Ахам агнир ахам хутам

Предложение огню 20 палочек.

· Взять 20 (или сколько-нибудь) лучинок, обмакнуть в гхи и предложить их в огонь без мантры, медитируя на Господа Вишну.

Очищение гхи.

· Сосуд с гхи несколько раз по часовой стрелке поводить над огнем.

Очищение половника.

· Побрызгать на половник водой из ачамана и провести его кругами над северной (левой) стороной огня 3 раза

Разбрызгивание воды вокруг огня.

· Разбрызгать воду вокруг огня движениями по часовой стрелке, с мантрой («О Анируддха, вызови жертвоприношение, призови Господа жертвоприношений на нашу добрую удачу. Ты всепроникающ. О Тот, кто очищает желания, очисти наши желания. Пусть Господь слов насладится моими молитвами».)

Ом прабхо анируддха

Прасува йаджнам прасува йаджнапатим

Бхагайа пата сарва-бхута-стхах

Кетапух кетам нах пунату

Ваг-иша вачам нах свадату

Махавйахрити-хома.

Хома – это серия подношений жертвенному огню, посвященных какой-то единой теме. В зависимости от самскары, ягья содержит несколько различных хом. Для того чтобы хватило литра гхи на все хомы самскары, следует лить его понемногу (чтобы об этом не беспокоиться, лушче натопить гхи из двух килограм хорошего сливочного масла). Махавьяхрити, или Бхурлока, Бхуварлока и Сваргалока – это три основные планетные системы этой вселенной. Также они символизируют наше тело, ум и разум. Таким образом, махавьяхрити-хома – это подношение Кришне как повелителю всей вселенной или нашего ума, разума и чувств, то есть повелителю всего сущего. Махавьяхрити-хома всегда начинает и заканчивает основной ритуал огненного жертвоприношения.

· Предложить гхи в огонь со словами:

Ом бхух сваха (льется гхи) – идам вишнаве идам на мама

Ом бхувах сваха (льется гхи) – идам ачйутайа идам на мама

Ом свах сваха (льется гхи) – идам нарайанайа идам на мама

Ом бхур бхувах свах сваха (льется гхи) – идам анантайа идам на мама

Основная церемония самскары.

· Она зависит от конкретной самскары, которые описываются далее. Если самскару проходят несколько семей, то те ритуалы, которые они могут совершать вместе (например, предложение сладкого риса в огонь во время анна-прашаны или произнесение общих мантр), они совершают одновременно. Другие ритуалы, типа наречения именем ребенка совешаются последовательно: одна семья за другой.

· Если несколько семей совершают различные самскары, то:

· Вначале проводится церемония первой самскары.

· Высвобождается божество огня, вызванное для этой самскары, для чего необходимо три раза хлопнуть в ладоши и прочитать мантру: