Эргономика в промышленности

Несомненные успехи эргономики, связанные с разработкой новых технологий, иногда как бы заслоняют ее исследования в традиционных направлениях развития техники. Новые технологии соседствуют с первичной механизацией, частичной автоматизацией и т. п., продолжает существовать зачастую в первозданном виде конвейер. Создаются рабочие места для работников высокой квалификации и рабочие места для выполнения монотонных операций и ручного труда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в конце XX века осуществляется эргономическое проектирование лопаты. В эффективной трудовой деятельности человека нет мелочей.

Основные направления приложения эргономики в современном производстве:

1) промышленные изделия, оборудование, технические системы;

2) производственные процессы;

3) рабочая (производственная) среда;

4) безопасность и сохранение здоровья людей.

Наибольший эффект дает комплексная работа по всем указанным направлениям. Эргономика включилась в решение глобальной задачи: технологии XXI века должны содействовать удовлетворению основных потребностей человека.

Анализ практики разработки промышленных изделий, оборудования и систем показывает, что эргономисты, как правило, решают следующие вопросы:

1. Какие характеристики оборудования, системы, производственной среды определяют эффективность работы персонала?

2. Какова относительная значимость каждого фактора для работоспособности человека? За какую степень отклонений "отвечает" каждый фактор при эксплуатации системы?

3. Какое влияние оказывает на работоспособность человека комбинированное воздействие этих факторов?

4. Каковы оптимальные показатели воздействия на работоспособность физических и психологических факторов?

5. Как стресс влияет на эффективность использования оборудования?

6. Как реализуются эргономические требования в конструкции оборудования или системы?

7. Каким образом требования и ограничения, связанные с персоналом, могут воплотиться в конструкцию оборудования и системы?

8. Какой уровень работоспособности и качества деятельности человека можно ожидать в результате эргономического решения конструкции системы?

9. Как конструктор может оценить систему с точки зрения требований персонала?

Работа на конвейерных линиях изучается эргономистами многих стран. На первый план сегодня выступили такие решения поточно-конвейерного производства, которые обеспечивают максимальную непрерывность процесса труда и условия для проявления индивидуальной работоспособности исполнителей. В этих целях проводятся эргономические исследования и разработки конвейерных линий, оборудования и инструмента, а также пространственно-компоновочных решений рабочих мест.

К типичным объектам эргономических исследований и разработок относятся автоматизированные системы управления технологическими процессами в энергетике, на транспорте, в химической и других отраслях промышленности.

Важным направлением эргономических исследований является проблема сопряжения и взаимодействия человека и роботов, обеспечения эффективности их совместной работы. При этом особое внимание уделяется конструкции роботов, распределению функций между человеком и роботом, обучению работе с роботами.

В конце 80-х годов ученые и конструкторы в корне изменили подход к тому, что робот должен делать и как он должен выглядеть. Такой подход означает по крайней мере на ближайшее будущее отказ от мечты о роботе с высоко развитым интеллектом, способным самостоятельно принимать решения. Проблема оказалась куда сложнее, чем мы ожидали". В 90-е годы конструкторы стремятся изобрести и создать роботы в помощь человеку, а не для его замены.

На первый план выступает проблема безопасности. Исследования показали, что если за безопасностью функционирования робота и работы с ним наблюдают специальные лица, а не те же, кто наблюдают за производственным процессом, то можно избежать конфликта интересов. Это не означает, однако, что работающих с роботами можно исключить из программы обеспечения безопасности. При разработке роботов и работы с ними рекомендуется:

1) исключить возможность ненамеренного задействования органа управления автоматического запуска;

2) располагать в доступном и удобном месте орган управления аварийной остановки;

3) предусматривать выбор малой скорости программирования;

4) размещать робот таким образом, чтобы перед запуском можно было убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне;

5) обеспечивать между членами рабочей группы однозначный обмен информацией, зависящей от понимания вербальных сигналов и жестов;

6) предусматривать дополнительную защиту работающего, т. е. второго человека, который готов в любой момент осуществить аварийную остановку;

7) обучать персонал тому, как надо вызволять работающих, захваченных роботом.

Эргономические задачи решаются и при конструировании робототехнических комплексов, включающих в себя панели управления, дисплеи, органы управления, средства подачи предупреждающих сигналов; при организации рабочих мест и формировании среды на производстве, при разработке аппаратных и программных средств вычислительной техники. В профессиональную подготовку рабочих входит даже обучение дублированию в необходимых случаях функций роботов. Специально изучается отношение к роботам людей, удовлетворенность их своей работой.

В отделении робототехники Международной организации инженеров промышленного производства создан специальный технический комитет по человеческим факторам в технике. На симпозиумах, проводимых этим комитетом, обсуждаются эргономические проблемы робототехники.

Использование вычислительной техники и информационных технологий в повседневной работе учреждений уменьшает различия между трудом рабочих и служащих. При разработке и реализации автоматизированных систем в учреждениях эргономические исследования и разработки необходимы в следующих областях:

1) распределение функций между людьми и машинами;

2) аппаратные и программные средства ЭВМ;

3) подбор и конструктивное решение мебели;

4) рабочее место и производственная среда;

5) безопасность;

6) структура работ;

7) определение необходимых навыков;

8) разработка методик обучения;

9) разработка методов оценки.

Перечислим основные вопросы, на которые должны ответить эргономисты при конструктивном приспособлении оборудования к техническому обслуживанию:

1. Каковы способы и приемы технического обслуживания, которые приводят к обнаружению вышедшего из строя элемента?

2. Какие переменные (например, интеллект, тренировка, опыт) влияют на выявление неисправностей, как и в какой степени?

3. Какие физические характеристики оборудования (досягаемость, встроенные испытательные устройства, цветовое кодирование кабелей, группировка точек испытаний) облегчают выявление неисправностей?

4. Как производить отбор лиц, наиболее пригодных для выявления неисправностей? Какие индивидуальные качества указанных лиц имеют значение для решения таких задач?

5. Какой должна быть конструкция оборудования, чтобы уменьшить трудности по выявлению неисправностей?

6. Как следует осуществлять профессиональную подготовку для выявления неисправностей?

7. В каком виде целесообразно представлять информацию по техническому обслуживанию?

8. Какими должны быть вспомогательные средства диагностики неисправностей, чтобы существенно помочь специалистам, и каким требованиям они должны отвечать?

9. Какова наиболее оптимальная стратегия изучения эффективности выявления неисправностей?

Разработка на основе моделирования деятельности человека требований к инструкциям по использованию и обслуживанию техники — еще одна из задач эргономики. К сожалению, на практике инструкции чаще всего составляет тот, кто не занят серьезным делом. Однако составление и оформление инструкций — не только ответственная работа, но и искусство. Нужно ясно представлять тот контингент людей, для которых составляются инструкции: уровень их образования, мотивации и опыта. Последовательность действий следует описывать в том порядке, в каком они реально выполняются. При составлении инструкции следует тщательно отбирать слова, а также структуру предложений, ибо именно они определяют ее эффективность. Целесообразно, чтобы каждое предложение содержало одну мысль и было простым, тогда оно будет правильно понято. Рекомендации легче запоминаются, если они выражены в активной форме. Например, указание "закрепить люк болтом" лучше воспринимается и запоминается, чем инструкция в пассивной форме "люк должен быть закреплен болтом".

Несчастные случаи, травмы, ошибки и плохое функционирование систем — это обычно симптомы проблем, которые для своего решения нуждаются в компетенции эргономиста. Основными причинами производственных травм являются неудобные позы, чрезмерные усилия, однообразие движений.

В целом ряде стран переходят от выполнения отдельных разработок к масштабным эргономическим программам. Так, например, внедрен проект "Введение эргономики в промышленную жизнь Финляндии". В этой же стране выполнена программа "Информационные технологии и рабочая среда", которая охватила промышленность, банковское и страховое дело. В Швеции с 1990 г. выполнялась программа, призванная способствовать проектированию отличных с точки зрения эргономики рабочих мест. Девиз программы: "Хорошая эргономика — это хорошая экономика".

В США ежегодно президент страны присуждает одной из компаний в каждой отрасли высшие национальные награды за высокие качественные показатели деятельности. Для выявления фаворита используется набор из 33 критериев, сгруппированных в семь блоков по следующим сферам:

1) управление;

2) информация и анализ;

3) стратегия планирования качества;

4) использование человеческих ресурсов;

5) обеспечение качества в процессе производства изделий и предоставления услуг;

6) качественные результаты;

7) искусство производителя служить потребителю.

Из 33 критериев эргономика упоминается только в одном. Однако специалисты подсчитали, что критерии, непосредственно связанные с эргономикой, составляют 42%. Если к ним добавить критерии, связанные с дизайном, социологией и социальной психологией, то их число существенно превысит 50%. Однако все это приобретает реальное значение, когда производство и экономика ориентированы на потребителя.

Важное значение придается эргономике в международных программах улучшения условий труда и окружающей среды, осуществление которых является одним из основных направлений работы Международной организации труда.

 

6.2. Эргономика в строительстве,
архитектуре и дизайне оборудования
зданий и помещений

Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Однако пока они не получили должного развития. Не случайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

В мире все еще мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях — основные вредные и опасные факторы в строительстве.

Лаборатория эргономических проблем в строительстве Швеции выполнила три крупных проекта.

Цель первого — "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" — определить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совершенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лаборатории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

Второй проект — "Монтаж конструкции из рифленого железа при кровельных работах". Сотрудники лаборатории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопасности. Кроме того, было разработано монтажное оборудование с учетом требований эргономики.

Третий проект — "Транспортировка и прокладка бетонных труб" — разрабатывался совместно со строительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В результате были не только разработаны эргономические и технические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями.

Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ.Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в кабины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т. п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргономические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотрудники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:

1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Содержательно различаются эргономические программы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

Эргономические исследования при проектировании театров — большая редкость. Шведская театральная федерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономический исследовательский проект, основная цель которого — изучение театрального производства, особенно влияния результатов творческой деятельности на производственный процесс и технический персонал театра и наоборот.

Театр по природе — творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, технического, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, разные технологии, имеют разный уровень образования и т. п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный продукт — спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с другой — процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т. п. С одной стороны, неопределенность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой — потребность в порядке (расписание, позволяющее рационально планировать производство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типичным результатом этого процесса является компьютеризированное создание декораций без использования знаний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим негативным последствиям.

То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектированию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и творческой работы многочисленного производственного персонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи — театре, по словам знатока этого искусства француза П. Пави.

Сложность технического оборудования современных больниц и проектирование помещений в зависимости от их назначения — для больных, посетителей, медицинского и обслуживающего персонала — делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирования эргономичными по своей сути. Не менее существенно и то, что врач — основной потребитель медицинской техники — при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономика имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

Шведской фирмой "Эргономическое проектирование" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Стокгольма. Методика исследования включала анализ психофизиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение информации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, определение маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудования в операционных на работу врачей. Целью исследований являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространственной среды в операционных и последующего их проектирования.

В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице.

Все чаще эргономистов привлекают к проектированию и совершенствованию существующих супермаркетов и магазинов. Изучались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермаркетов во Франции. Результаты выявили факторы, обусловливающие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, плохое освещение) и вынужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению условий труда: лучшая организация смен и перерывов для отдыха, стандартизация рабочих мест, схем их размещения и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассового аппарата).

Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики. Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО". До 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели.

При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-планировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, оборудования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) — традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых — создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позвоночника, предотвращения повышенного потения брюшной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до рабочей поверхности стола.

Проводимые во многих странах эргономистами, врачами и антропологами совместно с учителями исследования позы школьников в положении сидя позволяют выявлять и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рассчитанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обучения школьников правильной осанке, их в течение четырехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, несмотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнувшись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших классов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установлено, что за предыдущие 20—30 лет средний рост школьников увеличился на 4—5 см, но по непонятным причинам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позволяет при его проектировании использовать эргономические подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учителей сегодня требуют серьезной эргономической и дизайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собираются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торцевых щитов.

Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материала однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргономистам создавать простые и недорогие мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т. п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материалом", из которого и монтируют нужные предметы, отвечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с компьютеризацией высшей и средней школы, а также дошкольных учреждений.

6.3. Эргономика наземных средств
транспорта и среды движения

Вопрос, эффективен ли современный автомобиль в эргономическом отношении, связан с тем, что проблема безопасности на дорогах приобретает характер национального бедствия во многих странах. По количеству жертв дорожно-транспортные происшествия часто сравнивают с войной или эпидемией. Анализ ошибочных действий водителей позволил установить, что имеется целый ряд нерешенных эргономических проблем в конструкции системы управления автомобилем. Эргономистами выполнено и проводится большое число исследований и разработок сидений, ножных и ручных органов управления и контрольно-измерительных приборов, их размещения в кабинах различных моделей легковых, грузовых и специальных автомобилей, автобусов.

Сложившиеся в прошлом представления об автомобилях и их вождении претерпели существенные изменения. Тенденции таких изменений приобретают зримые черты в дизайнерских концептуальных разработках (концепткарах) автомобилей будущего, идеи которых, в том числе и эргономические, воплощаются в практике проектирования.

В японском автомобилестроении с участием дизайнеров и эргономистов создаются машины как для массового потребителя, так и для дифференцированных потребительских групп: молодежи, инвалидов, лиц пожилого возраста, любителей автомобильных поездок с целью проведения отдыха, досуга и т. д.

Новые междугородные и городские автобусы промышленно развитых стран разительно отличаются от своих предшественников уровнем комфортабельности и удобств, создаваемых для пассажиров, включая инвалидов, водителей и тех, кто обслуживает машины после трудового дня.

Во многих странах эргономисты совместно с дизайнерами разрабатывают защитные шлемы для мотоциклистов.В одном из них надувная прокладка обеспечивает плотное прилегание шлема к голове и повышает амортизацию при ударе. Подкачка воздуха в прокладку с помощью миниатюрного ручного насоса позволяет подгонять шлем по размеру головы. При выпускании воздуха шлем легко снимается.

Большой массив исследований связан с решением задач проектирования новых и модернизации автомобильных дорог. Среда шоссейных дорог исследуется и проектируется исходя из возможностей и ограничений водителей. Много работ посвящено изучению условий восприятия дороги.

В ряде исследований изучены различные виды дорожных происшествий и выявлены относительные изменения в их частоте в зависимости от уровня освещенности улиц. Изучалась видимость светоотражающих дорожных столбов ночью в сухую и дождливую погоду при двух условиях освещения: только фарами дальнего света и только фарами ближнего света при включенных фарах ближнего света встречного автомобиля. Испытывалось шесть типов дорожных столбов белого и зеленого цвета. Специально изучалась реакция водителей на неожиданные световые сигналы о необходимости торможения при езде в горах.

Современные системы управления движением транспорта, которые становятся все более сложными и интеллектуальными и в которых водители предстают не столько операторами, сколько конечными пользователями, предъявляют новые и возросшие требования к развитию соответствующих направлений микро- и макроэргономики. В середине 80-х гг. для столицы Норвегии г. Осло была разработана комплексная программа совершенствования всей системы наземного общественного транспорта и метро. Осуществлены дизайнерские и эргономические разработки: средств транспорта, уличного оборудования, информационного табло, маршрутных карт, проездных билетов, системы визуальных коммуникаций и общее цветографическое решение городского транспорта.

6.4. Эргономика технически сложных
потребительских изделий

Эргономические проектирование, разработка и оценка технически сложных потребительских изделий по своему масштабу, методологии и сферам приложения не уступают другим направлениям развития рассматриваемой научной и проектировочной дисциплины. Ими занимаются многие ведущие эргономические центры исследований и разработок. Так, в 1970 г. при факультете кибернетики и эргономики политехнического университета в английском г. Лавбро создан первый в мире Институт эргономики потребительских изделий. Эргономические проблемы, связанные с потребительскими изделиями, представляют собой нечто иное, чем эргономика, с которой мы привыкли иметь дело. Это не эргономика труда, не эргономика предприятий и систем, не эргономика производственного процесса. Это эргономика, затрагивающая каждого, от ребенка до старика, потому что все имеют дело с изделиями повседневного пользования, которыми они окружены. Это эргономика совсем другого рода, но тем не менее эргономика.

В технически сложных потребительских изделиях (вещах) выделяют рациональность, т. е. их объективно-технологическую структурность. Уровень технологии в структурном плане более глубок, чем даже функциональное описание вещей. Такой технологический уровень представляет собой абстракцию: в повседневном быту мы практически не отдаем себе отчета в том, какова технологическая реальность наших вещей. Однако эта абстракция и есть глубочайшая реальность — именно ею определяются радикальные перемены в нашем бытовом окружении. Более того, она составляет — и здесь нет никакого парадокса — самое конкретное, что есть в вещи, поскольку структурная эволюция вещей — это и есть процесс технологического развития.

В бытовой технике от человека сегодня требуется минимум вмешательства, минимум затрат энергии. Технический предмет, требующий от нас лишь чисто формального соучастия, изображает нам мир, где нет усилий, где энергия абстрактна и всецело подвижна, где жест-знак обладает абсолютной действенностью.

Эргономические исследования и разработки потребительских изделий вторгаются в сферу "вещетворения" и "вещепользования", в которой человек испокон веков выступает как демиург, как "делатель", как homo faber. Всегда ценились мастера, знавшие секреты изготовления тех или иных вещей. Невозможно удержаться, чтобы не привести достаточно большой отрывок из работы В. Н. Топорова, в котором с поэтической глубиной "схвачены" процессы вещетворения и вещепользования.

"Вещь ... вне природы и природного ряда; она создана искусственно мыслящей рукой человека, которая, создавая вещь, обучает ее, исходя из «антропоцентрических» принципов: человек включает вещь в эволюцию соответствующего «вещного» ряда, с ее отбором, борьбой «видов», прогрессом, придает вещи понятие цели, научает ее элементарным действиям, скопированным с него самого или продолжающим человека, «заражает» вещь «разумом» — теми способностями и их сочетаниями, которые иногда настолько превосходят человеческие, что способны уходить из-под опеки и контроля человека и становятся непредсказуемыми, по крайней мере в непосредственной и четкой форме (ср. фольклорный и литературный мотив «бунта» вещей), и тогда уже вещь на определенной ступени сложности становится как бы «мыслящей» и в этом качестве ведет за собой все более и более «овеществляющуюся» руку. Из сказанного видно, что вещь (и только вещь) так зависит от человека, ее «отца-родителя». С самого начала она несет в себе печать человека, его «часть» и со временем все адекватнее и эффективнее учитывает потребности человека, наращивая и на этом пути «человекосообразность». Беззащитная и бессловесная, вещь отдается под покровительство человека и рассчитывает на него. Оставить без ответа это движение и «решение» — значит пренебречь судьбой «человеческого» слоя в вещи, затруднить условия контакта человека с вещью и, сузив «человеческое» в вещи, подтолкнуть самого себя, человека, на путь овеществления. Перестать ощущать эту теплоту вещи — большая утрата и для человека и для поставленной ему в соответствие — в долг и в заботу — вещи"

В. Н. Топоров

 

Рассмотрение вещи в антропоцентрической перспективе, при которой не только ценится ее "вещная" польза, но и осознается душевная привязанность к вещи, дающая основание полагать, что с вещью может соединиться и "душевная" польза, позволяет точнее определить место эргономики в создании потребительских изделий и избежать возможных упрощений при этом. Антропоцентрическая перспектива открывает возможность более чутко улавливать содержательную динамику происходящих перемен в "вещном" мире, вектором которых становятся: вещь — душа — смысл.

Почти все технически сложные и другие потребительские изделия сосредоточены в жилище человека. Разделяя классическое изречение Витрувия, сказавшего вслед за общим воззрением древности, что прекрасное здание должно быть построено "подобно хорошо сложенному человеку", и утверждение Микеланджело, согласно которому "части архитектурного целого находятся в таком же соотношении, как части человеческого тела, и тот, кто не знал и не знает строения человеческого тела в анатомическом смысле, не может этого понять", П. Флоренский развивает оригинальную концепцию: жилище, дом есть орудие орудий. По замыслу своему, жилище должно объединять в себе всю совокупность наших орудий — все наше хозяйство. И если каждое орудие порознь есть отображение какого-либо органа нашего тела с той или другой его стороны, то вся совокупность хозяйства, как одно организованное целое, есть отображение всей совокупности органов, в их координированности.

Объектом изучения эргономики являются не только вещи, но и жилище в целом, отдельные его функциональные зоны. Организация деятельности домашних хозяек привлекла внимание ученых США еще в начале 20-х годов. Уже тогда отмечалось, что неправильная планировка кухни приводит к излишней ходьбе домашних хозяек, которая за год достигает 170 км. Была установлена связь между ростом человека и высотой рабочих столов и стульев, составлена таблица зависимостей. В 40-е годы в Швеции проводились антропометрические измерения населения для оптимизации проектов кухонных помещений.

После второй мировой войны во многих странах были разработаны и выполнены программы исследований жилой среды и ее связи с социальными условиями и архитектурными решениями. Цель исследований — определение требований людей к строительству жилья, его планировкам и оборудованию. Исследовались основные функциональные зоны жилища и виды деятельности в них.

Жилище представляется чем-то большим, нежели просто место, где мы живем. Жилище — это не только уют и комфорт, но и средство самовыражения и развития личности. Другими словами, речь идет о таком жилище, в которое каждый член семьи вносит что-то свое и в котором находит часть себя. Для того чтобы создать такое жилище, необходимо изучить потребности, желания и увлечения всех членов семьи, уметь их сочетать и приспособить к единому организму домашней жизни. Вдохнуть жизнь в пространство, заключенное между четырьмя стенами, — вот образ такого жилища. Архитектурное пространство становится жилищем, когда его разумно и со вкусом наполняют добротными, красивыми, удобными изделиями, которые приносят в дом радость, помогают в быту и работе.

Слово "жилище" имеет много оттенков значения. Оно часто ассоциируется с безопасностью, комфортом, общением и отдыхом. Однако нередко забывают, что деятельность в домашних условиях — одно из наиболее важных занятий во всем мире и что несчастных случаев больше происходит дома, чем вне его. Современная деятельность в жилище связана с использованием многочисленных сложных машин. Это наиболее существенные причины вторжения эргономики в сферу формирования современного жилища, оптимизации физических факторов его среды и проектирования изделий и оборудования для него.

Перед студентами одного училища дизайна Германии была поставлена задача разработать комплексную тему "Ребенок и окружающий мир". Студенты провели эргономические исследования, связанные с проблемой безопасности детей в жилых помещениях. Оказалось, что оборудование большинства квартир Германии создавало опасности, приводившие к большому количеству несчастных случаев.

Были разработаны специальные крышки и пробки для флаконов с лекарствами, уксусом, моющими средствами, которые дети не могли открыть. Для предотвращения ожогов сконструирована специальная штанга для плиты, которая не позволяет ребенку подходить к плите вплотную. Для окон создана система решеток, составленных из круглых стержней и соединительных элементов, которые легко собираются; кроме того, эти детали используются для устройства детских манежей. Студенты разработали проект детской коляски, "шагающей" по лестнице. Конструкция коляски обеспечивает безопасность ребенка и в то же время позволяет использовать ее корзину в качестве детского сиденья в легковом автомобиле.

Эргономисты и дизайнеры проектируют мебель для детских садов, которая отличается от обычной не только размерами, но и иным подходом к ее разработке, учитывающим психофизиологические особенности ребенка. Она производится, как правило, из недорогих материалов, отличается удобством, безопасностью и простотой форм.

Эргономисты принимают участие в разработке проектов компьютеризированного жилища будущего, которых с каждым годом становится все больше. Проекты ориентированы на создание полностью автоматизированного дома, где центральный компьютер управляет многочисленными исполнительными устройствами, каждое из которых выполняет отдельную функцию: уборку квартиры, ее охрану, включение и выключение отопления, электро- и радиоприборов и др. Правда, такой совершенный дом, по замечанию японского дизайнера Исао Хосоэ, в конце концов оказывается населенным совершенными же машинами, а человек лишь мешает нормальной деятельности системы, которая должна была облегчить ему жизнь.

Создание технически сложных потребительских изделий, отвечающих требованиям потребителя, возможно лишь при содружестве конструктора, дизайнера и эргономиста. Деятельность последних двух имеет много общего. Дизайн и эргономика вырастают из осознания того, что функция изделия определяется характером взаимодействия в системе «человек — техническое средство — задача», из понимания необходимости удовлетворять требования потребителя. А это исключает как изготовление изделий с привлекательным внешним видом, но не выполняющих свое назначение, так и изделий, соответствующих своему назначению, но неприятного, неэстетичного вида. Если изделие, например «техническое средство», должно подвергаться манипулированию в дополнение к его визуальному контакту с потребителем, то его стилевые качества влияют и на «глаза», и на саму «манипуляцию», то есть влияют и на выполнение задачи и в конечном итоге на удовлетворение потребителя.

Для эргономического и дизайнерского проектирования важны те способы, которыми быт воздействует на технику или, точнее говоря, сковывает ее. Постоянное наложение бытовой системы на техническую лежит в основе этих видов проектирования. Эргономические исследования и разработки технически сложных потребительских изделий ориентированы на решение следующих задач:

1) обеспечить удобство пользования;

2) способствовать эффективному выполнению назначения изделия;

3) не нарушать сложившиеся стереотипы поведения людей (например, движение поворотной ручки прибора по часовой стрелке всегда ассоциируется с увеличением, а против — с уменьшением);

4) обеспечить безопасность использования. Каждая из четырех задач представляет сложную научную, проектную и конструкторскую проблему, не говоря уже об их комплексном решении.

При проектировании и оценке потребительских изделий используется, как правило, следующая схема эргономического анализа. В первую очередь, выясняют, выполняет ли изделие свое прямое назначение (т. е. назначение ножа, стиральной машины и т. д.). Потом исследуют, не вызывает ли изделие несчастных случаев или каких-нибудь затруднений, а также легко и удобно ли им пользоваться. Другой важный вопрос заключается в том, эффективно ли изделие, когда им пользуются обычные потребители, а также когда им пользуются особые группы потребителей, например пожилые люди и инвалиды. Наконец, обращают внимание на отходы, связанные с определенным изделием, и рассматривают, нет ли подходящего способа их утилизации.

Во многих странах осуществляются эргономические разработки устройств, с помощью которых можно регулировать приспособление потребительских изделий к индивидуальным особенностям потребителей (размерам тела, фигуре, вкусам и др.). Сложной проблемой является разработка и включение в изделие механизма обратной связи, который позволял бы потребителям убеждаться в том, что приспособление применено правильно и в соответствии с рекомендациями эргономики.

В США и других странах проводятся эргономические исследования леворукости и других форм одностороннего предпочтения действия или восприятия с целью учета этих особенностей людей при проектировании потребительских изделий. Левшам труднее жить, потому что мир, созданный человеком, создан с учетом праворукости. Разрабатываются методики эргономического анализа и проектирования изделий для леворуких, которые использовались при разработке кухонных ножей, ножниц, электрической дрели, циркулярной пилы, столярных инструментов и многих других потребительских изделий. Условия жизни и труда в социальном мире создаются с эмпирическим, к сожалению, до сих пор в должной степени еще не осознанным учетом асимметрии только правшей. Левши остаются неизмеримо менее известными, чем правши.

Много конструктивных решений, направленных на создание дополнительных удобств и облегчение пользования потребительскими изделиями, рождается инженерной и дизайнерской мыслью, а также предлагается самими потребителями. Большинство таких проектных предложений и конструктивных решений отвечает требованиям эргономики. Развивается инновационный дизайн, предлагающий принципиально новые решения изделий (по форме, применяемым материалам, функциональному назначению и т. д.) и ориентированный на возможности и особенности пользователей.

Успехи развития эргономики жилища не должны заслонять того факта, что именно в этой сфере проявляются опасности, которые подстерегают развитие эргономики в целом. Сугубо утилитарный подход к формированию оптимальной в функциональном отношении среды в сочетании с проектированием для промышленности может превратить ориентированную на человека эргономику в свою противоположность. В формировании жилища — это дом, понимаемый как машина, призванная с наибольшей эффективностью выполнять необходимые полезные функции. В этой связи ширится неприятие эргономики современным дизайном. Эргономика стоит перед необходимостью осмысления своих проектных задач в органичной связи с культурно-символическим и эмоциональным освоением жилой и любой другой среды жизнедеятельности людей, позволяющим человеку пережить среду как нечто созвучное себе. Другими словами, речь идет об усилении междисциплинарной стратегии эргономических исследований и разработок, синтезе гуманитарных, естественно-научных и технических знаний, дополненном интуитивным творческим подходом дизайнера.

Не только "человек — мера всех вещей", но в известном отношении и обратно: "вещь — мера всех людей".

Новое осмысление проектных задач эргономики связано также с необходимостью ее ориентации на создание экологически чистых изделий и объектов. При создании таких изделий — перерабатываемых, разбираемых или уничтожаемых — эргономисты должны рассматривать альтернативные технологии, системы и оборудование, условия их эксплуатации и воздействие на окружающую среду. Эргономисту необходимо четко представлять технический процесс или его фрагмент, руководствоваться данными о получаемых продуктах, энергозатратах, экологических воздействиях, связанных с производством выбранного для изделия материала и его обработкой.

6.5. Эргономика для инвалидов
и пожилых людей

Эргономические исследования и разработки — неотъемлемая часть реабилитации инвалидов, которая, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет процесс, целью которого являются профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны при том или ином заболевании.

Это соотнесенное со средой обитания определение означает, что инвалидность зависит от ситуации и что ухудшение функций может быть инвалидностью в одной ситуации, в то время как в другой инвалидность может не иметь места. Иными словами, факторы окружающей среды, например отсутствие лифта или оборудование лифта, создают ситуации, когда ухудшение функций превращается в инвалидность.

Из-за различных функциональных нарушений в организме, вызванных врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями, а также возрастными изменениями (снижение подвижности суставов, ослабление зрения, слуха, памяти и т. д.), инвалиды и пожилые люди часто не в состоянии свободно ориентироваться в окружающей среде, формируемой без учета их специфических особенностей, а потому постоянно создающей для них трудности различного характера: производственные, трудности в пользовании городским транспортом, в использовании оборудования жилища и т. д. Все это ставит инвалидов и пожилых людей в неравное положение с большинством населения, ограничивает их возможность трудиться на производстве.

Учет специфических особенностей этой категории населения — важный фактор организации труда, планирования городской среды и жилищного строительства, а также разработки и производства промышленных изделий. Реальное улучшение положения пожилых людей и инвалидов происходит тогда, когда оно становится общенациональной заботой. При этом речь идет не только и не столько о государстве, сколько о роли и месте в этом деле различных свободных объединений граждан, которые сегодня называют "посредническими структурами" или "промежуточными сообществами", находящимися, по определению П. Бергера и Р. Нейхауза, между отдельной личностью и общественными сверхструктурами (включая и государство), посредничая между ними. Составляя живую ткань гражданского общества, названные структуры или сообщества ближе к индивидуальным и особым нуждам пожилых людей и инвалидов и действуют как ближний, что в данном случае вряд ли чем-либо можно заменить.

Адаптация окружающей среды к возможностям и особенностям пожилых людей и инвалидов может быть дорогостоящей, но если ее необходимость признается на ранней стадии проектирования, то стоимость значительно снижается. В 1983 г. шведский опыт планомерного учета возможностей и особенностей инвалидов в строительстве и модернизации зданий и сооружений был обобщен в издании ООН "Конструирование с заботой. Справочник по приспособлению существующих зданий и нового строительства к нуждам инвалидов ". Книга предназначена прежде всего для развивающихся стран, чтобы они в будущем развитии строительства смогли избежать тех ошибок, которые имели место в Швеции и других промышленно развитых странах.

Многие инвалиды могут хорошо выполнять свою работу. Для того чтобы решить, является ли физический недостаток одновременно также нетрудоспособностью, необходимо знать, какие ограничения он накладывает на человека и каковы требования работы, предъявляемые к нему. Английские эргономисты описывают случай с кассиром 48 лет, выдававшим в фирме зарплату, который лишился правой руки ниже локтя в результате автомобильной катастрофы. Работодатели решили, что больше не могут его использовать на прежней работе и предложили ему на выбор либо стать рассыльным, либо уйти с работы и получать небольшую пенсию. И никто, даже он сам, не подверг сомнению разумность этого решения. И лишь четыре месяца спустя кому-то пришло в голову задать простой вопрос: не является ли он левшой? На деле так оно и оказалось и, следовательно, его увечье не мешало ему выполнять прежнюю работу.

Все большее количество фирм понимают важность использования труда инвалидов, составляют подробные перечни физических требований, необходимых для выполнения каждой работы на их предприятии, проводят регулярные осмотры и оценивают способности всех сотрудников независимо от того, инвалиды они или нет. В результате фирмы располагают более точной и объективной информацией о рабочих и работе.

Приспособление работы, условий и орудий труда к инвалидам и пожилым людям должно основываться на анализе структуры различных видов деятельности, квалификации дефекта и оценке степени утраты тех или иных функций у лиц, нуждающихся в трудовой реабилитации. Выявление целей деятельности, системы действий и реализующих их операций, входящих в структуру деятельности, позволяет установить степень "участия" утраченной функции (например, движения, зрения, слуха и т. д.) в выполнении конкретной операции. Квалификация дефекта состоит в получении целостной характеристики снижения работоспособности, ограничении трудовых возможностей, вызванных ослаблением или выпадением определенных функций, и выделении сохранных. Сопоставление результатов анализа деятельности со степенью снижения тех или иных функций является основанием для выводов о принципиальной возможности трудовой реабилитации инвалидов и о выборе мер по ее осуществлению в каждом конкретном случае.

Не видя в пожилых людях полноправных своих членов и потеряв из вида личность, общество зачастую фокусирует свое внимание на группах людей. По отношению к пожилым людям часто оперируют шаблонными категориями, различия считаются несущественными. "Чтобы изменить отношение общества, мы должны обратить внимание на индивидуальные качества человека, его личные нужды. Первым шагом на этом пути является полное понимание процесса старения, который неизбежно коснется всех. Старение — это результат биологических и социальных изменений. Старение не болезнь, которая может быть вылечена, или инвалидность, которую можно облегчить протезированием или использованием кресла-коляски.

Комплексом специфических психофизиологических особенностей характеризуется снижение функциональных особенностей организма, вызванное старостью. Изменение основных функций организма к пенсионному возрасту носит явно выраженный характер. Наиболее выраженные изменения наступают прежде всего в зрительной системе, затем нарушается легочная вентиляция, появляются изменения в сердечно-сосудистой системе, опорно-двигательном аппарате, нарушается обмен веществ. Наряду с указанными изменениями американские эргономисты обращают внимание на необходимость учета при проектировании объектов и окружающей среды для пожилых людей следующих особенностей их поведения:

1) осторожность, проявляемая при обследовании с применением тестов и т. п.;

2) неторопливость в принятии решений;

3) стремление преодолеть неуверенность;

4) осторожность в принятии рискованных решений;

5) повышенная забота о безопасности;

6) избирательность в обучении новым видам мастерства и при переподготовке;

7) более взвешенный взгляд на будущее развитие технологии и ее освоение;

8) большая обеспокоенность дефицитом товаров и потребность в более тонком учете возможностей и особенностей пожилых людей при проектировании промышленных изделий и окружающей среды;

9) стратегия и тактика, направленные на достижение вышеупомянутого, включая и закупки.

Обращается также внимание на то, что если какая-либо конструкция приспособлена к особенностям пожилых людей, то зачастую и более молодые люди могут с большей легкостью, точностью и надежностью выполнять работу на этом оборудовании, расходуя меньше энергии, а иногда и быстрее работая, особенно в случаях повторяющейся задачи.

Изменения, связанные со старением и проявляющиеся в физиологических и когнитивных процессах, влияют на способность пожилых людей действовать и осуществлять отправления организма. Проблемы дееспособности, с которыми сталкивается эта категория людей, становятся все более важными в связи с изменениями в демографической структуре населения. Эргономические разработки, в основе которых лежат анализ человеческих возможностей и проектирование, соответствующее этим возможностям, — одно из наилучших средств решения проблем, встающих перед пожилыми людьми не только на работе, но и дома, в городской среде и сельской местности, на отдыхе.

Эргономисты занимаются тем, что находят пути и способы включения данных о функциональных возможностях пожилых людей в проектирование промышленных изделий, транспортных средств, жилой среды, средств помощи на отдыхе. Они работают в следующих направлениях:

1) проектирование жилой, производственной и рекреационной сред с целью минимизировать опасности и оптимизировать функциональные способности пожилых людей в этих средах;

2) проектирование пользовательских интерфейсов, органов управления и средств отображения информации в соответствии с возможностями и особенностями пожилых людей;

3) изучение связи между старением и выполнением работы, особенно того, как возраст влияет на специфические виды работ и рабочие функции;

4) изучение старения в связи с водительскими умениями и поведением пешехода и разработка стратегий, позволяющих пожилым людям сохранять эти умения и успешно выполнять этот вид деятельности;

5) разработка и оценка обучающих стратегий, которые эффективны в обучении пожилых людей новым умениям (работа) или сохранении умений (вождение автомобиля);

6) проектирование дорожных сред на автомагистралях, приспособленных для пожилых водителей;

7) изучение взаимосвязей между старением, упражнениями и деятельностью. В последнее время разрабатывается все больше обучающих стратегий с целью обучения пожилых людей навыкам работы с компьютером.

Эргономисты многих стран проводят исследования и находят совместно с дизайнерами и конструкторами оригинальные проектные решения орудий труда и приспособлений к ним, организации рабочих мест и улучшения условий труда, позволяющих существенно компенсировать или даже полностью освободить человека от ограничений, связанных с тем или иным видом инвалидности. Английские эргономисты модифицировали многие виды работ с учетом тех ограничений, которые присущи деятельности инвалидов. Разрабатываются различные средства приспособления машин к рабочим с ограниченной подвижностью ног. На английской фабрике товаров для туристов работник с парализованными ногами приводит в действие швейную машину с помощью специальной рукоятки, включаемой локтем вместо ножной педали. На другой фабрике рабочий, потерявший обе ноги, сидя в инвалидном кресле, выполняет операции крепления металлических деталей к полкам. Его рабочее место организовано таким образом, что инструменты и детали находятся в зоне досягаемости, а полка закрепляется специальным зажимом. В одной голландской фирме группа девушек с парализованными ногами работает на небольших прессах, которые в обычных условиях требуют интенсивного использования ног.

Необычный эргономический подход к проектированию оборудования для рабочих с ограниченной подвижностью рук продемонстрировали в Норвегии. Одна фирма взяла на работу группу девушек, подвижность пальцев у которых не была нарушена, но их считали непригодными для работы на пишущей машинке из-за ограниченной подвижности рук. В помещении с потолка над каждым рабочим местом была подвешена система шкивов, грузов и противовесов на стропах, чтобы машинистки могли класть на них руки. Эти приспособления компенсировали недостаточность движения рук и управления ими. Благодаря этому девушки быстро научились печатать и стали хорошими машинистками.

Аналогичным образом поступили и на одной английской фабрике. Для рабочего с одной рукой деревообрабатывающий станок не модифицировали, а сделали резиновое приспособление на протезе, в котором вырезается паз в виде ласточкина хвоста, помогающий удерживать материал.

Частичная нетрудоспособность, связанная с утратой способности наклоняться, поднимать или носить тяжести, также является сферой эргономических исследований. На одном английском заводе рабочим, занятым на отрезных машинах в прокатном цехе, приходилось брать небольшие металлические пластины, производить контроль поверхности и, нагнувшись, класть их в стопку на полу. Введение ленточного конвейера, приподнятого над полом, и нескольких тележек нужной высоты позволило им работать, не нагибаясь, почти все время, что значительно расширило диапазон деятельности для многих частично нетрудоспособных рабочих.

Специальным средством корректировки различных дефектов зрения является изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте: варьируются направление световых потоков, контрастность рабочих поверхностей и окружающей производственной среды, яркость световых источников, характер окраски помещений и т. д. С помощью визуальной организации пространства корректируются и другие дефекты: при повышенном времени реакции рекомендуется использовать боковой свет для создания лучшего контраста, при уменьшении способности к концентрации внимания на объекте для достижения полного перцептивного комфорта целесообразно соотношение контраста рабочей поверхности и фона 3:1; при различных вестибулярных нарушениях для предотвращения монотонности используются более яркие цвета, а некоторые формы контрастности, наоборот, уменьшаются. При расстройствах зрительно-моторных координаций недопустимо использование ослепляющих источников. Многие средства корректировки дефектов зрения основываются на результатах исследований офтальмоэргономики, получающей все большее развитие.

Проектирование новых технических средств, удовлетворяющих требованиям инвалидов, обусловливает перестройку всего трудового процесса. Неизменными остаются лишь цель и результаты деятельности, а процесс их достижения проектируется заново с учетом выпавшей функции. Соответственно этой задаче проектируются новые действия и операции, технические средства, разрабатываются эргономические требования к ним.

Эргономическое решение при проектировании новой деятельности состоит в нахождении оптимального варианта перераспределения функций, которые нарушены вследствие дефекта, при этом нарушенные функции передаются здоровым органам или техническим средствам. Например, ручное управление автомобилем для инвалидов влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновку.

Особую трудность представляет проектирование среды для инвалидов, пользующихся креслом-коляской. Для их передвижения требуются: большое пространство; размещение органов управления, выключателей и прочего оборудования на определенной высоте; создание различных вспомогательных приспособлений, мебели с открытым внизу пространством для ног и другие особые условия и приспособления.

Значительное внимание в исследованиях и рекомендациях уделяется проектированию предпочтительных размеров различных элементов зданий: подходов, пандусов, ступенек наружных и внутренних лестниц, перил, порогов, дверей, ручек, окон, полов, а также выбору фактуры и цветовых решений покрытий и отделки с учетом требований инвалидов. В общественных зданиях, например, рекомендуется отдавать предпочтение скользящим или сдвижным дверям. Исключаются вращающиеся двери, так как они не безопасны для инвалидов в креслах-колясках, а также инвалидов с нарушением двигательных функций и слепых. Дверные ручки рекомендуется делать овальной формы или рычажного типа, удобные для людей с нарушением моторных функций. На случай потери инвалидом равновесия на лестнице рекомендуется предусматривать овальной или круглой формы перила двух уровней по обеим ее сторонам. Между перилами и стеной должно оставаться пространство не менее 4 см. Ступеньки лестницы должны быть ровными, без выступов, с шероховатым покрытием.

Проанализировав специфику деятельности инвалидов и пожилых людей на кухне, английские специалисты разработали классификацию операций по степени их сложности и возможной опасности для человека. Затем были разработаны требования к соответствующим изделиям и осуществлено их проектирование. Чаша миксера снабжена, например, съемными присосками, что исключает ее скольжение по столу. Предложены разнообразные конструкции ножей для чистки овощей и фруктов, комплектуемые штырями для накалывания плода либо штативами для закрепления ножа, вокруг которого должен вращаться очищаемый плод. Эти несложные приспособления позволяют пользоваться прибором одной рукой.

Одна английская фирма на основании учета эргономических данных создала настольную плиту, представляющую собой модернизацию серийной модели. В ней применены новые рукоятки, выполненные в виде крестовины с углублением на одном плече. Это углубление позволяет на ощупь контролировать положение рукоятки при переключении.

Создание туалетной и ванной комнат для инвалидов, пользующихся креслом-коляской, сопряжено с наибольшими трудностями, поскольку в этом случае с особой точностью нужно решать вопросы пространственной планировки, предусматривать приспособления, облегчающие пользование этими помещениями: вспомогательные поручни (съемные и постоянные), регулируемое по высоте сиденье унитаза и т. п.

Соответствие пространства и оборудования жилища функциональным требованиям представляет необходимое, но не достаточное условие создания полноценной среды обитания для пожилых людей и инвалидов, так как есть более тонкие "неуловимые" качества жилища, которые придают жизни смысл, цель и радость.