Искусство Эпохи Возрождения

БАЗИЛИКА – прямоугольное в плане здание, расчлененное в интерьере рядами колонн на ряд прямоугольных галерей – нефов. Средняя часть обычно шире и выше боковых и освещается окнами над боковыми нефами.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей.

ГАЛЕРЕЯ – полуоткрытое, светлое, протяженное по горизонтали помещение, ограниченное с одной или двух сторон колоннами или пилонами.

ДУЧЕНТО – этап в развитии итальянского искусства – ХШ век.

КАМПАНИЛА – колокольня итальянской архитектуре.

КАПЕЛЛА – католическая часовня.

КВАДР – тесаный на четыре грани камень.

КВАТРОЧЕНТО – эпоха в развитии итальянского искусства – ХУ век.

КОНСОЛЬ. КРОНШТЕЙН – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка для поддержания балкона, карниза, арки, статуи и пр.

ЛАНТЕРНА – световой фонарь в куполе, служит окном и завершением купола.

ЛОДЖИЯ – помещение, открытое с одной или нескольких сторон. Балкон, углубленный в стену здания.

ЛЮКАРНА – чердачное окно, круглый или многогранный оконный проем в крыше или куполе; имеет также декоративное значение.

ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН – фронтон сегментообразной формы, напоминающий своим очертанием натянутый лук.

МАНЬЕРИЗМ – художественное направление в истории итальянского искусство ХУ1 века, основанное на формальном истолковании и использование приемов («манер») знаменитых художников прошлого и современности.

МЕДАЛЬОН – круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания. В архитектурной декорации выполняется средствами рельефа, росписи, мозаики.

НАЛИЧНИК – обрамление дверного или оконного проема.

ПАЛАЦЦО – дворец, городской особняк в Италии, жилой дом знати или здание общественного назначения.

ПЛАФОН – потолок или свод, украшенный живописью или лепниной.

ПРОЛЕТ – расстояние между опорами.

ПРОТОРЕНЕССАНС – предвозрождение. Наименование этапа в истории итальянского искусства, предшествующего Ренессансу – ХШ-Х1У века.

ПЬЕДЕСТАЛ – подножие, основание памятника, статуи, колонны, состоящее их трех частей: цоколя, стула, карниза.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

РОТОНДА – круглое в плане здание, перерытое куполом.

РУСТ – отдельный каменный прямоугольник, обработанный рустикой.

РУСТИКА – способ обработки камня, когда одна сторона его остается грубо околотой с узким гладким кантом по краям. Способ декоративного оформления стены, когда тонкие гладкие рамки подчеркивают выступающие вперед прямоугольники (каменные, штукатурные, деревянные).

РАКУРС – в искусстве перспективное сокращение удаленных от зрителя архитектурных форм, фигур или предметов, изображенных на картине, рисунке, барельефе.

РЕНЕССАНС – франц. «возрождение». Наименование эпохи расцвета европейской культуры и искусства в ХУ-ХУ1 веках. Стиль западноевропейского зодчества ХУ-ХУ1 веков, основанный на возрождении античных архитектурных форм.

СФУМАТО – светотень, прозрачная дымка теней. Мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного решения.

САНДРИК – небольшой карниз над окнами или дверями. Бывает треугольный, лучковый, ступенчатый, разорванный.

СВОД – перекрытие здания, имеющее криволинейную форму, Известны своди цилиндрические, коробовые, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, нервюрные, звездчатые. Всего около двадцати типов.

ТЕРРАКОТА – неглазурованные изделия из обожженной глины пористого строения.

ТРЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – Х1У век.

ТОНДО – живописное станковое произведение круглой формы. Скульптурный рельеф в виде круга. Композиция в виде круга.

ФАСАД – каждая из внешних сторон здания.

ЦОКОЛЬ – нижняя часть стены здания, выступающая наружу и служащая основанием. Часто облицовывается камнем.

ЦИРКУМФЕРЕНЦИЯ – округлая в плане обстройка парадного двора, образуемая крыльями здания, флигелями, галереями.

ЧИНКВЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – ХУ1 век.

 

III раздел III семестр –