Эпоха Античности

Эпоха Античности - важная ступень в социально-экономическом и духовном развитии человечества. Созданные в эту эпоху духовные сокровища явились основой европейской культуры. Эпоха Античности - это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации, одной из причин которого - события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.). Эта война разделила всю Элладу на два враждебных лагеря: под главенством Афины и под главенством Спарты. Она также положила начало новому этапу межполисных отношений, которые характеризуются насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. В конечном счете, полис как самоопределяющаяся политическая единица и форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. Он неспособен был к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем, при том, что проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения. Поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы полисной интеллигенции Аристотеля, Платона и других философов.

На протяжении многих веков в Древней Греции разрабатывались вопросы музыкальной теории и эстетики. Постепенно новые этические воззрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические представления о воздействии музыки. Так, новое музыкально-теоретическое воззрение отразилось в учениях об этосе. Учение об этосе – это учение о связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, а также влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Это учение легло в основу всей педагогической теории греков классической эпохи.

Античным системам музыкально-эстетического воспитания свойственен эстетико-педагогический максимализм, который проявился в использовании искусства как средства воспитания. Музыка, в силу своей нравственной направленности, считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности. Музыкальная культура Древней Греции явилась высшим выражением культуры Древнего мира и первым историческим этапом в развитии музыкальной культуры Европы. Музыкальная культура античной Греции обладает бесспорными достижениями и приобрела собственный неповторимый облик. Важнейшим свойством ее музыкальной культуры является синкретизм, т.е. единство музыки с другими видами искусства: поэзией, танцем и театральным действием (трагедией). Музыкальному воспитанию юношества придавалось большое значение. В Древней Греции все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке. В Спарте, Фивах и Афинах считалось священным долгом учиться играть на авлосе и участвовать в хоре.

Художественная образованность считалась основой образования в целом. Синонимом термина "мусический" был термин "образованный". Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика были основой содержания образования. Они призваны были развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка. Музыка понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания. Так, Пифагор считал космос "музыкальным", так же как государство - "музыкально" благоустроенным и подчиненным "правильному" ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшая цель человека – гармония души и тела. Характерно, что античный материально-чувственный космологизм, для которого важно отношение к космосу как к телу живого человека, совмещался в культуре древних греков с принципом объективизма в отношении к человеку. Это выражалось в органической взаимосвязи человека с природой, целостности взгляда на окружающий мир. Идеал человека определялся двумя понятиями "прекрасный и добрый". Эти два неразделимых понятия означали "двоякий ритм": ритм тела, который надлежало воспитывать атлетикой, и ритм души, подвластный музыке. Под музыкой древние греки понимали триединство "мусических искусств", находящихся под знаком муз: танца - как проявления телесной пластики; поэзии - как смыслообразующего начала и музыки как звукоинтонирующего смысла. Отношение к занятиям музыкой не уступало по важности медицине. В частности, Аристоксен (ок. 354 - ок. 300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела средствами врачевания, а очищение души - средствами музыки как сочетания искусства пения со словом. Музыка исполнялась на праздниках урожая и сопровождала театральные действия. По словам Платона Афинского (427 - 347 до н.э.) хоровое пение есть "божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке". Древние греки считали его одним из элементов образования, а слово "необразованный" трактовали как "не умеющий петь в хоре". Платон считал, что воспитательное действие звуков должно быть регламентировано и подчеркивал необходимость двоякого воспитания: для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое». Соответственно: «тело следует обучать гимнастическому искусству, а душу — для развития ее добродетели — мусическому». При этом «мусическое будет … предшествовать гимнастическому». Вполне закономерен вопрос о причине выделения мусического воспитания на первый план. Так как предметом мусического воспитания, по Платону, является душа человека, а душа — это самое ценное, что в нем есть, ибо имеет «божественную природу» и достойна всяческого почитания, то именно душе нужно уделять первоочередное внимание. Исходя из этого, Платон в мусическом воспитании человека видит цель в развитии определенных нравственных качеств. Именно поэтому песнопению и музыке он придавал огромное значение как средству воспитания, и считал, что музыка оказывает сильное влияние на душу человека. Он тщательно подходил к выбору ладов, предлагал избегать мелодий, имеющих печальный характер (смешанный лидийский, строгий лидийский), а также мелодий «расслабляющих, изнеживающих и свойственных застольным песням» (таких как ионийские и лидийские), поскольку они не допустимы для человека воинственного, которому должны быть близки «дорейская и фригийская мелодии». По мнению Платона, эти мелодии, как нельзя лучше, воспитывают в будущем страже необходимые нравственные качества, такие как - «мужество и рассудительность». Он советует избегать употребления многострунных и многогармоничных инструментов и оставляет в своем совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, при этом исключает флейту. Возможно, этот факт является отзвуком событий, происходящих на рубеже V–VI вв. до н.э., когда флейта была запрещена, так как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.

Таким образом, в поиске эффективных средств формирования нравственных качеств человека Платон использует песнопения и игру на музыкальных инструментах и дает конкретные рекомендации. В частности, говорит об отказе от использования большинства музыкальных ладов, кроме дорийского и фригийского; в ограничении ритмов и музыкальных инструментов (лиры и кифары - в городе, свирели - в сельской местности).

Аристотель (384 - 322 до н.э.) также писал о музыке как средстве воспитания: "Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели (человеческой жизни), но доставляет еще к тому же и вдохновение". По его мнению, успешна только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий, — таково его требование обязательного гедонистического эффекта в приобщении к искусству. Он выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством и считал, что успешна только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий, а также выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством.

Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) утверждал гуманистическую и миротворческую суть искусства. Он говорил, что искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставленье на жизненный путь.

Неотделимой от познания вещей божественных признавал музыку Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96). Он отмечал, что музыка в старые времена не только изучалась, но и была предметом благоговения, так что искушенность в ней почиталась приличествующей пророку и мудрецу.

Таким образом, в эпоху Античности зародилась важнейшая в мировой практике традиция музыкально-эстетического воспитания средствами музыкального искусства. Его цели, содержание и направленность стали определяться ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии. В исторические периоды античности, эллинизма и Римской империи выдающимися мыслителями неоднократно отмечались: магическая сила воздействия музыкального искусства на душу человека, способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и в силу этого необходимость музыкального искусства как средства воспитания.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется эпоха Античности?

2. Как изменились представления о воздействии музыки в Древней Греции и в результате чего?

3. В каких учениях нашло отражение новое музыкально-теоретическое воззрение?

4. Какова сущность учения об этосе?

5. Какое учение легло в основу всей педагогической теории греков классической эпохи?

6. Каковы роль и значимость музыки в Древней Греции5861782" data-ad-slot="2853903535">