Зарождение счета

Одна из особенностей развития первобытного сознания – формирование способности отражать и выражать количественные характеристики действительности. Счет выступает первой теоретической деятельностью рассудка, абстрактной способностью мышления. Развитие способности счета – главный показатель уровня развития абстрагирующей, теоретической стороны человеческого сознания. Проблема происхождения первоначальной способности человека к счету – одна из интереснейших в проблематике первобытной культуры.

Выделяют три главные предпосылки становления количественных представлений, способности счета.

Первая – это повседневная практическая деятельность человека, многообразие действий по разделению целого на части и сложение некоторого целого из частей. Такие повседневные практические действия повторялись первобытным человеком многократно, являясь необходимой стороной его повседневной жизнедеятельности.

Вторая – природные ритмы, в особенности взаимосвязи ритмов человеческого организма (включая и его физиологические ритмы) с ритмами природной среды.

Третья предпосылка – познавательная процедура сравнения, выделения качественно определенных характеристик природных предметов и соотнесение их между собой. Процедура сравнения исторически сложилась на базе психики высших приматов еще в условиях первобытного стада.

Таким образом, в системе сознания первобытной родовой общины на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был накоплен значительный объем первичных сведений о мире, разработаны системы счета, календари, зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности. На рациональном знании, которое было накоплено в эпоху первобытной родовой общины, развивалась протонаука древнего мира.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каким было сознание первобытного человека?

2. Что включали в себя обыденные, стихийно накапливающие знания первобытного человека.

3. Каковы основы мифотворчества, на чем они основывались.

4. Что такое антропформизация?

5. Предпосылки зарождения счета?