Формы организации труда работников торгового предприятия

 

Еще Наполеон Бонапарт, подчеркивая важность профессионализма, утверждал: "Наибольшая из всех безнравственностей - браться за дело, которое не умеешь делать". Поэтому важное место в данной дисциплине будет отводиться изучению эффективной организации труда на торговом предприятии.

Организация труда работников магазина направлена на осуществление:

- организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий;

- эффективного использования торговых и других площадей, оборудования и персонала;

-благоприятных условий трудаи на этой основе, обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей.

В магазине различают две формы организации труда:

- индивидуальную;

- бригадную.

При индивидуальной форме организации труда, работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса. На него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей.

При бригадной форме, работники объединяются в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы, за сохранность ценностей.

Японский менеджер А. Морита в книге "Сделано в Японии" заявляет: "Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовывать большое число людей и насколько эффективно он может добиться наилучших результатов от любого из них, сливая в единое целое".

Численность работников и структура штата магазина (штатное расписание) зависит от:

- типа предприятия и размера его площадей;

- объема продажи;

- условий и режима работы;

- метода продажи товаров;

- количества рабочих мест.

В организации труда в магазинах важное значение имеет рациональноеразделение труда. Основными формами разделения труда в магазине являются:

- функциональное;

- товарно-отраслевое;

- квалификационное.

Весь персонал магазина делится на три категории: управленческий, основной (торгово-оперативный) и вспомогательный.

Управленческий персонал - состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технологические работники и служащие - директор (заведующий), заместитель, администратор, товаровед, заведующие секциями, (старший бухгалтер, бухгалтера, кассир и т. д.).

Американский специалист Атос в книге "В поисках эффективного управления" утверждает: "Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей"

Директор (заведующий) осуществляет общее руководство магазином, руководит планово-экономической работой, подбором кадрови их обучением, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность. Руководит службами, занимающимися вопросами труда и зарплаты, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора руководит коммерческой деятельностью, в его ведении вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально-ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банка, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей.

Товароведы выполняет основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. Ведут изучение спроса на товары, заключения договоров с поставщиками и контролируют их выполнение, готовят претензионные материалы, контролируют состояние товарных запасов, проверяют качество товаров и соблюдение условийих хранения. Они же внедряют современные методы продажи товаров.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов, следит за поддержанием товарных запасов на должном уровне,составляют заявки на товары, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой секции.

Основной (торгово-оперативный) персонал- это продавцы, контролеры, кассиры, то есть работники, занятыеобслуживанием покупателей в торговом зале.

Продавец убирает и готовит рабочее место (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержания надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.).

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки.

Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товара. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Вспомогательный персонал - обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщицы, электромонтеры, техники.

Товарно-отраслевое разделение -это специализация работников магазина на продаже отдельных или нескольких товарных групп, что способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Квалификационное разделение основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии сих квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Продавцов квалифицируют по I, II, III категориям. Продавец I категории выполняет более сложные работы, с более сложными функциями по обслуживанию покупателей. Соответствующиеразличия в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квалификации в магазине зависит от ассортимента реализуемого товара. При наличии большого количества товаров сложного ассортимента требуется большее количество продавцов высокой квалификации.

Важным условием разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей, функций.

Это позволяет более плотно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации труда конкретизируется для каждого предприятия учитывая режим, форму материальной ответственности, степень загрузки работника, наличие свободного времени в течение рабочего дня. Например, допускается совмещение должностей: зав. отделом —> администратора; продавца-контролера—>контролера-кассира —> продавца-консультанта. Продавец —> зав. отделом; контролер —> контролер-кассир; контролер-кассир —> контролер-продавец. Такое совмещение достигается за счет овладения работником второй профессией.

Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными обязанностями могут выполнять отдельные функции другой должности: зав. отделом должен участвовать в обслуживании покупателей, выполнять вспомогательные работы.

Однако, внедрение кооперации труда не должно сопровождаться ухудшением качества обслуживания населения и условий труда работников магазина.

Следующим из основных направлений в организации труда в магазине является улучшение организации и обслуживания рабочих мест, а именно:

1. Правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем, удобное его размещение;

2. Бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами;

3. Размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торговых технологических операций;

4. Создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений и т. д.

В цикле организации труда в магазине большое значение имеет планировка рабочих мест. Это размещение на определенной площади оборудования, мебели, инвентаря необходимого для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочего места определяетсяассортиментом истепенью сложности реализуемого товара интенсивного покупательского потока.

Ли Якокка в книге "Карьера менеджера" отметил: "Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению 3-мя словами: люди, продукт, прибыль. Если у вас нет надежной команды, то из других факторов мало что удастся сделать".

Обслуживание рабочего места связано с выполнением трех основных функций:

1. Подготовительно-заключительная, которая в свою очередь включает:

- подготовка товара к продаже;

- проверка полноты ассортимента товара и его пополнение;

- подготовка инвентаря и размещения его в рабочей зоне;

- выкладка товара;

- подготовка кассовой машины к работе;

- подсчет общей суммы выручки и ее сдача;

- уборка рабочего места.

2. Транспортная - внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

3. Хозяйственно-бытовая - обеспечение рабочих мест оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.

Организация труда работников магазинане возможна без нормированных затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. При нормировании труда работников магазина используют:

- нормы времени;

- нормы выработки;

- нормы обслуживания.

Нормы времени - затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.

Нормы выработки - объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников за единицу времени.

Норма обслуживания - выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

Для проведения нормирования используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

Фотография рабочего дня - определение фактических затрат времени на различные виды работ и на перерывы в работе. Фотография может быть индивидуальная и групповая. Дтрех основных функций:

1. Подготовительно-заключительная, которая в свою очередь включает:

- подготовка товара к продаже;

- проверка полноты ассортимента товара и его пополнение;

- подготовка инвентаря и размещения его в рабочей зоне;

- выкладка товара;

- подготовка кассовой машины к работе;

- подсчет общей суммы выручки и ее сдача;

- уборка рабочего места.

2. Транспортная - внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

3. Хозяйственно-бытовая - обеспечение рабочих мест оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.

Организация труда работников магазинане возможна без нормированных затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. При нормировании труда работников магазина используют:

- нормы времени;

- нормы выработки;

- нормы обслуживания.

Нормы времени - затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.

Нормы выработки - объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников за единицу времени.

Норма обслуживания - выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

Для проведения нормирования используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

Фотография рабочего дня - определение фактических затрат времени на различные виды работ и на перерывы в работе. Фотография может быть индивидуальная и групповая. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, где отражают: дату проведения, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, затраты времени на выполнения отдельных операций и время на перерывы.

Хронометраж - устанавливает затраты времени на выполнение отдельных, многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных их элементов, установить оптимальные параметры времени на осуществление этих операций или элементов.

Материалы фотографий и хронометража используют для выявления недостатков в организации труда работников магазина и определении резервов повышения его эффективности.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров.