Стоицизм. Логика. Учение о лектоне. Этика и идеал мудреца в стоической традиции.

Логическое учение стоиков возникло в ходе тесных контактов ранних представителей этой школы с мегариками. Эволюция стоической логики протекает к тому же на фоне влияния логики Аристотеля и усиления активности математической мысли в эллинистическую эпоху. Наибольший интерес в философской логике стоиков представляет учение об обозначаемом, как словесно выраженном (lekton). Исходным текстом является здесь изложение Секста Эмпирика: стоики говорят, «что три элемента соединяются вместе: обозначаемое, обозначающее и предмет, причем обозначающее есть слово, как, например, «Дион». Обозначаемое есть сама вещь, выявляемая словом. Предмет же есть находящееся вне. Из этих элементов два телесны, именно слышимый звук и предмет, одно же бестелесно, именно обозначаемая вещь и словесно выраженное (lekton). Таким образом, «лектон» стоиков есть словесно оформленное содержание, мысль – понятие или представление. Специфика «лектон» в том, что оно не существует вне словесного (звукового, письменного, вообще знакового) оформления, но и само слово вне «лектон» – пустой звук. Учение философии стоиков о «лектоне» есть первый вариант теории значения слов и выражений человеческого языка. Задает вопрос: в чем состоит высшее благо? И отвечает: в счастье. Высшее благо состоит в том, чтобы «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Иначе говоря, счастливая жизнь есть жизнь добродетельная, и точнее, достойная. Философия стоицизма находит выход в классификации явлений природы и общества. Самое общее влечение живого существа – стремление к самосохранению. Поэтому для каждого существа ценно и способствует его счастью лишь то, что согласно с разумом, – а это добродетель. Единственное же зло – это противоположность добродетели, т. е. порок. Остальное «безразлично». Стоический мудрец практически уже не человек, и описывая его совершенства, стоицизм пришел к самоотрицанию. Мораль стоиков всегда практична – ее назначение состоит в том, чтобы преобразовать людей, сделать их если и не нравственными, то по меньшей мере способными различать добро и зло. Философский идеал стоиков уничтожает это назначение морали и ставит под угрозу идейное влияние и само существование школы. Мудрец не должен принимать участия в общественных делах, если только кто-нибудь его к этому не принудит. «Государственными делами мудрец тоже будет заниматься, если ничто не воспрепятствует, и он будет обуздывать пороки и поощрять добродетели». И вообще «добродетельный человек не живет в одиночестве: от природы он общителен и деятелен». Поэтому общество и государство, согласно философии стоиков, возникают по природе, а не по установлению.