно поэтому свою мета­физику он всегда стремился сводить к морали. За его насмешкой и язвительностью скрывалось великое сердце, отзывающееся болью на человеческие страдания, как и стыдом за человеческую глупость и ограниченность. Смех, острое перо сатирика - вот единственное ору­жие, при помощи которого Вольтер заставил считаться сильных мира сего с передовыми идеалами просветителей: «Не бойтесь высмеивать суеверия, друзья мои. Я не знаю лучшего способа убить суеверие, чем, выставление его в смешном виде. Что сделалось смешным, не может быть опасным». Раскрепощение ума и прославление человеческого разума стало жизненной задачей Вольтера: «Живем мы в мире два мгновенья - одно рассудку отдадим». Вольтер страстно защищал право на самоопределение человека и свободу мышления: «Я могу быть несогласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказывать его». Вольтер прожил долгую жизнь, и до самого ее конца он учил человечности и состраданию, считая, что величайшие на свете чудеса проистекают только из этих высших человеческих достоинств: «Люди, занятые восстановлением здоровья других лю­дей, выказывая удивительное единение мастерства и человечности,


 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

стоят превыше всех великих на этой земле... Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, про­стить врагу его заблуждения - это величайшие на свете чудеса. Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит те­бя».

Творчество Жана-Жака Руссо (1712 - 1778) весьма противоречиво и не может быть однозначно расценено как гуманистическое. Однако существенно, что именно Руссо задал импульс рассмотрению внут­реннего мира человека в его противоположности внешним проявле­ниям. Спасение человека он видит в его углублении в самого себя. Человек, по Руссо, должен лучше узнать себя и научиться относиться к самому себе не как к чему-то постороннему и непонятному. Фунда­ментальной характеристикой человека Руссо полагает свободу, в том числе и свободу быть несвободным, то есть жить не в согласии со своей собственной природой. Возможно, важнейшим для гуманизма (в его социально-правовом аспекте) трудом Руссо является гениаль­ный трактат «Об общественном договоре», в котором он развил ра­циональное, так сказать функциональное понимание природы обще­ства, - в противовес любому мистическому его пониманию, неизбеж­но консервирующему наличный порядок вещей.

Ряд важнейших принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии. Иммануил Кант (22.04. 1724- 12.02. 1804) разделял в целом многие идеалы новоевропейского Просвещения. Уделяя огромное внимание этической составляющей философского знания, Кант сформулировал положение, выражающее сущность гу­манизма, именно признание человека самоценностью (абсолютной ценностью): «человек для другого должен быть всегда только целью, и никогда - средством». Поприще философии в широком значении он сводил к вопросу: «Что такое человек?», а золотое правило поведения переформулировал следующим, логически безупречным образом («категорический императив»): «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Цель человеческого существо­вания, по Канту, в самом человеке. Любые попытки найти эту цель вовне оборачиваются потерей человека и гуманности. Человек для Канта - идеал красоты, поскольку имеет цель своего существования в себе самом. Его абсолютная внутренняя ценность заставляет другие разумные существа уважать его, а сам он может сравняться с любым другим представителем своего рода.

 


Важнейшим достижением Канта было обоснование автономности человеческой этики, ее независимости от теологии и даже самого Бо­га (хотя, по мнению Канта, практический, т.е. этический разум велит человеку вести себя так, как если бы Бог существовал); этическая ав­тономия предполагает опору на собственное разумение человека. Во­обще, возвышение разума стало центральной установкой немецкой философии от Канта до Гегеля. В конечном счете, это возвышение обернулось своей противоположностью - панлогизмом и вынесением разума за пределы реального человека, т.е. в область Абсолютного Духа.

Самым ярким выразителем гуманизма в Германии стал Иоганн Вольфганг Гете (28.01. 1749 - 23.03. 1832). Поэт, драматург, прозаик и талантливый исследователь природы, он оставил огромное насле­дие. Самые значительные его произведения - это «Ифигения в Таври­де» (1787), «Римские элегии» (1788), «Торквато Тассо» (1790), «Ме­таморфоз растений» (1790), «Фауст» (1808 и 1831). Истинный муд­рец, он повторил за Сократом: «С каждым мигом растет мое неведе­ние о себе». Только человек, страстно любящий жизнь, мог ощутить: «Остановись мгновенье! Ты прекрасно!» Будучи человеком энцикло­педического склада и величайшим мастером слова, Гете всегда пред­почитал оставаться на уровне любителя, «дилетанта», говоря, что лю­бовь творит нас и придает нам форму. Увлекаясь учениями многих немецких философов, Гете не примкнул ни к одной из их философ­ских систем, что предопределилось своеобразием этого яркого ума, девизом которого было: «Ни полемически, ни примиренчески, но по­зитивно и индивидуально». Для него философия была таким миро­представлением, которое усиливает изначальное чувство сопричаст­ности человека природе. Гете считал, что человек должен занимать активную жизненную позицию, быть смелым, дерзким и мужествен­ным. Отличительным свойством человека он считал желание начи­нать все непременно сначала. «Быть человеком - значит быть бор­цом», - утверждал он. Смелость, по мнению мыслителя, придает че­ловеку силу и даже магнетическую власть. Благодаря ей человек - существо творческое и дерзновенное. Он способен многого достичь, для него не установлено пределов роста: «Кто хочет невозможного, мне мил». Человеку нужно лишь попытаться исполнить свой долг, чтобы узнать, кто он таков. Более того, исполнение своего долга - это кратчайший, по мнению мыслителя, путь к счастью. Он полагает, что жизнь человека становится благословенной не тогда, когда мы дела-

 


40 41

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

 


 


ем, что нам нравится, а лишь тогда, когда нам нравится то, чем нам приходится заниматься.

Итак, только в действиях и творческих дерзаниях, а не в праздных размышлениях, человек сможет познать самого себя. «Вначале было дело», - утверждает Гете.

Кто может знать себя и сил своих предел?
И дерзкий путь заказан разве смелым?
Лишь время выявит, что ты свершить сумел,
Что было злым, что - добрым делом.

Все, что происходит с человеком, оставляет тот или иной след в его жизни. Все в мире участвует в создании человека таким, каким он является. Но «растет то, что мы взращиваем в душе, - таков вечный закон природы».

Гете - великий реалист в понимании человека. Он прекрасно соз­навал, что у человека достаточно оснований оправдываться и защи­щаться. Однако подлинным несчастием для человека он считал такое состояние духа, когда им овладевает идея, не имеющая отношения к действительной жизни или же отвлекающая его от труда. По Гете, большая часть бед во всем мире имеет своей причиной недостаточно точное понимание человеком своих жизненных целей. «Дайте чело­веку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой си­туации», - отмечает в связи с этим мыслитель. Гете оставил замеча­тельные советы тем, кто желает жить осмысленно и достойно:

1. Нужно достаточно здоровья, чтобы работа была удовольствием.

2. Нужно достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои потреб­ности.

3. Нужна сила, чтобы бороться с трудностями и побеждать их.

4. Нужно смирение, чтобы признавать свои грехи и раскаиваться в них.

5. Нужно терпение, чтобы тяжело трудиться до тех пор, пока не со­вершишь нечто достойное.

6. Нужно милосердие, чтобы видеть добро в своих ближних.

7. Нужна любовь, чтобы заставить себя приносить другим людям пользу и помощь.

8. Нужна надежда, чтобы уничтожить страх перед будущим.

Характерно творчески активное отношение мыслителя к миру («Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»; «Каждый человек смотрит на готовый упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать свой особенный, соответствующий ему мир»). По мнению Гете, «че-


ловек как действительное существо поставлен в центр действительно­го мира и наделен такими органами, что он может познать и произве­сти действительное и наряду с ним - возможное. Он, по-видимому, является органом чувств природы. Не все в одинаковой степени, од­нако, все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в са­мых высоких, самых великих людях природа создает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена». Когда человек, обладающий врожденным талантом, имеет возможность ис­пользовать его, он испытывает величайшее счастье, так как в этот момент в нем говорит сама природа.

О месте человека во вселенной Гете рассуждал так: «Все есть гар­моническое Единое. Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в про­тивном случае всякое единичное будет мертвой буквой... У природы - она есть все - нет тайны, которую она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю». Гете уверял, что человеческая любовь к истине проявляется в том, что человек знает, как во всем увидеть и оценить добро. В способности человеческого сердца любить Гете ви­дел проявление подлинного рыцарства. Счастливейшим из людей он признавал того, кто ценит других по заслугам и радуется их успехам так же, как своим собственным. И «пусть ни один из нас не будет по­хож на другого, и все пусть будут походить на высочайшего из нас. Как это возможно? Пусть каждый будет совершенен по-своему». Нужно обращаться с людьми так, словно они уже стали такими, ка­кими должны быть, и тем самым мы поможем друг другу проявить внутренне присущую нам человечность, т.е. все то хорошее, на что мы способны.

Система гуманистических воззрений, созданная в условиях фор­мировавшегося капитализма, явилась великим завоеванием общест­венной мысли. Вместе с тем капитализм эпохи своего становления и промышленных революций оказался временем жесточайшей эксплуа­тации рабочих и массового раскрестьянивания сельских тружеников; человек этого времени пережил первую фазу отчуждения от труда, его продуктов и от самого себя. Это породило ряд социалистических течений и проектов. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли, Г. Мабли, другие социалисты-утописты ут­верждали, что лишь заменив ее общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Названные мыслители про­ложили новое русло общественной мысли, которое получило наибо­лее яркое продолжение в социальной философии XIX века.


386 387

ОСНОВЫСОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПО

Глава вторая. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕЧЕЛОВЕКА

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ

ГУМАНИЗМА

1.1. Истоки гуманистических идей 11

1.2. Гуманистические мотивы в культуре Древнего Китая 11

1.3. Греко-римский гуманизм 14

1.4. Арабский гуманизм 23

1.5. Европейский гуманизм эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) 26

1.6. Византийский гуманизм XIV - XV веков 32

1.7. Европейский гуманизм XVII - XVIII веков 35

1.8. Европейский гуманизм XIX века 42

1.9. Традиции гуманизма в России 46

1.10. Гуманизм сегодня 62

Литература 69

Вопросы для самоконтроля 70

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ГУМАНИЗМ - ЗНАК ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ И ОСНОВА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глава первая. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИЗМА73

1.1. Определение гуманизма 73

1.2. Гуманизм - естественный результат мировой эволюции 76

Вопросы для самоконтроля - 90

2.1. Что такое человек?

2.2. Человеческие качества

2.3. Внутренний мир человека

2.4. Человек и его внутренний мир

2.5. Шаг в сторону: признаки личного существование

2.6. Человек и его внутренний мир (продолжение)

2.7. Homo humanus - Человек человечный
Вопросы для самоконтроля


Глава третья. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 121

3.1. Общие принципы гуманизма 121

3.2. Как понимать идею абсолютной ценности человека? 126

Вопросы для самоконтроля 131

Глава четвертая. СТАТУС ГУМАНИСТИЧЕСКОГО