Теория спроса и предложения
В рыночной экономике взаимосвязи между экономическими агентами осуществляются посредством добровольного обмена принадлежащими им благами. Норма обмена одного блага на другое называется ценой. Цена формируется под воздействием спроса на товар и его предложения. Впервые понятие спроса и предложения в экономической науке исследовал выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).
Необходимо рассмотреть вначале, чем определяются спрос и предложение товара, а затем показать, как их взаимодействие образует рыночную цену. Этим вопросам и посвящена данная тема.
Рыночное равновесие (точка О) - это состояние рынка (Рис.1), при котором объем спроса равен объему предложения, т.е.
РO = РD = РS , РO –равновесная цена.
Рыночное равновесие характеризуется тем, что в этой точке совпадают экономические интересы продавцов (производителей) и покупателей. Состояние равновесия на рынке крайне нестабильно, т.к факторы, оказывающие на него влияние, подвержены постоянным изменениям.
Все факторы, влияющие на поведение потребителей и производителей, делятся на две группы - цена товара и неценовые факторы. Следовательно, логично изучить нарушение рыночного равновесия сначала под воздействием изменения цены, а затем под воздействием неценовых факторов.
А) Влияние изменения цены (Рис. 2; 3).
1. Предположим, что на рынке установилась цена выше равновесной.
Рис. 2 Влияние изменения цены на рыночное равновесие
Избыток товаров действует в сторону понижения цены (закон избытка).
Рынок, который характеризуется устойчивым избытком, называется рынком потребителя.
2.Предположим, что на рынке установилась цена ниже равновесной (Рис. 4; 5).
Рис. 4 Влияние изменения цены на рыночной равновесие
Дефицит товаров действует в сторону повышения цены (закон дефицита).
Рынок, который характеризуется устойчивым дефицитом, называется рынком производителя.