Теория спроса и предложения

В рыночной экономике взаимосвязи между экономическими агентами осуществляются посредством добровольного обмена принадлежащими им благами. Норма обмена одного блага на другое называется ценой. Цена формируется под воздействием спроса на товар и его предложения. Впервые понятие спроса и предложения в экономической науке исследовал выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Необходимо рассмотреть вначале, чем определяются спрос и предложение товара, а затем показать, как их взаимодействие образует рыночную цену. Этим вопросам и посвящена данная тема.

Рыночное равновесие (точка О) - это состояние рынка (Рис.1), при котором объем спроса равен объему предложения, т.е.

РO = РD = РS , РOравновесная цена.

 

 

 
 

Рыночное равновесие характеризуется тем, что в этой точке совпадают экономические интересы продавцов (производителей) и покупателей. Состояние равновесия на рынке крайне нестабильно, т.к факторы, оказывающие на него влияние, подвержены постоянным изменениям.

Все факторы, влияющие на поведение потребителей и производителей, делятся на две группы - цена товара и неценовые факторы. Следовательно, логично изучить нарушение рыночного равновесия сначала под воздействием изменения цены, а затем под воздействием неценовых факторов.

А) Влияние изменения цены (Рис. 2; 3).

1. Предположим, что на рынке установилась цена выше равновесной.

 

 
 

Рис. 2 Влияние изменения цены на рыночное равновесие

 

Избыток товаров действует в сторону понижения цены (закон избытка).

Рынок, который характеризуется устойчивым избытком, называется рынком потребителя.

 

2.Предположим, что на рынке установилась цена ниже равновесной (Рис. 4; 5).

 
 

 


Рис. 4 Влияние изменения цены на рыночной равновесие

 
 

Дефицит товаров действует в сторону повышения цены (закон дефицита).

Рынок, который характеризуется устойчивым дефицитом, называется рынком производителя.