Метод «1x2x4»
Назначение метода: развитие учащихся (коммуникативных навыков, индивидуального сознания,
мышления) через организацию взаимодействия, сочетание индивидуальной
работы, работы в парах, в творческих группах, через организацию
мыследеятельности смыслотворчества.
Требования к реализации метода:
1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.
2. Специального оборудования реализация метода не требует.
3. Время реализации метода — 15-30 мин.
Порядок реализации метода:
1. Педагог называет метод и поясняет его суть: решение проблемы будет осуществляться сначала индивидуально каждым, затем в парах, потом в творческих группах.
2. Педагог выдвигает проблему (вопрос) и предлагает всем участникам индивидуально в течение 3-5 мин найти решение этой проблемы (ответ на вопрос).
3. Пять-семь участников представляют (озвучивают) свои варианты решения проблемы.
4. Создаются пары участников (по желанию, по жребию).
5. Парам предлагается в течение 3-5 мин сравнить тексты по решению проблемы каждого из участников и создать общий текст, расширив и углубив его содержание.
6. Три-пять пар представляют результаты своей работы — озвучивают написанные тексты.
7. Затем каждые две пары объединяются в творческие группы по 4 человека.
8. Творческим группам предлагается в течение 7-10 мин сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить их содержание.
9. Каждая творческая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы.
10.Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.