Предпосылки возникновения эргономики

Хотя эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, ее истоки восходят к первобытному обществу, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенного вида работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. Уже со времени второй межледниковой эпохи, как показывают археологические находки, удобство применения и соразмерность орудий труда с органами человека явились основной целью их усовершенствования. В доисторические эпохи удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти: если он изготовил плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше.

Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами, из ремесел и обычаев наших предков. Каждое новое техническое приспособление, созданное в первобытном обществе, в первую очередь расширяло область управляемого и используемого в окружающей среде.

В истории развития материальной культуры можно отметить бесконечное число орудий и вещей, при создании которых в той или иной мере решались задачи, стоящие перед эргономикой. В работе ремесленника, изготовлявшего такие орудия, сочетался труд и мастера, и эргономиста, и художника. Он старался сделать вещь рациональной, удобной, привлекательной на вид.

В середине XIX века на базе технического прогресса возникает массовое производство, отличающееся узкой номенклатурой выпускаемых изделий, большим объемом и регулярностью изготовления однородной продукции. Центральной фигурой в процессе создания продукции становится инженер. Появление машин и массовость производства обусловили необходимость пересмотра традиционных принципов создания вещей, изделий и самих машин. Происходит разделение проектирования, конструирования и изготовления изделий. Если ремесленник хорошо знал своего заказчика, то инженер представляет потребителя в общих чертах, будучи при этом убежден, что человек может приспособиться к манипулированию любым изделием или машиной. На первый план выступают технико-экономическая целесообразность и сложность создаваемого изделия или машины.

Простые орудия труда представляют продолжение рабочих органов человека. Этим обусловлено их относительно высокое приспособление к человеку, размерам его тела и физической силе. Если рабочий инструмент служит продолжением рабочих органов человека, то машина заменяет определенные операции физического труда техническими операциями. В этом случае уже не техника приспосабливается к человеку, а человек приноравливается к машине.

Сравнивая в начале XX века человека с машиной, Ф. Тейлор пришел к выводу, что на промышленных предприятиях удается использовать лишь 20% реально возможной эффективности труда рабочих. Начались поиски путей реализации имеющихся возможностей. Задавшись целью найти для каждого вида работы наилучшие приемы, он положил начало научному изучению трудовой деятельности. Рассматривая рабочего в качестве одного из элементов технологической системы производства, Ф. Тейлор обосновывает необходимость разделения трудовых функций работающих на элементарные операции и стандартизированные движения.

Предложенный метод изучения рабочих движений позволил выбирать наиболее рациональные, с точки зрения экономии времени, способы их выполнения.

С именем Ф. Тейлора связаны зарождение и практическая реализация в промышленном производстве концепции инженерного проектирования методов работы. Человек исследовался как объект технического конструирования и управления. К развитию этой концепции имел отношение Ф. Гилбрет, который обосновал необходимость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса. Тейлор считал, что рост производительности труда возможен путем стандартизации методов, орудий, приемов труда, причем нормы деятельности должны вводиться принудительно. Концепция, согласно которой трудовой процесс должен проектироваться экспертами (инженерами) и обязанность рабочих следовать инструкции, названа тейлоризмом. Эта концепция явилась одним из направлений американской теории управления. Тейлоризм содержит постановку проблемы роли малой рабочей группы на предприятии, а мотивы поведения рассматриваются в нем такими же важными факторами производства, как способы труда и инструменты.

По Ф. Тейлору, максимальная подгонка человека к машине предполагает и соответствующее ее проектирование. Принцип соответствия орудий труда физическим возможностям работника был реализован американским инженером на практике, в конструкции простейших орудий труда — лопат. Определяя оптимальные размеры лопат, которые использовались при засыпке различных материалов, Тейлор рекомендовал лопаты с большей поверхностью совка для легких материалов и лопаты меньших размеров — для более тяжелых материалов. Благодаря этому всегда обеспечивался оптимальный вес груза на лопате. Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Тейлором эмпирически.

Дальнейшее развитие исследования Тейлора получили на заводах Форда, где весь трудовой процесс расчленялся на столь большое число мельчайших операций, что автомобиль собирался, находясь в безостановочном движении. Форд стремился к тому, чтобы рабочий по возможности выполнял единственную операцию единственным движением. Строго соблюдалось правило, чтобы ни один рабочий не спешил — ему предоставлялись необходимые секунды для выполнения операции, но ни одной больше. "Стремление все делать лучше и скорее, чем прежде, — считал Форд, — заключает в себе решение почти всех фабричных проблем".

Непременным условием высокой работоспособности являлись чистые, светлые и хорошо проветриваемые производственные помещения. Около 700 человек были заняты исключительно чисткой заводских помещений, мытьем стекол и окраской. Темные углы, которые соблазняют к нечистоплотности, окрашивались белой краской. "Без чистоты, — убежден Форд, — нет и морали. Неряшество в поддержании чистоты у нас так же нетерпимо, как небрежность в производстве. При выполнении каждой операции точно измерялось пространство, необходимое рабочему, которого "нельзя стеснять — это было бы расточительностью. Но если он и машина требуют больше места, чем следует, то это тоже расточительность".

В конце XIX — начале XX века в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изучают влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды.

Развитие производства поставило на повестку дня проблемы профессионального отбора. Первые работы в этой области выполнил накануне первой мировой войны немецкий психолог Г. Мюнстерберг. Изучая в 1910 г. вопросы профессионального отбора вагоновожатых трамвая, Г. Мюнстерберг выделил у представителей этой профессии индивидуальные качества, оказывающие наибольшее влияние на их трудовую деятельность: показатели внимания, быстрой ориентировки и предвидения. Для оценки способностей к водительской профессии Г. Мюнстерберг разработал специальную тестовую методику, представляющую собой динамическую модель улицы, где движется трамвай и которую пересекают справа и слева пешеходы, извозчики и автомобили. Испытуемые должны были на основе оценки расстояния, направления и скорости управляемого ими трамвая предсказывать возможность его столкновения с указанными объектами. В 1930 г. были опубликованы данные, согласно которым 100 профессионально отобранных вагоновожатых имели на 16.5% меньше несчастных случаев, чем 100 неотобранных.

Ко времени первых шагов в области профессионального отбора относится возникновение психотехники, задача которой — приложение психологии к решению практических вопросов. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В дальнейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психология воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п.

В психотехнике зарождались идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном немецким ученым Ф. Гизе различении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требованиям профессии.

В результате совершенствования тейлоровских методов организации производства и труда исчерпываются резервы использования рабочего времени. Производство вынуждено переходить к новым методам управления, в которых человек начинает играть роль не только не меньшую, а позднее и большую, чем фактор технический и материальный.

Осознание того, что игнорирование возможностей и особенностей работающего человека начало тормозить производство, стало импульсом развития дисциплин, изучающих человека, его труд. В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психология и гигиена труда, а результаты их исследований внедряются в производство. Отмечается улучшение физической среды на производстве (температура, влажность, освещенность, вентиляция, шум, вибрация).

В ходе исследований накапливались знания об отдельных аспектах трудовой деятельности человека и факторах, ее определяющих. Принципы технологического детерминизма в подходе к изучению трудовых функций "частичного человека" в крупном машинном производстве определяли направленность исследований. Физиология труда, биомеханика, психология труда и ряд других дисциплин решают задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, профессиональное обучение, тренировка человека к конкретным технологическим процессам, орудиям и машинам. Даже когда вопрос исследования формулировался термином "приспособление машины к человеку", то это выражало лишь частную задачу внутри той же общей проблемы подчинения человека машине.

В 20-е годы XX века зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенными под руководством Э. Мэйо знаменитыми хоторнскими экспериментами в американской "Вестерн Электрик Компани" близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, он показал, что новые условия производства, качественно изменившийся состав рабочих настоятельно требуют переноса центра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на социальные и психологические стимулы.

Э. Мэйо явился основателем теории "человеческих отношений" — одного из направлений теории научного управления. Подвергнув критике тейлоровскую концепцию "экономического человека", он экспериментально доказал, что наряду с материальными стимулами большое значение имеют такие психосоциальные факторы, как сплоченность группы, в которой работает индивид; взаимоотношения с руководством; благоприятная обстановка на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и др.

Теоретики "человеческих отношений" разработали понятия формальных и неформальных групп, показав влияние последних на формирование благоприятных условий труда. Формальной считают группу, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке. Структура и отношения в неформальной группе возникают естественным образом в процессе человеческого общения и законодательно не регулируются.

Развитие индустриальной социологии, социологии управления и социальной психологии стало основой нового подхода к проблемам использования трудовых ресурсов, изучения возможностей и особенностей человека и малых групп на производстве и привело к созданию социальной философии менеджмента (от англ. management — управление). В основе концепции менеджмента лежали следующие принципы:

1) человек представляет собой "социальное животное", ориентированное и включенное в контекст группового поведения;

2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Уже из краткого изложения предпосылок возникновения эргономики видно, что в конце XIX — начале XX века велись многочисленные и разнообразные поиски оптимальных организационных структур и форм для различных видов человеческой деятельности. Организация характеризуется как взаиморасположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть). Сущность организации раскрывается через ее целостность, а становление, развитие и деградация целостности обеспечиваются прежде всего различными типами связей, особенно связями управления, переводящими организацию из одного состояния в другое.

 

2.2. Зарождение и формирование
эргономики

Термин "эргономия" предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовски, который опубликовал в еженедельнике "Природа и промышленность" статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе".

В 1920 г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20—30-е годы формируется концепция эргонологии (греч. ergon — работа, nomos — закон, logos — учение) и проводятся первые эргономические исследования.

В 1921 г. японский ученый И. Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно развиваются в различных военных организациях.

Неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США накануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Bell Telephone Laboratories).

Эргономические исследования получают развитие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инженерия", "инженерная психология", "исследования личного состава" и др. Для проведения исследований, связанных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял функции контроля и управления, больше всего подходили специалисты, имевшие подготовку в области экспериментальной психологии. Ее методы и результаты явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда называли экспериментальной психологией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным исследованиям по выявлению оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анатомы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

В годы второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых принимали участие представители наук о человеке и инженерно-технические специалисты, осуществлялись под эгидой Комитета по исследованиям личного состава. Под "исследованием личного состава" понималось, с одной стороны, выявление наилучших средств повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат, матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды, а с другой — приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к возможностям и особенностям тех, кто должен их использовать. Английские ученые О. Едхолм и К. Ф. Х. Маррелл отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества.

В Англии в военное время эргономические экспериментальные исследования проводились в лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских исследований. Исследования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с целью улучшения человеческой деятельности. Тем самым предвосхищался девиз: "Приспособление работы к работающему".

После войны в Англии остро ощущались разобщенность и различия интересов ученых, в особенности психологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабораториях и встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи, и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, предметом которых являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся поиски организационных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать научные доклады не в обществе исключительно физиологов, психологов или анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится стремление к совместной деятельности, тесному общению ученых разных специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности стали осознаваться определенные ограничения, накладываемые традиционными дисциплинами.

В целях координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения проблем рациональной организации труда отдельными научными дисциплинами, 12 ученых, встретившись летом 1949 г. в лаборатории К. Ф. Х. Маррелла, решили организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году группа приступила к организации эргономического исследовательского общества, первоначально названного "Общество человеческих исследований", но сразу же было решено найти более подходящее название. Примечателен тот факт, что все организаторы нового научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время войны или после ее окончания.

Второе заседание Общества человеческих исследований состоялось в 1950 г. в Психологической лаборатории Ф. Бартлетта Кембриджского университета. В Обществе к этому времени было уже 50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях обсуждались доклады, посвященные главным образом военной тематике. Вновь был поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия: Общество человеческой экологии (Человеческое экологическое общество), Общество изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К. Ф. Х. Маррелл предложил для названия общества слово "эргономика". 25 членов отдали предпочтение названию "Эргономическое исследовательское общество", а 24 — названию "Общество человеческих исследований". В результате с 16 февраля 1950 г. общество стало называться "Эргономическое исследовательское общество". Это совершенно исключительный в истории науки случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократически — простым большинством голосов.

Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин нейтрален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, как всякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить распространение в других странах.

В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже в Лавбро, первоначально готовивший эргономистов из числа дипломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о человеке, является ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения по подготовке специалистов в области эргономики. При факультете создан Институт эргономики потребительских товаров.Несколько позже эргономистов стали готовить на факультете прикладной психологии Астонского университета в Бирмингеме и факультете промышленного производства Бирмингемского университета, а также в некоторых других высших учебных заведениях.

Начиная с 1962 г. в Англии издается серия брошюр для работников промышленности, посвященных методическим вопросам использования данных эргономики на практике. В 1969 г. был основан информационный центр по эргономике, одна из задач которого — удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики.

Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведения человека в труде, члены Эргономического исследовательского общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рациональной организации труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что отражало существенные изменения, связанные с явной ориентацией его членов на эргономическую практику. "Появление эргономики, — констатирует К. Ф. Х. Маррелл, — можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различных областях к комплексному изучению трудовой деятельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано".

В 1961 г. создается Международная эргономическая ассоциация (МЭА), согласно решению, принятому в 1959 г. на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в Оксфорде. Цель МЭА — способствовать развитию эргономического знания и практики, инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были ученые и специалисты 45 стран, в нее вошли национальные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое общество (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргономическое общество Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в стоматологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала "Эргономика", ставшего официальным органом Международной эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы "Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргономике" (с 1969 г.). Многие национальные и некоторые международные ассоциации, входящие в МЭА, издают специализированные журналы по эргономике.

Формирование исследований
человеческих факторов в технике в США

Первый симпозиум по проблемам человеческих факторов в технике на национальном уровне был проведен в США в 1953 г. Ему предшествовало интенсивное развитие исследований человеческих факторов в проектировании систем и оборудования. Для проведения таких исследований в годы войны были организованы многие университетские центры. Характер исследований требовал приложения усилий ученых разных специальностей, включаемых в целевые группы, которые занимались бы общими проблемами, а не исследованиями в рамках отдельных дисциплин. Так, "с середины и в конце 1940-х годов начата разработка правительственных и университетских исследовательских программ с целью создать фундамент для развития новой области исследования. Такие программы имели: Гарвардская исследовательская лаборатория, Школы авиационной медицины ВМФ и ВВС, Нью-Йоркский университет, Лаборатория прикладной психологии Дж. Гопкинса, колледж Тафта и т. д. Авиационные компании (Дуглас, Ганс-Вот, Локхид и т. д.) организовали лаборатории и стали регулярно использовать результаты исследований в области человеческих факторов. В эти же годы появились и первые печатные издания: "Руководство по данным инженерной психологии", "Руководство по человеческим факторам для проектировщиков", "Человеческие факторы в подводной войне" и т. д. Начиная с 1950 г. появляются и образовательные программы по человеческим факторам для университетов (университет в Иллинойсе, университет Тафта, Мичиганский университет.

В 1957 г. образовано Общество инженерных психологов как отдельное подразделение Американской психологической ассоциации. Тем не менее все острее ощущалась необходимость в создании национальной профессиональной организации, объединяющей специалистов в области человеческих факторов в технике, и издании соответствующего журнала.

В этом же году в США возникло Общество человеческих факторов, в создании которого участвовали члены английского Эргономического исследовательского общества. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала "Человеческие факторы". Кроме того, в США ежемесячно издаются "Бюллетень Общества человеческих факторов", а также международные журналы "Человеческие факторы в производстве" и "Взаимодействие человека и компьютера". Термин "человеческие факторы" возник в результате буквального перевода и сокращения американского выражения human factors engineering ("техника человеческих факторов") и получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе и на других континентах определяют термином "эргономика". Человеческие факторы и эргономика как сферы научных исследований и разработок имели некоторые различия на первых этапах своего развития, хотя и тогда представляли одно направление научной и практической деятельности. Однако различия между ними все больше нивелировались, а само это направление обогащалось за счет сближения исследований и разработок человеческих факторов в технике и эргономики.

В 1994 г. американское Общество человеческих факторов переименовано в Общество человеческих факторов и эргономики. В 1997 г. это общество насчитывало 5011 членов, в том числе 754 студента университетов и других вузов США. В обществе действуют следующие технические группы (в скобках указано количество членов): аэрокосмические системы (382), эргономика для пожилых людей (289), когнитивная инженерия и принятие решений (492), коммуникации (755), компьютерные системы (755), потребительские товары (531), проектирование среды (195), индивидуальные различия (168), производственная эргономика (811), медицинские системы и реабилитация (324), организационное проектирование и менеджмент (377), безопасность (692), наземный транспорт (294), системотехника (187), испытания и оценка (281), обучение (362), виртуальная реальность (248) и др.

В 1970 г. подготовку специалистов в области человеческих факторов на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета США. В настоящее время страна по количеству и качеству подготовки кадров эргономистов лидирует в мире. Одновременно с расширением подготовки кадров в США издаются работы по научным проблемам и методам исследования человеческих факторов в технике, а также руководства для инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специалистов.

Наиболее масштабные программы эргономических исследований и разработок выполнялись в США по заказу и на средства Министерства обороны. В интересах своих ведомств достаточно интенсивно развивают эргономику: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства; управление гражданского воздухоплавания; Министерство внутренних дел (угольная промышленность); Комиссия по регулированию использования ядерной энергии; управления, которые занимаются проектированием автомобильных дорог и дорожных знаков, а также обеспечивают безопасность движения транспорта. Все возрастающий объем эргономических исследований проводит Национальный институт профессионального здоровья. Эргономика находит применение в подавляющем большинстве фирм и корпораций США.

Организационное оформление эргономического
движения в европейских и других-странах мира

В европейских странах эргономические общественные, профессиональные и государственные организации создаются в 60 е годы (Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, СССР, Федеративная Республика Германия, Финляндия, Чехословакия, Югославия и др. Датское эргономическое общество образовано в 1963 г., а в 1989 г. насчитывало уже 600 членов. По отношению к численности населения страны этот показатель является наивысшим по сравнению со всеми другими эргономическими обществами.

Эргономическое общество ученых и специалистов, говорящих на французском языке, образовано в 1963 г. Его членами являются граждане Франции (около 50%) и еще 24 стран мира. Около 55% членов общества занимаются прикладными работами, а около 15% — научными исследованиями. Для остальных характерна комбинация различных видов деятельности.

Достаточно подробный анализ современного состояния общества и его профессионального состава содержится в докладе, опубликованном в 1997 г. по результатам опроса его членов. В докладе приводятся данные о том, что требования об участии эргономистов в решении тех или иных проблем чаще всего исходят от высших менеджеров и руководителей (56%), затем следуют профессиональные союзы, комитеты профессионального здоровья и безопасности и врачи на производстве (20—27%). Редко такие требования формулируют операторы. Проектирование рабочих мест и работы — основная сфера деятельности членов общества. Этим занимаются 30% эргономистов, работающих на фирмах, и 37% независимых консультантов-эргономистов. Отмечается, что для выполнения эргономических проектов и анализа рабочих мест в полном объеме чаще привлекаются независимые консультанты — эргономисты (60%) и реже эргономисты, работающие на фирмах (30%).

Скандинавское эргономическое общество организовано в составе национальных секций и стимулирует активность в области эргономики между странами, ученые и специалисты которых участвуют в его работе.

В современной Венгрии активизирует деятельность по развитию эргономики Венгерский совет дизайна и эргономики, который функционирует при Национальном комитете технологического развития и основная задача которого содействовать осуществлению государственной политики в области дизайна, эргономики и менеджмента. Совет организует ежегодные конкурсы лучших дизайнерских работ (присуждение премий "Промышленный дизайн" и "Специальная премия премьер-министра Венгрии за выдающийся дизайн"), цель которых стимулировать применение дизайна и эргономики при разработке новых венгерских промышленных изделий. Большую работу совет проводит в области подготовки кадров, а также организует конференции, симпозиумы, выставки и т. д.

Первые эргономические исследования и начало преподавания этой научной дисциплины в Австрии датируют 1964 г., а Австрийская эргономическая ассоциация была создана в 1977 г. Бельгийское эргономическое общество образовано в 1986 г., две его секции объединяют ученых и специалистов, говорящих на датском и французском языках. Общество издает на двух языках бюллетень новостей. Первый конгресс общества проведен в 1987 г.

Национальная конференция по проблемам эргономики в Японии впервые состоялась в 1963 г. В ее работе приняли участие представители 79 университетов, 18 научно-исследовательских и проектных институтов, 102 крупных компаний, а также работники 23 лечебных и других учреждений страны. В этом же году было организовано Японское эргономическое исследовательское общество, в которое вошли 530 ученых и специалистов и 20 компаний в качестве спонсоров. Присоединиться к обществу приглашены были члены Японского психологического общества, Обществ промышленной и телесной медицины, Общества японских инженеров-механиков, Общества архитекторов, Общества промышленных инженеров, Общества японских дизайнеров, Общества японских домохозяек и Общества медицинской электроники. За период с 1966 г. по 1967 г. количественный состав Японского эргономического исследовательского общества вырос до 1100 членов.

В 40—50-е годы эргономические исследования в Австралии проводились в авиации. Первая эргономическая конференция состоялась в 1964 г., в ней участвовали 90 ученых и специалистов. В 1967 г. организовано Эргономическое общество Австралии и Новой Зеландии. В 1988 г. в обществе уже насчитывалось 665 членов. В 1986 г. организовано отдельное Эргономическое общество Новой Зеландии. X конгресс МЭА, проводившийся в 1988 г. в Австралии (г. Сидней), продемонстрировал, что в стране получили развитие многие направления эргономики.

В Польше в 1964 г. была организована Эргономическая комиссия при Главной технической организации и Центральном совете профессиональных союзов. Несколько позже создан Польский Комитет по эргономике и охране труда при Центральном правлении Главной технической организации, который в 1970 г. был принят в члены Международной эргономической ассоциации. В 1972 г. учреждается Эргономическая комиссия Краковского отделения Польской академии наук, а в 1974 г. организуется Комитет эргономики при президиуме Польской академии наук, который с 1978 г. начал издавать специальный журнал "Эргономика". В 1977 г. организовано Польское эргономическое общество. Эргономические исследования проводились в Институте технической эстетики, Центральном институте охраны труда, Институте обработки металлов резанием и др., а также в отдельных университетах, технических, медицинских, экономических и художественных вузах. В 1963 г. в Польше издается коллективная монография "Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку". В ряде университетов и других высших учебных заведений преподается эргономика. В 1979 г. в Польше проводился VII конгресс Международной эргономической ассоциации.

В современной Польше интерес к эргономике возрос, чему прежде всего способствуют деятельность Института охраны труда, Польской эргономической ассоциации, а также издаваемый в стране международный журнал "Профессиональное здоровье и эргономика". В 1966 г. в Польской эргономической ассоциации организовано 13-е региональное отделение. В ассоциации 465 членов — это 12 эргономистов на миллион жителей страны. Члены ассоциации принимают активное участие в выполнении государственной программы "Охрана людей в процессе труда".

Общество человеческих факторов Канады основано в 1968 г., в 1984 г. переименовано в Ассоциацию человеческих факторов Канады. В 1988 г. в Ассоциации было 295 членов, включая 46 студентов. В этом же году Ассоциация получила контракт от Национального исследовательского совета на оказание технической помощи малому бизнесу в области эргономики.

Первый национальный эргономический семинар в Индии состоялся в феврале 1972 г. (г. Калькутта). Его участниками были 250 индийских и зарубежных ученых и специалистов. Первый международный симпозиум по физиологии труда и эргономике также состоялся в Калькутте в 1974 г. На этих научных форумах настойчиво предлагалось разработать общую платформу для организации междисциплинарных исследований и объединения ученых разных специальностей. В президентском обращении к участникам 66-й сессии Индийского научного конгресса раздел физиологии был назван "Эргономика: наука и технология человека в работе, их роль в нашем национальном развитии". В этой части президентского обращения говорилось о необходимости безотлагательной организации в стране Национального Совета/Общества эргономики. Аналогичное предложение выдвинули участники второго международного симпозиума по прикладной физиологии и эргономике, состоявшегося в Калькутте в 1983 г., а также ученые и специалисты, принимавшие участие во втором Национальном семинаре по эргономике, проходившем в 1985 г. в Национальном институте дизайна в г. Ахмедабаде. На 74-й сессии Индийского научного конгресса (5 января 1987 г., университет г. Банголора) эргономисты и ученые других специальностей обсуждали вопрос об организации эргономического общества, а 13 января 1987 г. состоялось заседание в Национальном институте профессионального здоровья. На нем члены-учредители единодушно одобрили резолюцию об организации Индийского общества эргономики, подобного Эргономическому обществу Великобритании, Обществу человеческих факторов в США и Обществу эргономики Юго-Восточной Азии. В 1996 г. индийские ученые провели второй международный симпозиум "Эргономика, профессиональное здоровье, безопасность и окружающая среда".

Членами Эргономического общества Юго-Восточной Азии являются ученые и специалисты Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Китая, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Японии, а также отдельные эргономисты стран Европы и Северной Америки. В 1997 г. общество насчитывало 59 членов. Пятая конференция" Эргономического общества Юго-Восточной Азии состоялась в 1997 г. в Куала-Лумпур (Малайзия). В университете Малайзии Саравак в 1997 г. создан Институт проектирования и прикладной эргономики, основная цель которого стимулировать развитие эргономического проектирования промышленных изделий и работы в стране с тем, чтобы меньше зависеть от зарубежных проектных решений.

Первые эргономические исследования во Вьетнаме проведены учеными Национального института охраны труда, основанного в 1971 г. Институт провел измерения 138 антропометрических признаков 19000 рабочих страны, результаты которых публиковались в 1986, 1991 и 1997 гг. Институт разрабатывает методы эргономической оценки машин, оборудования и рабочих мест, а также изучает проблемы утомления рабочих, психофизиологические аспекты работы с дисплеями и др.

Еще одним центром эргономических исследований является Институт профессионального здоровья, который создан в 1984 г. Эргономика включается в учебные программы отдельных университетов и колледжа профессиональных союзов, осуществляющего подготовку инженеров в области охраны труда.

Первый Бразильский эргономический семинар состоялся в 1974 г., в августе 1983 г. Образована Ассоциация эргономики Бразилии. В 1984 г. проходил второй, а в 1988 г. — третий Бразильский эргономический семинар. Последний одновременно был и первым Латиноамериканским конгрессом по эргономике, в котором приняли участие свыше 300 ученых и специалистов. Четвертый Бразильский семинар и соответственно второй Латиноамериканский конгресс по эргономике состоялись в 1989 г. В 1995 г. проходил седьмой Бразильский эргономический конгресс.

Эргономическое общество Южной Африки образовано в 1984 г. Южно-Африканской организацией стандартов. Первая ежегодная конференция общества состоялась в 1985 г., в которой приняли участие 118 человек и заслушано 44 доклада. В 1988 г. Эргономическое общество Южной Африки насчитывало 108 членов, а в 1994 г. оно стало полноправным членом Международной эргономической ассоциации.

Эргономические исследования в Китае достаточно широко проводятся с 80-х годов. В эти годы многие ученые и инженеры, работавшие в сфере эргономики, были направлены для проведения исследований, обучения и участия в конференциях в США, ФРГ, Швецию, Англию и Австралию. В свою очередь, эргономисты из Японии, Австралии, Канады, ФРГ, США, Швеции и Сингапура были приглашены для консультаций и чтения лекций в Китай. Китайское эргономическое общество основано в 1989 г. при поддержке Китайской государственной комиссии по науке и технике и Государственной комиссии по образованию. В 1982 г. в Китайской государственной администрации технического контроля (бывшее Китайское национальное бюро по стандартизации) был образован Совет национальной технической стандартизации в области эргономики; 50 китайских университетов и колледжей включают эргономику в свои программы обучения. В 1988 г. первый международный конгресс по эргономике, профессиональному здоровью, безопасности и окружающей среде проведен в Китае с участием представителей 33 стран. Конгресс был назван "золотым мостом" между Китаем и остальным миром.

С 80-х годов эргономика развивается в Южной Корее. В Исследовательском институте стандартов Южной Кореи в 1988 г. организуется Эргономический центр. Эргономическое общество Южной Кореи было образовано в 1982 г. В 1990 г. в обществе насчитывалось 250 индивидуальных и 30 коллективных членов (исследовательские центры и компании). Издается журнал Эргономического общества Южной Кореи, ежегодно проводятся конференции. Большинство университетов включают разделы эргономики в инженерные и дизайнерские курсы. В 1994 г. 342 ученых и специалиста Южной Кореи являлись членами Эргономического общества, из числа которых 156 работали в промышленности, 141 — в академических институтах, а 45 были самостоятельно практикующими профессионалами.

Эргономические исследования получают развитие и ведется подготовка специалистов в Бангладеш и Турции. Примечательно, что в солидном официальном международном справочнике 1994 г. по программам обучения в области промышленного развития, ориентированного преимущественно на развивающиеся страны, в подразделе "Эргономика" указаны только одно учебное заведение и одна программа Технического университета Среднего Востока, Центра непрерывного образования в Анкаре (Турция).

 

2.3. История развития эргономики
в СССР и России

После революции движение за научную организацию труда получает государственную поддержку. В середине 20-х годов в стране создается множество специализированных научных учреждений, проводятся многочисленные конференции, издается огромный массив литературы по научной организации труда.

Впервые вопрос об изучении трудовой деятельности человека представителями разных наук, в каждой из которых она рассматривалась под определенным углом зрения, серьезно обсуждался в 1921 г. на Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства.

Комплексный подход к изучению трудовой деятельности явился характерной особенностью исследований, которые проводились в первые годы существования Института по изучению мозга и психической деятельности. Изучение различных видов трудовой деятельности отвечало основной направленности работ института, а именно задаче всестороннего изучения человеческой личности, условий ее развития и деятельности. Впервые в отечественной и мировой науке Бехтерев объединил деятелей различных наук для синтетического и комплексного изучения мозга и личности в интересах воспитания, организации труда и лечения человека.

В 1918 г. в Институте по изучению мозга и психической деятельности был организован специальный отдел профессиональной психологии, который вскоре преобразовали в отдел труда с более широкими задачами и масштабами деятельности. Сотрудники отдела проводили исследования как на заводах и фабриках, так и в лабораториях института.

В 1920 г. по просьбе Народного комиссариата труда и Военно-санитарного управления в институте под руководством В. М. Бехтерева специально созданные комиссии изучали трудовую деятельность радиотелеграфистов и врачей. В комиссии входили представители различных научных специальностей. Цель исследований состояла не только в разработке практических рекомендаций, но и в уточнении путей и форм научного изучения трудовой деятельности. Подвергнув анализу достижения отечественной и зарубежной практики и обобщив двухгодичный опыт собственных исследований, В. М. Бехтерев и его сотрудники пришли к убеждению, что для всестороннего изучения трудовой деятельности работников различных профессий необходимо создать научно-исследовательскую организацию по образу и подобию Института по изучению мозга и психической деятельности, в которой реализовалась бы идея единства различных направлений исследования трудовой деятельности.

Развивая идеи В. М. Бехтерева о комплексном изучении трудовой деятельности, В. Н. Мясищев предложил создать особую научную дисциплину — эргологию. Он считал целесообразным синтезировать человеческие знания с точки зрения их отношения к труду и, "поскольку номенклатура есть орудие систематизации, объединить эту точку зрения единым термином эргологии, учение о работе человека". Аргументируя необходимость такой науки, В. Н. Мясищев указывал: "Выделение в особую дисциплину может быть обосновано, во-первых, тем, что деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, во-вторых, тем, что она не умещается в рамки ни одного из существующих предметов и, в-третьих, потому, что этот предмет является чрезвычайно важным, в чем, кажется, не возникает сомнения".

В. М. Бехтерев и его сотрудники разработали проект создания Эргологического института (Институт труда). Ученые настаивали, чтобы новый институт был создан при Институте по изучению мозга и психической деятельности, так как только при таком условии он мог в то время приступить к реализации идеи о комплексном изучении трудовой деятельности.

Проект нового института в 1920 г. был представлен на рассмотрение Петроградского совета профессиональных союзов, который одобрил предложение о его создании. Однако проект и поныне не осуществлен. Идеи, развивавшиеся В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, намного опережали реальные задачи и возможности того времени в области изучения и организации труда.

В 20-е годы в Петрограде изучением человека в труде занимается А. А. Ухтомский с сотрудниками, организовав для этих целей лабораторию и проводя исследования непосредственно на заводах. Он стал одним из создателей физиологии труда. Исследования в области физиологии труда проводят также такие физиологи страны, как М. Н. Шатерников, Н. А. Бернштейн, И. Л. Кан, К. Х. Кекчеев, М. И. Виноградов и др.

Созданный в 1921 г. Центральный институт труда ВЦСПС сосредоточил свои усилия на исследовании трудовых движений и разработке методов рационального производственного обучения. Характеризуя науку о человеческом труде как своеобразную трудовую технологию, А. К. Гастев рассматривал инженерный расчет и анализ в качестве важных средств изучения человека в трудовом процессе. Разрабатывая концепцию трудовой "установки", Гастев понимал ее как способ организации движений, предваряющий, направляющий и стабилизирующий "цепи" реакций.

В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофизиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заводах, где сотрудничали психологи, физиологи, гигиенисты труда, инженерно-технический персонал предприятий, специалисты по организации, охране труда и технике безопасности. Совершенствование трудовой деятельности и улучшение условий труда на производстве и транспорте являлись той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудовой деятельности. Такая работа проводилась, например, в научно-исследовательском секторе отдела техники безопасности и промсанитарии Горьковского автозавода, возглавляемого К. К. Платоновым, в психофизиологической лаборатории на Московском электрозаводе, руководимой А. Ф. Гольдбергом, и др.

В 1932 г. в резолюции конференции по психофизиологии и организации труда отмечалось, что результаты работы психофизиологических лабораторий подтверждают целесообразность и своевременность постановки изучения человеческого фактора и его влияния на протекание трудового процесса в производственной обстановке.

В практике рационализации трудовой деятельности и орудий труда в 20—30-е годы важное место занимал вопрос о влиянии той или иной конструкции машины на удобство работы с ней и на соотношение "ручного" и "машинного" времени. Например, при анализе новой модели штамповочного пресса в обувном производстве было выявлено, что работать на нем может лишь человек высокого роста, подняв руки почти на уровень плеч. Использовать же высокое сиденье нельзя, потому что в рабочих операциях задействована нога, ударяющая по педали, расположенной у самого пола. Рационализаторские предложения рабочих позволили устранить эти недостатки.

В 1931—1932 гг. проводилось психофизиологическое изучение изменений работоспособности человека при длительной однообразной работе на конвейере. Психолог Н. А. Эппле сформулировал новые рекомендации относительно скорости движения конвейера: "Равномерная скорость конвейера не может считаться оптимальной формой движения. Наилучшей формой движения конвейера была бы такая форма, при которой график движения конвейера и график работоспособности были параллельными линиями. Если оказывается невозможные достичь этой параллельности за счет выпрямления графика работоспособности и превращения его в прямую, то остается лишь второе — придать конвейеру график скорости движения, подобной графику изменения уровня работоспособности" [50, с. 273]. Другими словами, скорость движения конвейера должна изменяться в соответствии с закономерными изменениями физиологических функций человека на протяжении рабочего дня: постепенное увеличение темпа в первый, достаточно короткий период работы, относительно стабильная скорость выполнения операции после вхождения в работу, снижение темпа работы ко времени обеденного перерыва. Для послеобеденного периода характерна та же закономерность, но с понижением темпа работы. В конце рабочего дня — снижение и этого темпа.

Хотя эргономика не оформилась в 20—30-е годы в самостоятельное научное направление, однако были определены ее цели и задачи, намечены основные ее проблемы и организационные формы исследований, а также пути практического приложения, осуществлены практические работы.

Период интенсивного развития инженерной психологии в нашей стране приходится на десятилетие с начала 60-х до начала 70-х годов, когда одна дисциплина монопольно представляла область изучения и учета человеческих факторов в технике". Как и во многих промышленно развитых странах, формирование инженерно-психологических исследований в СССР стимулировалось запросами военно-промышленного комплекса, который располагал существенно большими людскими, финансовыми, научными и техническими ресурсами, чем гражданская промышленность. В институтах различных оборонных ведомств и Министерства обороны СССР начинались, по сути дела, инженерно-психологические исследования, которые проводились инженерами и военными. В 1960 г. к выполнению программы по учету человеческого фактора при создании военной техники были привлечены кафедры психологии и психологические лаборатории Московского, Ленинградского, Харьковского университетов, Институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук РСФСР. Позднее к ним присоединились Тартусский, Тбилисский, Вильнюсский университеты, Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики и его многочисленные филиалы, Институт психологии Грузинской Академии наук и др.

В начале 60-х годов на средства оборонной промышленности создаются лаборатории инженерной психологии в университетах, принимавших участие в выполнении программы по учету человеческого фактора при создании военной техники. Эти начинания не были бы успешными, если бы к ним доброжелательно не отнеслось старшее поколение психологов: Б. Г. Ананьев, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев и другие, которые и словом и делом помогали развертыванию инженерно-психологических исследований в руководимых ими коллективах. Серьезную поддержку инженерная психология получила от академиков А. И. Берга, В. С. Семенихина и других известных ученых, а также и конструкторов военной техники.

Откликаясь на запросы практики, инженерная психология обрастала все более широким кругом задач и проблем. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические задачи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, гигиенистов, дизайнеров и других специалистов. Инженерную психологию все чаще стали рассматривать как комплексную научно-техническую дисциплину.

Ничего удивительного в появлении, а точнее, в возрождении феномена эргономики в нашей стране не было. Она возникла на фоне развития противоречий в формировании инженерной психологии и в определенной мере явилась закономерным результатом поиска путей их разрешения. Претендуя на статус комплексной научно-технической дисциплины, инженерная психология одновременно все больше тяготела к "академической" психологии. На всесоюзных конференциях по инженерной психологии все чаще звучали призывы к ее "психологизации". По существу, это означало требование более строгого определения и сужения сферы исследований инженерной психологии в целях ее развития как области психологии, ведущего раздела психологии трудовой деятельности. Такая установка отражала профессиональную позицию определенной части психологов, формировавших инженерную психологию. Не следует упускать из виду также и то, что многие психологи не были подготовлены для проведения исследований и тем более выполнения разработок в промышленности.

Инженерная психология, которая все меньше отличалась от областей психологии, где акцент делался на научном исследовании, а не на приложении знаний, приходила в противоречие с теми тенденциями своего же развития, которые позволяли ее квалифицировать как комплексную научно-техническую дисциплину. Это реальное противоречие развития науки, когда одна дисциплина монопольно представляет область изучения и учета человеческих факторов в технике, тогда как во многих странах существовали инженерная психология и эргономика (в США — исследование человеческих факторов). Разграничение инженерной психологии и эргономики не преследовало цели возведения барьеров между ними, что было бы противоестественно, а предполагало более тесное их объединение и развитие. Эргономисты на всех этапах добивались этого и предлагали конкретные и реальные формы совместных исследований и разработок, выполнения масштабных программ с максимальным учетом интересов развития инженерной психологии.

Специалисты — инициаторы развития дизайна и эргономики и подготовки соответствующих постановлений правительства СССР на начальном этапе их развития искренне уверовали в то, что эргономика — составная часть дизайна, и не рассматривали ее как самостоятельную научную и тем более проектировочную дисциплину. Постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 г. "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования" положило начало планомерному развитию как проектной практики, так и научных исследований, которые сегодня обозначаются общим и более адекватным термином "дизайн". В постановлении не упоминалась эргономика, хотя нацеленность на решение эргономических задач в нем явно просматривалась. Иначе и не могло быть, так как тесная связь с эргономикой — необходимое условие полноценного развития дизайна, о чем свидетельствовал отечественный и зарубежный опыт.

В соответствии с постановлением правительства в 1962 г. образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с первым в стране отделом эргономики. Институт оснащен первоклассным оборудованием и техническими средствами для выполнения проектных работ и проведения экспериментальных исследований. В 1962—1965 гг. в крупных промышленных городах — Москве, Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Баку, Тбилиси, Ереване — организуются специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), в большинстве которых создаются подразделения эргономики. Непосредственно на промышленных предприятиях формируются художественно-конструкторские группы. В научных и проектных институтах появляются структурные подразделения дизайна.

Планомерное развитие проектной практики и научных исследований дизайна обусловило подобное же развитие эргономики. Планомерность в сфере эргономики, проникавшая постепенно и не без трудностей, первоначально носила общий характер и во многом походила на то, что делалось в этом отношении у ее прародителя. На первом этапе сформировалось общее видение основных работ, которые необходимо проводить в области эргономики. Направления работ, сложившиеся на основе анализа состояния наук, изучающих человека в труде, освоения их результатов в промышленности, а также зарубежного опыта развития эргономики и инженерной психологии включали:

1) проведение исследований по основным направлениям эргономики;

2) разработку методов учета данных эргономики при проектировании, создании и использовании машин, оборудования, автоматизированных систем управления и других объектов; подготовку на этой основе различного рода руководств, методических пособий и рекомендаций для конструкторов, дизайнеров, специалистов в области организации и охраны труда;

3) участие в разработке проектов машин, оборудования, систем, в которых наиболее полно реализовались бы требования эргономики;

4) подготовку государственных и отраслевых стандартов в области эргономики и включение соответствующих требований в государственные стандарты на промышленную продукцию, на общие требования и нормы ее качества, на методы их контроля;

5) включение требований эргономики в нормативно-технические документы по научной организации и охране труда;

6) разработку методики эргономической оценки качества промышленной продукции и технологических процессов;

7) создание методики оценки не только экономической, но и социально-экономической эффективности внедрения достижений эргономики в народное хозяйство;

8) организацию и совершенствование в стране межотраслевой и отраслевых служб эргономических исследований и проектирования, создания и использования промышленных изделий, машин, оборудования, систем;

9) специализацию в области эргономики отдельных групп студентов психологических факультетов университетов и включение вводных курсов по данной специальности в программу подготовки инженерно-технических кадров в ряде высших учебных заведений.

Первоначально развиваясь в тени дизайна, эргономика достаточно быстро встала на ноги, чему не в малой степени способствовал творческий коллектив энтузиастов, изъявивших желание работать в отделе эргономики ВНИИТЭ или сотрудничать с ним.

Костяк сформировавшегося отдела эргономики и сотрудничающих с ним ученых составили психологи, ориентированные на развитие инженерной психологии как комплексной научно-технической дисциплины. Формирование эргономики во ВНИИТЭ и его филиалах способствовало созданию реальных организационных форм естественного размежевания инженерных психологов на тех, кто связывал судьбу этой дисциплины с психологией, и тех, кто усматривал перспективы ее развития как комплексной научно-технической дисциплины. Многие психологи и другие ученые, развивавшие инженерную психологию как комплексную научно-техническую дисциплину, в полной мере раскрыли свой творческий потенциал в системе художественно-конструкторских организаций.

Система художественно-конструкторских организаций в стране стала уникальным проектным, научным и производственным полигоном развития эргономики, о котором инженерные психологи могли только мечтать. Еще не в полной мере оценена та огромная роль, которую сыграла в развитии эргономики служба научно-технической информации этой системы, которую создали в стране Комитет по науке и технике и группа подвижников, возглавляемая А. Л. Дижуром. Несколько цифр могут дать представление о той основательности, с какой она создавалась. В 1972 г., например, научно-техническая библиотека ВНИИТЭ выписывала 156 отечественных и 183 зарубежных журнала по проблемам дизайна и эргономики, а также смежных научных областей и сфер практической деятельности. В фондах библиотеки насчитывалось около 7000 томов, в том числе около 1500 книг и свыше 5000 журналов. Всего в фондах ВНИИТЭ и филиалов к этому времени было свыше 200 тысяч томов различных изданий и 100 тысяч иллюстрированных проспектов и каталогов на промышленные изделия зарубежных фирм. В фондах ВНИИТЭ имелись издания, которых не было в других библиотеках страны. В 1972 г. справочно-информационные фонды этой системы научно-технической информации располагали всеми основными изданиями эргономического профиля, вышедшими в СССР и за рубежом за десять лет, которые прошли после основания ВНИИТЭ.

Эргономисты, работая в художественно-конструкторских организациях, приобретали бесценный опыт каждодневного участия в проектных работах и оценке техники, что на первых порах не всем ученым было по душе, да и сопровождалось жесткими щелчками дизайнеров по самолюбию пришельцев в их сферу деятельности при любых промахах новоявленных проектировщиков. В результате эргономисты становились не только более знающими, но очень скоро предстали и более умелыми, что незамедлило сказаться на отношении к ним специалистов промышленности. Преодолевался серьезный барьер, связанный со взглядом на эргономиста как специалиста с большим багажом знаний, но мало что умеющего делать практически в проектировании, да и не только в нем, а потому обреченного на резонерство. Эргономистами становились в практической деятельности представители наук о человеке и его деятельности, а также инженерных специальностей, так как в отличие от художественного конструирования и инженерной психологии в стране сохранялась ситуация, когда ни одно учебное заведение не готовило специалистов этого профиля. В промышленно развитых и некоторых социалистических странах целенаправленное развитие эргономики начиналось, как и должно быть, с подготовки кадров.

Исследовательская деятельность эргономистов, которые были объединены в группы или бригады, включавшие психологов, физиологов, антропологов, гигиенистов и др., не могла сразу стать совместимой с инженерной деятельностью по той причине, что они возникли и развивались до определенного момента независимо друг от друга. Первоначальное знакомство, как это часто бывает, сопровождалось чувством эйфории. Ученые, изучавшие человека, овладев чем-то, что связано с созданием реальных машин и систем, приходили зачастую в восторг, а отдельные психологи эти новые приобретения иногда даже ставили выше своих традиционных профессиональных ВНИИТЭ.

Эргономисты, работая в художественно-конструкторских организациях, приобретали бесценный опыт каждодневного участия в проектных работах и оценке техники, что на первых порах не всем ученым было по душе, да и сопровождалось жесткими щелчками дизайнеров по самолюбию пришельцев в их сферу деятельности при любых промахах новоявленных проектировщиков. В результате эргономисты становились не только более знающими, но очень скоро предстали и более умелыми, что незамедлило сказаться на отношении к ним специалистов промышленности. Преодолевался серьезный барьер, связанный со взглядом на эргономиста как специалиста с большим багажом знаний, но мало что умеющего делать практически в проектировании, да и не только в нем, а потому обреченного на резонерство. Эргономистами становились в практической деятельности представители наук о человеке и его деятельности, а также инженерных специальностей, так как в отличие от художественного конструирования и инженерной психологии в стране сохранялась ситуация, когда ни одно учебное заведение не готовило специалистов этого профиля. В промышленно развитых и некоторых социалистических странах целенаправленное развитие эргономики начиналось, как и должно быть, с подготовки кадров.

Исследовательская деятельность эргономистов, которые были объединены в группы или бригады, включавшие психологов, физиологов, антропологов, гигиенистов и др., не могла сразу стать совместимой с инженерной деятельностью по той причине, что они возникли и развивались до определенного момента независимо друг от друга. Первоначальное знакомство, как это часто бывает, сопровождалось чувством эйфории. Ученые, изучавшие человека, овладев чем-то, что связано с созданием реальных машин и систем, приходили зачастую в восторг, а отдельные психологи эти новые приобретения иногда даже ставили выше своих традиционных профессиональных достижений. Во многом этим объясняется то, что психологи открыли зеленый свет инженерам, которые быстро и относительно легко становились психологами и нередко возглавляли психологические организации и подразделения. Однако почему-то аналогичной ситуации в инженерии с психологами не отмечалось.