Деятельность Индийского национального конгресса в 20-30-е годы, роль Махатмы Ганди .

 

Индийский национальный конгресс (ИНК) - крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных провинциальных орг-ций вырабатывали общие резолюции, к-рыми и руководствовались в своей деятельности.

В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. лигой о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами". Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди, в 1915 вернувшийся в Индию из Юж. Африки. Под рук. Ганди ИНК стал проводить массовые кампании "ненасильственного несотрудничества" с англо-инд. властями и кампании "гражд. неповиновения" (Сатьяграха — концепция ненасильственной борьбы).

В дек. 1920 на сессии Конгресса в Нагпуре был принят новый устав ИНК, к-рый более четко определял его как политич. партию. Целью Конгресса провозглашалось "достижение свараджа мирными и законными средствами".

Ширившийся размах клас. борьбы и массового антиимпериалистич. движения испугал руководство Конгресса, которое, стремясь ограничить революционные выступления масс, приняло в Бардоли резолюцию о прекращении кампании "гражданского неповиновения" (1922). Влияние Конгресса упало. В нем усилилась группа "свараджистов", стремившаяся ограничить деятельность ИНК парл. борьбой. В период подъема нац.-освободит. движения в 1927-33 в ИНК все большую роль стало играть левонационалистич. течение во главе с Дж. Неру и др. лидерами. В эти годы ИНК, выдвинувший лозунг полной независимости Индии (1927), вновь расширил свое влияние. Под рук. Конгресса были проведены массовые кампании "гражд. неповиновения" и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религ. розни. Опасаясь дальнейшего роста активных действий трудящихся и под давлением репрессий, прав. лидеры Конгресса, находившиеся у руководства, в мае 1933 снова призвали к прекращению движения.

В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистич. партия. Ее руководство стояло на позициях реформизма. Правые лидеры партии (Н. Лохия, А. Мехта и др.) стремились оказать противодействие росту влияния Коммунистич. партии. Однако наиболее радикальная часть конгресс-социалистов выступала за сотрудничество с коммунистами.

Борьба ИНК против реакц. конституции 1935 и др. антиимпериалистич. действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистич. фронт. Конгресс вновь превратился, несмотря на проходившую в нем борьбу группировок, в центр антиимпериалистич. Движения.

В послевоенный период к руководству Конгрессом пришел ставший его признанным лидером М.К. Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея сатьяграхи, т. е. ненасильственного неповиновения и сопротивления, стала теперь официальной идеологией организации («гандизм»). Здесь следует заметить, что усиление деятельности и влияния Конгресса в годы войны побудило англичан сделать еще один шаг по пути предоставления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. парламентом закон усилил значение выборных Законодательных собраний при вице-короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации. Правда, одновременно с этим был принят закон Роулетта, направленный против «антиправительственной деятельности». Ганди был одним из наиболее резких и непримиримых противников этого закона и по его призыву в 1919 г. по Индии прокатилась волна протестов в форме харталов (закрытия лавок, т. е. прекращения деловой активности). В том же 1919 году в Амритсаре колониальные власти, следуя букве нового закона, хладнокровно расстреляли митинг протеста (было убито около тысячи участников, еще две тысячи ранено). Амритсарская бойня вызвала мощную кампанию протеста в стране. На волне этого протеста Ганди решил провести свою первую всеиндийскую акцию гражданского неповиновения, сводившуюся к массовому бойкоту всего английского — товара, учебных заведений, судов, администрации, выборов и т. п. Проходившая в форме митингов, харталов, демонстраций кампания сыграла важную роль в формировании и сплочении общеиндийского национального движения, что содействовало превращению Конгресса в массовую организацию, насчитывавшую миллионы сторонников и многие десятки тысяч активистов-волонтеров. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление гражданских прав и представительства индийским «неприкасаемым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»). 1921 — 1934 Ганди лидер ИНК. Ушел, потому что многие его не поддерживали в вопросе о неприкасаемых, но его идеи послужили тому, что впоследствии в конституции Индии неприкасаемые были уравнены в правах с другими гражданами, исчезла дискриминация. Ганди убили. Сейчас его идеология ведущая в ИНК.

 

Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી, хинди मोहनदास करमचंद गाँधी, 2 октября 1869, Порбандар, Гуджарат — 30 января 1948, Нью-Дели) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.

 

Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, — учил Ганди, — когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость (самые низшие касты в индии) должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».

 

Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и таким образом подготовить индийское общество к тому, что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы. Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа.

 

Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия. Однако потом возникла ситуация, когда взгляды Ганди подверглись серьёзному испытанию. Принцип ненасилия был принят Конгрессом (ИНК) применительно к борьбе за свободу Индии. Но Конгресс не распространял этот принцип на оборону от внешней агрессии.

  1. Особенности развития ведущих индустриальных стран в 70-90-е годы.

В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 - 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.

Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13 у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.

Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании -почти вдвое. “План Маршалла”, расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.


Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.

Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов. Интернационализация и модернизация производства! Интеграция (пример — Евросоюз). Информационная революция (компьютеры) — более широкий доступ к информации.

Кризисы: продовольственный, экологический, сырьевой, энергетический, валютно-финансовый.

Конец изоляции культур.