Метод «МИНУТА ГОВОРЕНИЯ»
Назначение метода:развитие индивидуального сознания, мышления, творческого воображения через
организацию смыслотворчества, мыследеятельности, рефлексивной деятельности.
Порядок реализации метода:
1. Педагог называет метод и поясняет порядок его реализации: участникам называется слово и предлагается без подготовки в течение 1 мин составить текст об этом слове.
2. Педагог обращается к одному из участников, называет слово (обычно какой-либо термин, «ключевое слово» темы занятия) и предлагает в течение 1 мин (засекает время) рассуждать на заданную тему (по истечении 1 мин педагог прерывает участника).
3. Затем педагог обращается с тем же заданием ко второму (третьему-седьмому) участнику, при этом каждому новому участнику предлагается новое слово.
4. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия (сначала основных участников, затем всех желающих) по следующему алгоритму:
! Ваше состояние во время реализации метода?
! Как Вы оцениваете свою деятельность? Почему?
! Чему способствует реализация метода?
! О чем заставляет задуматься метод, его ход и результаты?
Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.
Метод «РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»
Порядок реализации метода:
1. Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.
2. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; что нового вы узнали, чему научились?; каковы причины этого?; как вы оцениваете свое участие в занятии?
3. Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
4. Педагог завершает рефлексивный круг.