УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 2

ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

 

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ: - историю создания и задачи ВОЗ, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца;

- заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле;

- историю создания и задачи сестринских общин в России;

- примеры самоотверженности и героизма русских

сестер милосердия;

- сущность и основные направления реформы сест-

ринского дела в России;

- историю создания и задачи Ассоциации российс-

ких медсестер

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. Охарактеризуйте выражение: "Изменения - цена прогресса". Приведите известные Вам примеры из истории сестринского дела.

2. Ваше отношение к такому определению сестринской специальности: "медсестра - та, которая питает, лелеет и защищает; подготовлена для заботы о слабом".

3. Назовите факторы, оказавшие влияние на развитие современного сестринского дела в России.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Перед великим умом я склоняю голову,

перед сердцем великим - колени.

Гете

 

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ античной Египетской культуры "Семь заповедей истинного милосердия" гласит: "Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого".

На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий. Если индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буддизм явился с миссией сострадания, защиты слабых, с призывом к взаимопомощи. Особенно много для ухода за больным сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи человеку. В течение веков изменилось лишь понятие о том, кто наши ближние. Сначала под ближними понимались родственники, соседи, друзья, земляки, люди одного с тобой вероисповедания и национальности, но чем цивилизованнее становится мировое сообщество, тем ближе подходим мы к новому принципу родства, выдвинутому христианством: ближний всякий, кто создан по образу и подобию

Божию. Если Клеопатра, чтобы удовлетворить свое любопытство, приказывала убивать и вскрывать беременных рабынь через разные промежутки времени после зачатия, то учение Христа подчеркивало непреходящую ценность каждого отдельно взятого человека, вне зависимости от его положения на социальной лестнице. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о болящих.

В одном древнем патерике (сборнике изречений святых и повествований об их подвигах) рассказывается, как некий послушник спросил старца: - Авва, один брат шесть дней ничего не ест и только на седьмой принимает немного пищи, а другой ухаживает за больными. Чей подвиг выше?

Старец ответил:

- Если тот брат, который строго постится, за ноздри себя повесит, все равно не сравнится с тем, который ухаживает за больными.

Слово "милосердие" совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях как устаревшее. Между тем этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца. Милосердие - высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. Это объяснимо. Для большинства мужчин, как и для Онегина

"Боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство."

У женщин, в силу ее душевной организации, эта "скука" может превратиться в единственную радость и цель жизни.

Византийско-татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; "одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные". Большинству женщин приходилось выбирать: терем или монастырь.

Но все же у женщин-затворниц не могло быть убито и заглушено то, что составляет основную черту женственности - человеколюбие и сострадание. Помощь ближнему являлась той отдушиной, которая помогала существовать в затхлой и мертвящей атмосфере теремной жизни.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла "главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни", освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: "Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги..."

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: "сестра - божий работник".

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на

Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд "служебников больничных" был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление "молением и трудом".

Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: "Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего - чтобы удовлетворить себя." Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы "иметь счастье послужить больным". При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями, это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

В 1545 году на стоглавом соборе было сказано: "Всех больных и престарелых описать по всем городам, и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где больным было куда голову преклонить - довольствовать пищею, одеждой да приставить к ним здоровых сестер и баб, стряпух, сколько будет пригоже".

Особенно широкое распространение женский труд по уходу за больными и ранеными в лазаретах получил при Петре I.

Его осуществляли так называемые "бабы-сидельницы", выполнявшие функции санитарок. В то же время до конца 18 века специально обученных сестер для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 18О3 году, когда появилась служба "сердобольных вдов". В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницы женщины для "прямого назначения ходить и смотреть за больными". Сердобольные вдовы в отличие от "баб-сидельниц" уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными - учебник Оппеля.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестер милосердия возникла в 1844 году в Петербурге. она существовала на средства благотворительных организаций. По уставу общины - впоследствии она стала называться Свято-Троицкой - в нее принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Они были обязаны дежурить у постели больного на дому или в больнице сутками через 4-5 дней, помогать врачу на приеме. Первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины.

О том, насколько напряженно работали сестры милосердия, свидетельствует такой факт из очерка 20-ти летней деятельности сестричества: не смотря на то, что число их не превышало 23-х, ими было оказано попечение и уход 103758 больным, при этом часто одна сестра приходилась на 70-80 больных. Через 10 лет такого труда сестра имела право на пожизненную пенсию.

Для того, чтобы понять дальнейшие пути развития сестринского дела в России, следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о влиянии и взглядах английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-

1910 г.).

Родилась Флоренс Найтингейл во Флоренции, в аристократической английской семье. Она получила блестящее образование, была сведуща в философии, иностранных языках и других свободных искусствах. Флоренс много путешествовала, изучала организацию госпиталей и существовавшие в них порядки. В то время профессия медсестры была неуважаема в обществе. Сестрами в госпиталях становились представительницы низших слоев общества, плохо образованные и нередко занимающиеся противозаконной криминальной деятельностью. Врачи считали медсестер девушками для приготовления пищи и наведения порядка (Третий фольклорный образ: "Медсестра - служанка врача и больного"). Ухаживая за больными в своей семье Флоренс все больше убеждалась в необходимости специального образования для организации и исполнения ухода за больными.

Вся дальнейшая жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными. В своих знаменитых "Записках об уходе" Флоренс обобщила и систематизировала все накопленные до нее знания и опыт сестер милосердия, "вся вековая тина осела на дно и сверху мы видим прозрачное зеркало кристаллически чистой воды, из которой можно черпать без всякого труда". Уход за больными - наука и одновременно искусство, требующее специальной подготовки. Дело сестры милосердия, считала мисс Найтингейл, - спасать не только физически, но и духовно. Состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение. Медсестры стали проявлять инициативу и стараться активно повлиять на ход болезни, обеспечивая свежий воздух, здоровое питание, чистоту тела, досуг, а так же широкое образование населения по вопросам здоровья и болезни.

Флоренс переступила пределы госпитального сестринского дела, веря, что сестринское дело - это не только уход за больным, но и оказание помощи людям в налаживании нормального образа жизни. "Следить надо за здоровыми, чтобы они не стали больными", - писала мисс Найтингейл. Но для этого необходимы научные знания. Например, до того, как люди узнали о бактериях и микробах, одну кровать использовали для нескольких больных без смены белья, "от дурной язвы перейдут к перевязыванию чистой, не умывая рук", - с возмущением писала Флоренс Найтингейл. Больница порождала столько же болезней, сколько и лечила. Приобретенными там болезнями были и пневмония, и сепсис, и лихорадка... Мисс Найтингейл определила причины этого явления: неправильное расположение помещений, скученность больных, недостаток вентиляции, света. Она искала и пути их устранения, чертила планы, подбирала гигиенические материалы для стен и полов. Такой взгляд требовал и новых медсестер - интеллигентных, образованных, мыслящих, ответственных.

День 24 июня 1860 года стал знаменательной датой в истории Англии. В этот день в больнице Сен-Томас была открыта школа сестер милосердия под руководством Флоренс Найтингейл. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя ее заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.

Но всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании (1854-1856 г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью "дамами высокой души" отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность с 5О-ти процентов уменьшилась до 2-х, за счет внедрения принципов гигиены и питания. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл становится известной под именем "Леди с лампой". Часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них и у нее

в руках была лампа. Лонгфелло обессмертил имя Флоренс в своей поэме "Святая Филомена". "Какое облегчение, - писал один из солдат домой, - приносит даже то, что она просто пройдет мимо. Заговорит с кем-то, кому-то кивнет или улыбнется. Но, понимаете, она могла бы и не делать этого, ведь лежат нас здесь сотни. Нам было достаточно просто поцеловать упавшую рядом ее тень, и мы могли откинуться на подушки вполне удовлетворенные".

Благодарные соотечественники собрали в ее честь капитал в 5О ООО фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения медсестер.

Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформиться сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии. В 1919 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, как высший знак сестринского отличия, присуждаемый 1 раз в два года в день ее рождения - 12 мая (международный день медсестры) - только "за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества".

По примеру Флоренс Найтингейл в России великая княгиня Елена Павловна

основала в 1854 году Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия - первый союз русских женщин, объединившихся для ухода за ранеными на полях сражений. Руководство Крестовоздвиженской общиной взял на себя великий русский хирург Н.И.Пирогов.

В гибельные месяцы Севастопольской обороны кресто-воздвиженские сестры в платьях, напоминавших монашеское одеяние, находились в самом пекле войны и приносили, если не исцеление, то душевное успокоение тысячам раненых солдат и офицеров.

Л.Толстой так писал об этом времени в "Севастопольских рассказах: "Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сестры со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, с бинтом, с корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами".

Ему вторит Н.И.Пирогов: "Сестры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и при перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться - хладнокровию ли этих сестер или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за отечество!"

Всего на театре военных действия работало 160 сестер, 17 из них погибли.

Помимо сестер милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев. Среди них легендарная Даша Севастопольская. Сведения о Дарье Лаврентьевне Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской) сохранились в воспоминаниях Н.И.Пирогова, врачей-современников, участников Крымской компании. Один из современников пишет: "Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнуренными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья, которая оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья и вместе с прачками следовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью нашелся в ее повозке и уксус, и какое-то тряпье, которое употребила она для перевязки ран... Проходившие мимо нее команды с ранеными являлись к ней как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом, повозка Дарьи была первым по приходе неприятеля в Крым перевязочным пунктом, а сама она первой сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнесся по всему Севастополю. Николай I пожаловал Дарью золотой медалью на Владимирской ленте с надписью "За усердие" и 5ОО рублей серебром.

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженская община была сохраненга и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились общины сестер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других городах.

Деятельность Н.И.Пирогова и руководимых им сестер Кресто-воздвиженской

общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия произвели огромное впечатление на швейцарца, обыкновенного торговца, Анри Дюнана, у которого возникла мысль об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности. В 1859 году Дюнан совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству. Впечатлениями об увиденном он поделился в книге "Воспоминания о Сольферино" (1862 г.). Дюнан приходит к выводу о необходимости создания международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Родины. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном поле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться международный Красный Крест. По предложению Красного Креста разные государства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запрещающую применять оружие против раненых. В соответствии с условиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религией - красный полумесяц на белом фоне. Последующие конвенции разработали правила ведения войны на суше и на море.

Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, и тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотворительная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной. К 1892 году насчитывалось уже 1О9 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, требовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения. Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878 г.г.), русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1918 г.г.) войн. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер.

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

Сологуб В.А. писал: "Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своею женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой... Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а, напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны". С началом русско-турецкой войны Ю.Вревская едет на фронт. "На 400 человек, - пишет она - нас 5 сестер, ранения все очень тяжелые... Я весь день в больнице". Юлия Вревская заразилась тифом в госпитальном бараке и скончалась 24 января 1878 года.

И.Тургенев посвятил ее памяти стихотворение в прозе "Памяти Ю.П.Вревской"

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... Она не ведала другого счастия... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!"

Среди блистательных имен русских сестер милосердия видное место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. Истинная аристократка, глубоко верующая, Екатерина Михайловна была призвана на высокий пост настоятельницы Крестовоздвиженской общины сестер. Об этом времени она оставила изумительные "Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, 1854-186О годы". "Итак, сбудется мое сердечное желание чуть ли не с самого детства я буду сестрой милосердия!" - так начинаются ее заметки.

В 186О году Екатерина Михайловна отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где она устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств, ею самой приготовленных.

В годы русско-турецкой войны Екатерина Михайловна возглавила отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ. Простой сиделкой выхаживала она всех, нуждающихся в заботе и милосердии. По окончании войны Екатерина

Бакунина была удостоена двух медалей.

В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель для помощи воинам-манчжурцам. Философ Федоров об этом времени говорил: "Москва все богатеет мыслию и добротой". К 1911 году Марфо-Мариинская обитель становится центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер милосердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны.

Деятельность Марфо-Мариинской обители продолжалась и после революции 1917 года вплоть до ареста царской семьи. Судьба Елизаветы Федоровны трагична: в 1918 году в Алапаевске ее сбросили в шахту и забросали гранатами. Елизавета Федоровна была канонизирована русской православной церковью.

К 1917 году в России насчитывалось 1О9 сестринских общин, всего 1О тысяч сестер милосердия.

В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Однако, после революции общины сестер милосердия были ликвидированы, появился термин «медицинская сестра».

Первые медицинские школы появились в нашей стране в 1920 году по инициативе Н.А.Семашко. В 1927 году издано Положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными. Пересматривались программы подготовки акушерок, сестер-санитарок.

Яркая страница истории сестринского дела написана в 3О-4О годы. Это объясняется периодом подготовки к войне и военным условиям. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медицинских сестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарских школ и отделений.

В Великую отечественную войну только в армии находилось 2ОО тысяч врачей и 5ОО тысяч средних медицинских работников. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи.

Смертность среди санинструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. 24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - посмертно.

Поэт Михаил Светлов писал о них, о погибших:

"На носилках длинных под навесом

Умирали русские принцессы.

Рядом в государственной печали

Тихо пулеметчики стояли".

Об этом времени прекрасную книгу "Моя судьба" написала Л.Ф.Савченко, фронтовая медсестра, одна из первых в нашей стране награжденная медалью Флоренс Найтингейл.

Лидия Филипповна вспоминает:

"Что такое на новом месте развернуть медсанбат? Это значит спилить 3О-4О деревьев, которые и вдвоем не обхватить. А все это делали девушки, которые до войны не держали в руках ни пилы, ни топора. Надо поставить палатки, утеплить их, оборудовать, добыть воды. Развернуть все операционные, подготовить инструменты. В сутки нам приходилось принимать по 4ОО-5ОО раненых. Операционные сестры и врачи, когда дивизия вела наступление, не вы

ходили из операционной по 5-6 суток, ели наспех, о нормальном сне и речи не было. Знали бы вы, как делались эти операции! Свет в палатку подавался в лучшем случае от видавшего виды движка, но чаще это были фонарь "летучая мышь" или лучина. А ведь делали сложнейшие операции: при ранении в живот, в грудную клетку, ампутации конечностей и т.д. Во время бомбежек Лия Бенциановна просила медсестер наклоняться ниже к раненому. Для чего? Да для того, чтобы закрыть его тело от случайных осколков, которые нередко влетали в операционную. Какую же надо иметь силу воли! Мне хочется привести такие слова:

Белые халаты,

Вы не виноваты,

Что не все солдаты

Выжили в тот раз.

Помнят ветераны

Все бои, все раны,

Руки, что умели

Жизнь бойцам сберечь".

 

В результате такой героической самоотверженной работы 8О% больных и раненых вернулись в строй.

Нелегок труд медсестры был и в мирное время, особенно в условиях послевоенной разрухи, когда резко увеличилось число больных, увечных и бездомных. По мере улучшения уровня жизни были увеличены сроки обучения медицинских сестер, введены новые профили, упорядочена сеть медицинских

училищ.

В 1987 году в Туле проходит I-й съезд медицинских сестер России.

С 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2-3-годичной программе, но и в колледжах по 4-х годичной программе обучения. В этом же году открываются факультеты высшего сестринского образования. В настоящее время вмедицинских вузах страны существует уже 19 факультетов ВСО.

В августе 1993 года в подмосковном поселке Голицыно был проведен Российско-американский семинар по реформе сестринского образования и практики под девизом "Новые медсестры - новой России!"

Приоритетные направления в осуществлении реформы:

- создание философии сестринского дела в России

- внедрение современных технологий ухода в сестринское образование и

практику (сестринский процесс)

- создание Ассоциации российских медсестер.

В 1994 году была образована Ассоциация медсестер России (президент Валентина Саркисова). Кроме того, существуют региональные медсестринские ассоциации.

Первоочередные задачи Ассоциации:

- повышение образовательного уровня медсестры;

- защита интересов медсестер при рассмотрении законов, правительственных программ и национальной политики здравоохранения;

- создание единого информационного поля по проблемам сестринского дела;

- поощрение научных изысканий в сестринском деле;

- создание этического кодекса медсестер России;

- сотрудничество с международными сестринскими организациями;

- сбор и хранение документов и материалов, внесших и продолжающих вносить вклад в историческое и культурное развитие сестринского дела;

- участие в установлении и поддержании стандартов профессиональной

деятельности медсестры;

- содействие престижу профессии.

В 1995 году впервые в истории российского сестринского дела Г.М.Перфильевой была защищена докторская диссертация в области сестринского дела.

В 1995 году вышел в свет первый номер журнала "Сестринское дело", предоставляющий всем сестрам страны информацию о том, что сегодня происходит в отечественном сестринском деле.

В настоящее время в стране работает 1 695 ООО медицинских работников со средним образованием, в том числе 827 4ОО медицинских сестер. Медсестры составляют примерно третью часть всех работников любого лечебно-профилактического учреждения и играют очень важную роль в лечебном процессе, в значительной степени определяя конечный результат - здоровье пациента. Обеспечение связи российских медсестер с другими международными группами является важным условием успеха реформы сестринского дела в нашей стране.

Среди наиболее авторитетных международных организаций следует назвать Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную медицинскую ассоциацию, Международную больничную федерацию, Лигу Красного Креста, Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Агентство международного развития и другие.

На звание старейшей международной ассоциации и одновременно самой крупной международной организации в мире претендует Международный Совет медицинских сестер (ICN)), признанный официально в 1899 году. В настоящее время ICN является федерацией национальных ассоциаций медицинских сестер 39-ти стран. Руководящим органом является Совет национальных представителей, заседающий 1 раз в 2 года для разработки политики ICN. Текущую деятельность исполняет штат штаб-квартиры в Женеве (Kul de Vermont 37). Шесть раз в год штаб-квартира издает на английском языке "Международный обзор медсестринского дела", признанный официальным органом ICN.

Задачи Международного Совета медсестер:

- содействие сестринскому образованию и сестринской практике

- совершенствование профессиональных стандартов

- развитие национальных ассоциаций

- улучшение статуса медицинской сестры.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения - специализированное учреждение ООН, основная функция которого состоит в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. С помощью этой организации, созданной в 1948 году, работники здравоохранения более 180 стран обмениваются знаниями и опытом для того, чтобы сделать возможным достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести жизнь, полноценную в социальном и экономическом отношении.

При ВОЗ существует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование медсестры, социальное и экономическое благополучие медсестры, спонсорская помощь и содействие международным сестринским программам.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Проблемные вопросы:

1. Охарактеризуйте 3 фольклорных образа:

"сестра-мать"

"сестра-божий работник"

"сестра-служанка врача и больного"

 

2. Охарактеризуйте вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.

 

3. Охарактеризуйте влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие сестринского дела.

 

4. Охарактеризуйте заслуги выдающихся личностей в области отечественного сестринского дела.

 

5. Охарактеризуйте современную систему сестринского образования в России.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

 

1. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства

2. Некоторые аспекты международного сотрудничества в области сестринского дела.

3. Сестринские периодические издания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРЕВОСХОДНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МНОГИХ БОЛЬНЫХ И ОБ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

 

"Искусство ухода за больными можно, конечно, в известной степени изучать из книг; но из них невозможно почерпнуть искусства думать обо всем необходимом, так как "необходимое" бывает различно в каждом отдельном случае".

"Сознание ответственности, все равно в больших или малых делах, ясно только немногим мужчинам, а равно и немногим женщинам. В чрезвычайных, равно как в малых повседневных несчастиях, довольно часто можно свести первоначальную причину к тому, что кто-нибудь не исполнил своей обязанности или по крайней мере не знаком с ответственностью своего положения".

"Разумеется, ответственность состоит не в том только, чтобы самому исполнять все должным образом, но также и в заботливости, чтобы все другие поступали точно также и чтобы никто тому не препятствовал по незнанию или умыслу".

"На больного никакой шум и никакая суматоха не действует так сильно, как вызванные без всякой надобности. Они возбуждают в нем в высшей степени напряженное чувство ожидания чего-то неизвестного".

"Первое правило всякого порядочного ухода за больными заключается в том, что никогда ни с намерением, ни по неосторожности не следует будить больного. Если его первый сон совершенно растревожен, то можно быть уверенным, что он нескоро вновь заснет. Как оно не кажется странным, тем не менее верно, что больной, разбуженный после нескольких часов сна, легче засыпает вновь, нежели тот, которого разбудили через несколько минут после того, как он уснул".

"Здоровый человек, который спит днем, ночью будет спать не хорошо. У больных наоборот: чем больше им дают спать, тем продолжительнее их сон".

___________

 

"Привычку некоторых шептаться в комнате больного можно назвать жестокостью, так как последний, наверное, неминуемо будет напрягаться, чтобы вслушаться в разговор"

 

___________

 

"Больному в высшей степени противно, когда окружающие ходят на цыпочках и меняют свой голос. Гораздо лучше говорить своим настоящим, хотя бы и грубоватым голосом, нежели слабым или неестественным тоном, который положительно расстраивает больному нервы".

___________

 

"Попадаются сестры милосердия, которые не могут затворить дверей, не производя оглушительного стука. Или же они отворяют их слишком часто, совершенно без надобности, потому что не подумают обо всем, что можно принести в один раз. Я сама собственными глазами видела ужас, выражающийся на лице одной больной каждый раз, когда входила сестра милосердия в комнату, причем она непременно натыкалась на ящик с углем".

___________

 

"Далее, хорошая сестра милосердия должна позаботиться, чтобы в комнате больного двери не скрипели, окна не дребезжали, шторы и занавеси не болтались. Особенно внимание должно быть обращено на это обстоятельство, особенно в том случае, если больного оставляют на ночь одного".

___________

 

 

"Всегда следует садиться против больного, чтобы избавить последнего от необходимости делать усилия для поворачивания головы в сторону говорящего. Ведь у всякого существует потребность смотреть в лицо тому, к кому он обращается со словом. Равным образом, разговаривая с больным стоя, мы его этим заставляем постоянно смотреть вверх. Сидеть необходимо как можно спокойнее и избегать в разговоре всякой жестикуляции".

___________

 

"Никогда не должно неожиданно заговаривать с больным, но, с другой стороны, не следует также томить его ожиданием".

___________

 

"Гуляющего больного никогда не следует останавливать или обгонять, чтобы сказать ему что-нибудь. Трудно представить себе напряжение, которое необходимо выздоравливающему, чтобы остановиться лишь на несколько секунд и слушать".

___________

 

"Всякое движение в комнате больного после того, как с ним попрощались, пожелав ему покойной ночи, влечет за собою тревожную ночь для него. Если к тому еще больной разбужен, то его, наверное, ожидает бессонная ночь".

___________

 

"Никогда не следует опираться на кровать, садиться на нее или толкать ее без надобности, потому что больные это не выносят".

___________

 

"Обращаясь к больному, необходимо всегда выражаться точно и определенно, в особенности, если от него требуется ответ. Никогда не следует обнаруживать перед ним собственно неуверенности в чем-либо. Это особенно важно, когда дело идет о мелочах. Сомневаться можно про себя, а перед больным нужно иметь вид полной уверенности. Люди, не могущие отказаться от размышлений вслух и перечисляющие каждый раз все доводы за и против чеголибо, непригодны для ухода за больными".

"Нерешительность для больных нечто ужасное! Когда они видят окружающих

в нерешимости, они предпочитают сами с большими затруднениями и напряжением собрать все свои мысли и прийти к какому-либо заключению".

"Входя или выходя из комнаты больного, нужно стараться делать это хотя решительно и скоро, но не внезапно, стремительно, а тем более очень шумно. С другой стороны, уходя для принесения ему чего-либо или удалившись из его комнаты, никогда не следует заставлять его ожидать долго возвращения вышедшего. Вообще нужно стараться выработать в себе в отношении больного краткость и определенность во всех вещах, но избегать при этом стремительности и торопливости. Конечно, только тот, кто умеет владеть собой, сумеет избрать средний путь между вялостью и суетливостью".

___________

 

"Что касается чтения больному вслух, то опыт привел меня к заключению, что больной, который не может сам читать, не переносит обыкновенно и чужого чтения вслух".

"Но если при всем том необходимо что-либо ему почитать, то это нужно делать медленно. Сильно ошибаются, полагая, что больного чтение тем менее напрягает, чем скорее оно оканчивается, и поэтому читают ему, просто не переводя духа".

"Чтец причиняют истинную муку больному невнимательным, рассеянным чтением, тут и там прочитывая что-либо про себя, а под конец давая ему заметить, что сделаны были некоторые пропуски".

___________

 

 

"Только опытные сестры милосердия или люди, сами прошедшие школу тяжелой болезни, могут понимать, как страдают нервы и мысли больного, вынужденного постоянно видеть перед собой все те же четыре стены, тот же потолок и ту же обстановку на время, пока он обречен сидеть взаперти в одной

или даже двух комнатах".

"Никогда не забуду я радостного чувства, которое замечала на лицах подобных больных при виде букета пестрых цветов. Точно также припоминаю, что когда я сама была больна, то после получения букета полевых цветов мое выздоровление начало быстро продвигаться вперед".

"Для самого больного представляется столь же мучительно, сколько и непонятным вопрос, почему он переживает гораздо больше мрачных нежели приятных мыслей, и не может разогнать их даже при сильном старании со своей стороны".

"Больному столь же невозможно двигать переломленным членом, как изменить направление своих мыслей без посторонней помощи. Эта неподвижность духа сама по себе составляет столь же характерное явление страдающего какой-нибудь внутренней болезнью, как неподвижность пораженного члена или перелом конечности".

"Следовательно, исключительно заботясь о полезной пищи и питье, мы еще мало делаем для больного. Необходимо также позаботиться и о настроении его духа, доставляя ему возможность созерцать приятное, принося ему цветы или вообще что-либо красивое. Впрочем, уже один свет много содействует этому, и мне по крайней мере кажется, что наблюдаемое у многих больных страстное ожидание рассвета имеет своей причиной общую жажду света, когда многие предметы делаются видимыми и упавший дух больного вновь поднимается".

"Далее прошу обратить внимание на то, что каждый и каждая из нас, здоровых людей, привык к тому или другому роду занятий, за исключением некоторых светских барышень, нервная система которых зато не лучше настроена, чем у больных. Так как мы не сознаем развлечения, доставляемого занятиями, то нам едва приходит в голову, что отсутствие их очень неприятно чувствуется многими выздоравливающими".

"И действительно, легкая ручная работа, как, например, непродолжительное писание или рисование (если больной к этому способен), произведет на него отличное влияние. В меньшей степени это приложимо к чтению, хотя именно оно-то часто и является единственным и доступным больному занятием". "Итак, всегда нужно позаботиться о доставлении больному того или другого развлечения. Почти излишне упоминать, что чрезмерные ручные работы так же могут раздражать его, как и совершенное отсутствие развлечений".

"Большинству слабых больных почти невозможно принимать твердую пищу до 11 часов утра, даже если бы до того они очень ослабели от голода".

"Но зато иногда какая-нибудь ложка крепкого бульона, супа, молочного супа с яйцом каждый час сохраняет голодного больного от полного упадка сил и подготовляет его к возможности дальнейшего приема твердой пищи".

"Если сестре милосердия поручено давать больному каждые 3 часа чашку какой-либо горячей пищи, но больной не в состоянии принять такое количество ее в такой форме, то она может попробовать давать ему через час по столовой ложке. Если же он и этого не переносит, то по чайной ложке каждые четверть часа".

"Слабые больные, иногда только вследствие нервного истощения, не способны глотать, и эта слабость еще более усиливается от настойчивого требования, к ним обращенного".

"Иногда если больные получают свою пищу в строго определенное время, когда они свободны от всяких занятий, то они не только в это время, но и в последующие 2 часа не в состоянии за нее взяться".

"Тем не менее, в особенности у хронических больных, важно точно определить время, когда они могут кушать, равно как подметить часы, когда они чувствуют всего слабее. Как то, так и другое может со дня на день изменяться. Для всего этого требуется дар наблюдательности и терпения - достоинства, которыми должна обладать всякая хорошая сестра милосердия. Ими удается сохранить жизнь большому числу больных, чем это обыкновенно думают".

"Одно из самых частых последствий сильного ослабления от голода - бессонница, потому что больные обыкновенно спят соответственно тому, как едят".

"Больному можно сделать пищу окончательно противной, если в промежутках от одной трапезы до другой оставлять около его постели нетронутые им блюда в надежде, что, может быть в течение этого промежутка у него явится желание что-либо съесть. Кушанье должно быть подано вовремя и вовремя же убрано; все равно, ел ли он или нет.

"Доказано, что больной тем легче справляется с кушаньем, чем меньше ему мешает при этом присутствие посторонних. Даже на случай, когда его приходится кормить из рук, сестра милосердия не должна ему позволять говорить и сама как можно больше молчать, в особенности обо всем, что касается кушаний".