Музыкальное образование стран Древнего Востока

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, появились рабовладельческие государства Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Со временем они достигли высокого уровня развития. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи.

История богослужебного пения и история музыки берут начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа — сифитов и от потомков Каина — каинитов. Путь сифитов и каинитов — это разные реакции человеческого сознания на грехопадение и изгнание из рая. Желание вновь обрести утраченное блаженное райское состояние стало основным и всепоглощающим желанием всего человеческого существа, однако практическое осуществление этого желания было разным. Сифиты пошли по пути личного примирения с Богом и покаяния перед ним в надежде получить когда-нибудь прощение и возвращение утраченного состояния. Путь каинитов был направлен на воссоздание райского блаженного состояния земными средствами, следуя примеру своего прародителя Каина, «устроиться на земле без Бога». После убийства Авеля Каин «пошел от лица Господня», построил первый город и заложил основание материальной цивилизации.

Служение Богу, считалось, требует отрешения от всего земного и мирского и сосредоточения на Небесном и Божественном. Подобная отрешенность и сосредоточенность требовала особую «душевную тишину», которая рождалась из «тишины физической», потому как все внутренние силы устремлены к Богу. В этом и заключается секрет «душевной тишины», или особого душевного молчания. Отсюда берет начало богослужебное пение.

В этом и развиница: если музыка начинается с шума или физического звукоизвлечения, то богослужебное пение начинается с духовной «тишины». Путь к достижению богослужебного пения лежит через «молчание мира». И если в основе града земного лежит звук, то в основе небесного града лежит тишина, молчание, или «иссихия». Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударений «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обуславливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения.

Этим же обуславливается и русский термин «стопа», обозначающий повторяющуюся единицу стиха. Все это указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий. Для облегчения этого добывания и были придуманы специальные орудия — музыкальные инструменты. Если для добычи физической, телесной пищи употреблялись орудия земледелия и охоты, то для добывания пищи душевной были изобретены орудия музыкальные. И подобно тому как телесная пища утоляла телесный голод, так и музыкальные звуки утоляли голод души, мучимой утратой райского блаженства. Добытые в результате физических усилий, с помощью специальных инструментов, музыкальные звуки особым образом воздействовали на душу человека, приводя ее в состояние транса или экстаза. Это возбуждение бестелесного, душевного начала с помощью материального и с помощью физических усилий роднит музыкальную стихию со стихией наркотических и опьяняющих веществ, ибо и там и здесь душа возбуждается различными физическими действиями и образованиями. С особой силой это единство проявляется в древнеиндийском культе Сомы и в древнегреческом культе Вакха — Диониса, в которых пение, танец и опьянение являются необходимыми составляющими состояния экстаза. Душа как бы опьяняется музыкальными звуками и в этом опьянении получает некие «сверхсилы». Человек начинает ощущать себя бессмертным, чувствовать в себе способности к общению с высшими силами, а также способности к магической власти над стихиями Вселенной. Эта магическо-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых Священное Писание называет «сильными, издревле славными людьми», прибавляя, что «все мысли и помышления их были зло во всякое время».

Таким образом, можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека. По одной из легенд, Господь заключил завет с Ноем, а через него «и со всякою душею живою», видимым знаком чего стала радуга. В радуге заключено скрытое указание на путь познания Бога через познание мирового порядка. Радуга - некое изображение этого порядка. Спектр цветов радуги стал прототипом музыкального звукоряда. В нем семь видимых цветов радуги, и они соответствуют семи ступеням звукоряда. Осознание принципа звукоряда означало упорядочивание музыкальной стихии, переход от магического и экстатического понимания музыки к пониманию мистическому и математическому. В радуге заложено и этическое понимание музыки. Познание мирового порядка порождает в человеке желание подражать этому порядку. А это воплощается в упорядочивании жизни человека и координации этой жизни с общим порядком. В радуге заложено и эстетическое понимание музыки, поскольку человек, забывая о мистическом и этическом смыслах радуги, начинает воспринимать ее просто как красивое явление. Таким образом, различные понимания смысла радуги являются прототипами различных этапов истории музыки древнего языческого мира.

Познание характера этой музыки необходимо для лучшего понимания ветхозаветного богослужебного пения, имеющего множество общих черт с ней. Музыка в жизни человечества того времени занимала выдающееся место. Храмовые певцы и музыканты пользовались огромным почетом. Они занимали в государственной иерархической лестнице места, следом за богами и царями, превосходя по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся музыкантов выбивали в камне, оставляя след в истории на века. В правление ассирийского царя (ок. 1100 г. до н.э.) один год был даже назван именем начальника музыкантов - Ина-икииалан. На барельефах египетского Древнего царства до наших дней дошли изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах. Каждые утро и вечер они должны были радовать сердца богов, прославляя их могущество. В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя освобождали умерших на некоторое время от власти подземных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Пением и инструментальным звучанием призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, у вавилонян — Иштар.

Таким образом, музыка являлась магическим мостом, соединяющим человека с богами и бессмертием. Особое место в музыкальной культуре Древнего Востока приобрела символика чисел. Китайская цитра чин имела в длину 3,66 фута аналогично 366 дням года. Ее пять струн находились в соответствии с числом стихий. Выпуклая дека символизировала небесный свод, плоское основание — землю и т.д. Подобные символы встречались и в Греции: четыре стерженька систра соответствовали четырем стихиям, семь октавных тонов — семи дням недели и семи планетам. Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени — кварте, весны и зимы — квинте, весны и лета — октаве. Особое значение имели числа пять и семь. Пять — число чувств человека и основных сил, образующих мировую душу. Это число символизировало силу и здоровье и являло исцеление от болезней. Семь — число священное, символизирующее совершенство и чистоту. Это число планет, в честь него установлена семидневная неделя, заканчивающаяся шабашем, т.е. субботой. Число музыкантов при храмах в Вавилоне первоначально всегда равнялось семи. Позже это число увеличилось, одноко всегда оставалось кратным семи.

Таким образом, как более архаическая пятиступенная система, так и употребляемая в настоящее время семиступенная коренятся в мистических и астрологических представлениях Древнего Востока.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало I тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина I тысячелетия до н. э.) и др. Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Основная педагогическая идея «Притчей» - призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей».

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения. Качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с III тысячелетия до н. э. начали частично заменяться письменностью - клинописной и иероглифической. К III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было уже довольно значительным. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем. Он создавал таблички-модели, а дети переписывали их и заучивали наизусть.

Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (I тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом и географией.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте и социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания. Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов и воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Вместе с тем возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным и политическим запросам общества. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, поскольку религия была носителем идеалов воспитания и обучения. По мере социального развития запросы менялись, а с ними - и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К I тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы. Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

К I тысячелетию до н. э. сложился шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки же могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор. Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становилось сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигло искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. появились институты семейной школы. Они были небольшими по числу учеников. За обучение в них взималась высокая плата. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья. При этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан. Девочки обучались дома. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. При этом уровень семейного обучения и воспитания был достаточно высок. Мужчины и женщины имели равные права в воспитании. Грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Позже в таких семьях появились небольшие группы учеников. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания. Широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание - это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары.

На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать. На втором этапе происходила дифференциация: одни - изучали музыку, литературу, грамматику; другие -осваивали математику; третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалось залогом успешной карьеры в будущем.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Египтяне верили, что боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов клали душу, а на другую - «кодекс поведения». Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения.

В Древней Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) - необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) - требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) - предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями и было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение читать, считать и писать. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет. Иих посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику и астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии появился буддизм. Сосуществовавший с индуизмом он способствовал распространению образования, поскольку в буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличилось число школ, которые открывались при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существовала начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили веды, веданги, упаведы (медицина, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ремесле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II–VI веках произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Таким образом, организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития, программа обучения постепенно приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся также социальный круг учащихся.

Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в III тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться). Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом. Это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. Были изобретены волосяная кисточка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Вопросы для самоконтроля

1. Что обозначало древнеегипетское слово «петь»?

2. Чем характеризовалась магическая природа музыки в странах Древнего Востока?

3. Какую роль и значимость играла музыка в жизни человечества древней цивилизации?

4. Какой статус имели храмовые певцы и музыканты в древневосточных цивилизациях?

5. Какое значение в музыкальных культурах Древнего Востока приобретает символика чисел и чем она выражается?

6. В какой общественной структуре было организовано воспитание и обучение в древнейших государствах?

7. Как сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания в переходную эпоху от общинно-родового к рабовладельческому строю в древних цивилизациях Востока?

8. Когда в странах Древнего Востока завершался дописьменный период истории и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации начали частично заменяться клинописной и иероглифической письменностью?

9. Где почти в каждом городе были организованы школы и как они назывались по-шумерски?

10. На чем основывалась методика обучения в древне-шумерских школах?

11. В какую эпоху получили наибольшее распространение эдуббы?

12. Какие дисциплины в процессе специализации были включены в программу эдуббов?

13. В связи с чем появилась специальность учителя в странах Древнего Востока?

14. Под воздействием каких факторов развивались школа и воспитание в государствах Древнего Востока?

15. Каким запросам общества отвечало возникновение школ в государствах Древнего Востока?

16. К какому периоду складывается шумерский идеал образования, и какие знания и умения он включает?

17. Специфические черты и особенности шумерской школы I века до н.э.

18. В каком веке в Древнем Египте возникает институт семейной школы и каковы ее особенности?

19. Какая система общественного устройства сложилась в Древней Индии, какой характер носило обучение и какова роль семьи?

20. На какой идее основывалось воспитание и обучение в Древней Индии вплоть до V в. до н. э.?

21. По каким признакам формировался воспитательный идеал в Древней Индии?

22. С какими верованиями в Древней Индии воспитание и обучение имело тесную связь, и для каких каст оно было обязательным?

23. К какому периоду в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования и в чем ее специфика?

24. Как возникновение буддизма в Древней Индии повлияло на образование, и чему способствовал буддизм?

25. Чем объяснялся успех буддийских школ, и какой характер носило обучение и воспитание в школах?

26. Какие изменения произошли в Древней Индии во II–VI веках, и какая система образования сложилась в этот период? Каковы ее особенности?

27. В каком веке появились первые школы в Древнем Китае? На каких принципах базировались традиции обучения?

28. Какова главная цель школы, и для кого она была доступна?

29. Какое учение оказало наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае?

30. Чему уделялось особое внимание в учении Конфуция?

31. Что считалось идеалом воспитания, по Конфуцию?

32. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека. Какими критериями образованности характеризуется этот тип?